Формы и методы работы с инвалидами и пожилыми людьми

На сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (1992 г.) в Рекомендациях № 1185 к реабилитационным программам инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, не позволяющими человеку быть интегрированным в общество.

Учитывая такие фундаментальные ценности профессиональной социальной работы как значимость, достоинство и уникальность каждой личности, человеку с ограниченными возможностями должны быть предоставлены в обществе все условия, способствующие реализации этих ценностей.

Существующие международные стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, созданные на основании декларации о правах инвалидов, декларации о правах умственно отсталых лиц, декларации социального прогресса и развития, принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, провозглашают принцип равных возможностей всех членов общества. Стандартные правила предполагают равноправное участие инвалида во всех сферах социальной жизни и помощь ему со стороны органов практического здравоохранения, образования, организаций социальных служб и социальной работы. Стандарты могут служить теоретико-практическим руководством для медико-социального работника при работе с той или иной категорией населения, в том числе с инвалидами и нетрудоспособными. Следует однако отметить, что положения стандартных правил по разным причинам не всегда могут быть реализованы в полном объеме и служат своего рода ориентирами для социального работника или соответствующего социального учреждения.

Международные стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов представлены 20-ю правилами. Медико-социальный работник в своей практической деятельности должен по мере возможности использовать положения правил для улучшения качества жизни инвалидов и нетрудоспособных. По сути они носят универсальный характер социальных технологий развития инвалидов и лиц пожилого и старческого возраста; целевой установкой для медико-социального работника в его повседневной работе с инвалидами служат первые четыре, разумеется, последующие не могут игнорироваться, оставаясь в сфере деятельности.

Правило № 1понимание проблемы. Ставится задача максимально полно представить информацию инвалидам и членам их семей об их правах и особенно имеющихся возможностях. Выполнение такой задачи будет способствовать использованию резервных возможностей человека для самообеспечения своих потребностей для жизни в обществе. На углубление понимания проблемы самим инвалидом следует особо обратить внимание при составлении общеобразовательных программ для инвалидов-детей и при подборе программ медико-социальной реабилитации.

Правило № 2медицинское обслуживание инвалидов. Для медико-социального работника претворение в жизнь положений правила является существенным разделом работы. Совместно с соответствующими специалистами медико-социальный работник обеспечивает разработку программ раннего выявления, оценки и лечения дефектов, приводящих к инвалидности.

Правило № 3реабилитация. Медико-социальная реабилитация предусматривает осуществление комплекса мер по поддержанию определенного оптимального для инвалида уровня жизни. Программа реабилитации отражает сложившуюся фактическую потребность инвалида и возможность ее удовлетворения и призвана обеспечить участие человека в жизни общества на равных правах. Реабилитационные мероприятия направлены на структурно-функциональное восстановление целости поврежденных тканей и органов (регенерация), восстановление их деятельности (реституция) и воздействие на процессы, связанные с замещением или восполнением утраченных функций (компенсация). Программа реабилитации включает также консультирование инвалидов и членов семей, обучение самообслуживанию и ряд других мероприятий, проводимых совместными с инвалидами усилиями.

Правило № 4вспомогательные услуги – предполагает обеспечение инвалидов вспомогательными устройствами, необходимым оборудованием, индивидуальной помощью с учетом конкретных потребностей для создания инвалиду равных возможностей в обществе. Особое значение имеет фактическое предоставление возможности воспользоваться вспомогательными услугами (исключение ограничений, в том числе и материальных).

Приведенные стандартные правила должны помочь медицинскому социальному работнику представить проблему в целом и определить приоритетные направления оказания специализированной социальной помощи инвалидам.

Для определения объема и качества специализированной социальной помощи социальный работник руководствуется законодательной базой Федеральных законов: «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальной защите инвалидов РФ» (см. файл материалов, приложение 2), «О дополнительных социальных гарантиях по защите детей-инвалидов с детства в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об охране здоровья граждан» и других постановлений Правительства РФ.

По Российским нормативным актам инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное приводящими к ограничению жизнедеятельности заболеваниями, последствиями травм или дефектами и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Инвалид I группы нетрудоспособен, II группы – временно нетрудоспособен или трудоспособен в ограниченных сферах производства, III группы – трудоспособен в щадящих условиях труда. Такое определение понятия «инвалид» предполагает, что в комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место должно быть уделено решению вопросов медико-социального направления, специализированной помощи социально-медицинским услугам.

Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности.

В своей профессиональной деятельности социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического характера, в том числе и медико-социальному. Предназначение социального работника – служить во имя повышения благосостояния инвалида, способствовать его самореализации в решении вопросов удовлетворения потребностей и интересов и достижения социальной справедливости. В равной мере это относится к деятельности медико-социального работника, объединяющей усилия различных министерств и ведомств в области решения медицинских проблем в социальной работе с инвалидами.

В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов оказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку».

Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности и на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

К стационарным учреждениям, оказывающим медико-социальную помощь инвалидам, относятся дома-интернаты (дом интернат для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат, дома интернаты для детей с физическими недостатками).

Практико-ориентированный характер деятельности социального работника в условиях стационарных учреждений обосновывает необходимость специализации социальной работы по признаку направления, предмета или объекта деятельности с выделением специализации – медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений. Центральной фигурой для домов-интернатов становится социально-медицинский работник, призванный объединить и регламентировать социально-медицинскую и реабилитационную работу с учетом профиля учреждения и характера оказываемых услуг.

При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания или нахождения пациента в стационарном учреждении. Особое значение имеет заинтересованность и участие самого инвалида в проведении социальных программ.

Следует отметить, что реализация медико-социальных услуг удовлетворяет те потребности инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности экономического кризиса в условиях зарождающихся рыночных отношений в нашей стране. Оказание социальным работником медико-социальной помощи ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения в деятельности органов практического здравоохранения и тем самым создает определенное равновесие в вопросах медицинского обеспечения социально незащищенных людей с ограниченными возможностями.

Выполняя задачи по уходу за инвалидами, решая в определенной степени вопросы врачевания, медицинский социальный работник воздействует на образ жизни пациента, способствуя его психической реабилитации.

При патронажной работе особую заботу медицинский социальный работник проявляет к гражданам, находящимся под постоянным контролем социальных служб (дети и подростки с ограниченными возможностями, дезадаптированные несовершеннолетние, дети группы риска с заболеваниями, которые могут привести к инвалидности, инвалиды с детства,инвалиды I, II, III групп инвалидности, престарелые и др.). Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать социальную обстановку в семье, связанную часто со многими нерешенными вопросами материального и психологического характера, решить вопросы необходимости оказания специализированной социальной помощи – предоставления медицинских услуг. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном уходе и наблюдении, что вызывает немалые трудности для родителей при повседневном с ними общении, обеспечении жизненных потребностей (кормление, одевание, купание и т.д.).

Гарантированные права граждан с ограниченными возможностями вступают в силу при получении официального статуса инвалида, и потому социальный работник должен быть знаком с порядком направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако, часто становится для инвалида сложной и трудно выполнимой процедурой.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите: при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев; при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез – до 12 месяцев), для решения вопроса о продолжении лечения или установления группы инвалидности; работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случаях ухудшения клинического и трудового прогнозов.

В функциональные обязанности медицинского социального работника входит решение вопросов организации медицинской помощи инвалидам. Социальный медицинский работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, осуществляет помощь в организации санаторно-курортного лечения, организует профилактические осмотры с целью раннего выявления заболеваний или физических дефектов, способных привести к инвалидности, помогает приобрести необходимые тренажеры, средства передвижения, корригирующие аппараты, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость в обеспечении диетическим питанием детей-инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.

Одним из важных направлений деятельности всех организаций и служб, оказывающих помощь инвалидам, является работа по созданию непосредственных реальных условий для поддержания здоровья и собственного благополучия для тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера. К таким мероприятиям можно отнести предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организация для них производства на дому, развитие семейного предпринимательства, организацию оздоровительных, спортивно-развлекательных массовых мероприятий и др.

Предназначение медико-социального работника, предписываемое этическим кодексом социального и медицинского работника, – служить во имя повышения благосостояния человека с ограниченными возможностями, способствовать его самореализации, оказывать помощь в решении вопросов удовлетворения его потребностей и интересов для равноправного участия в жизни общества.

При выборе приоритетов в направлениях социальной политики должно быть отдано предпочтение оказанию социальной защиты инвалидов.



Оглавление
Этико-правовые и социально-медицинские проблемы организации социальной работы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание социальной терапии
Основные формы и методы терапевтического воздействия
УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Первая доврачебная неотложная помощь
Неотложная помощь при отдельных заболеваниях
Неотложная помощь в психиатрии
История и современное состояние социально-просветительской деятельности
Социально-просветительская деятельность в современной России
Стратегия Всемирной организации здравоохранения в вопросе охраны здоровья
Право на жизнь
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина
Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья
Социально-медицинская этика как часть медицинской этики
Основные цели и задачи социально-медицинской этики
Формы и методы работы с инвалидами и пожилыми людьми
Социальные технологии оказания помощи детям-инвалидам
Медико-социальные аспекты девиантного поведения детей и подростков
Организация, формы и методы работы с беженцами и мигрантами
Проблемы социальной работы с бомж-лицами
Приложение 1
Статья 1. Охрана здоровья граждан
Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 5. Компетенция Российской Федерации
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
Статья 9. Полномочия высших органов государственной власти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
Статья 11. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Статья 12. Государственная система здравоохранения
Статья 13. Муниципальная система здравоохранения
Статья 14. Частная система здравоохранения
Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья
Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья
Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье
Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь
Статья 22. Права семьи
Статья 23. Права беременных женщин и матерей
Статья 24. Права несовершеннолетних
Статья 26. Права граждан пожилого возраста
Статья 27. Права инвалидов
Статья 28. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах
Статья 30. Права пациента
Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство
Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства
Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Статья 37. Медицинская стерилизация
Статья 38. Первичная медико-санитарная помощь
Статья 39. Скорая медицинская помощь
Статья 40. Специализированная медицинская помощь
Статья 41. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
Статья 42. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
Статья 44. Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами
Статья 45. Запрещение эвтаназии
Статья 46. Определение момента смерти человека
Статья 47. Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации
Статья 48. Проведение патолого-анатомических вскрытий
Статья 49. Экспертиза временной нетрудоспособности
Статья 50. Медико-социальная экспертиза
Статья 51. Военно-врачебная экспертиза
Статья 52. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
Статья 53. Независимая медицинская экспертиза
Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой
Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством)
Статья 58. Лечащий врач
Статья 59. Семейный врач
Статья 60. Клятва врача
Статья 61. Врачебная тайна
Статья 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников
Статья 66. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан
Статья 68. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья
Приложение 2
Статья 1. Понятие “инвалид”, основания определения группы инвалидности
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
Статья 8. Государственная служба медико-социальной экспертизы
Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов
Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов
Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов
Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью
Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов
Статья 19. Образование инвалидов
Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Статья 23. Условия труда инвалидов
Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
Статья 25. Порядок и условия признания инвалида безработным
Статья 26. Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов
Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов
Статья 31. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам
Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
Приложение 3
II. Перечень видов медицинской помощи
III. Базовая программа обязательного медицинского страхования
IV. Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюджетов всех уровней
V. Объемы медицинской помощи
VI. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения
Все страницы