Соревнование как борьба за превосходство

Как и при анализе телесности человека, прежде всего уточним понятийный аппарат, который будет использоваться при культурологическом анализе соревнований и двигательной деятельности человека.

Соревнование – это прежде всего борьба за превосходство между двумя или несколькими противостоящими сторонами: между людьми или между человеком и какими-то природными явлениями (одушевленными, или неодушевленными).

Вместе с тем соревнование – одна из форм социальной оценки на основе сравнения, сопоставления результатов деятельности человека с определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой человек, группа, прошлая деятельность того же индивида или некоторый идеализированный уровень деятельности.

Соревнование - это процесс, в котором производится сравнение действий индивидов на основе некоторого стандарта.

Сравнение производится лицом, которому известны критерии сравнения и который способен оценить процесс соревнования.

Учитывая указанные выше методологические принципы, прежде всего необходимо провести содержательные разграничения, связанные с соревнованиями, состязательными отношениями, поскольку они весьма разнообразны.

Важно учитывать разнообразие элементов соревновательного отношения.

Элементами соревновательного отношения могут быть:

- отдельные люди (например, бой двух боксеров или состязание легкоатлетов в беге на 100 м);

- группы людей (например, командные соревнования по хоккею, футболу и т.д.); отдельные люди или группы людей, с одной стороны, и живые объекты природы, – с другой (например, охота на оленей);

- отдельные люди или группы людей, с одной стороны, и неодушевленные явления природы, – с другой (например, преодоление участка с порогами на каноэ или скалолазание);

- отдельные люди или группы людей, стремящиеся преодолеть какую-то ранее установленную норму (например, спортсмен, пытающийся установить новый мировой рекорд в беге на 1500 м, или баскетбольная команда, которая пытается забросить в корзину противника рекордное количество мячей);

- человек, соревнующийся сам с собой (стремящийся преодолеть ранее показанный им результат, ранее установленное достижение в какой-то области).

Возможны и различные комбинации этих ситуаций, например, спортсмен, участвующий в кроссе, может быть одновременно включен в состязание, борьбу со всеми следующими элементами соревновательного отношения:

- как человек против человека, как член команды против команды соперников, как индиви-дуум или член команды против "идеального" стандарта (при желании побить рекорд кросса в личном или командном зачете).

Различие соревнований может быть связано также с составом участников, мотивами их участия в соревнованиях, продолжительностью соревнований, наличием правил или их отсутст-вием. А также направленностью соревнований (соревнования с гуманистической направлен-ностью или антигуманные).

Важно отличать соревнования, в которых сравниваются и демонстрируются двигательные (физические) возможности человека, от соревнований в интеллекте, памяти, внимании и других психических способностях.

В связи с обсуждаемой проблемой помимо указанных выше различений важно обратить внимание на различие соревнований, обусловленное их связью с определенными видами деятельности. Соревнования могут быть “вплетены” в самую различную деятельность.

Они могут быть элементом трудовой, производственной, экономической деятельности. Например:

- трудовое соревнование, конкуренция производителей, банков, фирм и т.п.;

- соревнование в учебной деятельности (соревнования в учебе);

- познавательной и научно-исследовательской деятельности (например, конкурсы ученых);

- художественной деятельности (конкурс танцоров, певцов, музыкальных исполнителей и т.п.);

- военной деятельности (военные сражения) и т.д.

Как элементы различных видов деятельности соревнования включаются в соответствующие сферы культуры: материально-производственную, художественную и т.д. и выполняют там определенные функции.

Среди разнообразных форм и видов соревнований особенно важно в связи с обсуждаемой проблемой выделить те, которые связаны с игровой деятельностью.

Эта деятельность имеет целый ряд особенностей.

Игровая деятельность, как и всякая другая - это изменение, преобразование определенных предметов и явлений.

Однако в данной деятельности человека интересует не только ее результат, но и те эмоции, которые она вызывает; удовольствие, получаемое от занятия этой деятельностью. В этом смысле принято говорить, что "мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе".

В качестве игровой в принципе может выступать любая деятельность, если она осуществляется "ради удовольствия" от самой этой деятельности. Однако формируются и специально игровые виды деятельности, структура которых предназначена именно для этой цели.

Поскольку "предметный" результат игровой деятельности важен не сам по себе, а лишь в той мере, в какой он обеспечивает определенную деятельность, постольку он может иметь (и как правило имеет) не утилитарный, а чисто условный, символический характер.

Как отмечает Левада, "замкнутость, или закрытость, структуры игрового действия означает, что его нормативные рамки и целевые ориентации (как внешние, так и внутренние, психоло-гические), соответствующие мотивы и интересы ничем, кроме самой игры, не определяются.

По мнению Левады, негативным определением особенности игрового действия - замкнутости - является его не утилитарность. Игра принципиально непродуктивна и тем отлична от функцио-нальных или инструментальных форм социальной деятельности.

С другой стороны, очень важная особенность игровой деятельности – это разнообразные формы этой деятельности. Как правило, она моделирует ситуации реальной жизни и связанные с ними формы поведения человека.

Это предполагает переход из мира реального в мир условный, создание искусственных, ситуаций, что особенно важно для развития абстрактного мышления и умения представлять сложные отношения в виде моделей.

Касаясь этой стороны дела, Выгодский писал: "Мне кажется, что за критерий выделения игровой деятельности ребенка из общей группы других форм его деятельности следует принять то, что в игре ребенок создает мнимую ситуацию... на основе расхождения видимого и смыслового поля".

Указанное моделирование включает в себя также новые формы поведения, которые, во-первых, обеспечивают безопасность человека, предохраняют его и других людей, с которыми он контак-тирует в ходе данной деятельности, от серьезных негативных последствий, а, во-вторых, вызы-вают повышенный интерес у человека.

Все это достигается на основе введения определенных правил, уточняющих, что можно и чего нельзя делать. Подчинение правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию и замены тех предметов, с которыми действуют в реальной жизни, на иные "игрушки", приспособленные для указанных целей. Игра выступает, следовательно, как "особого типа модель действительности". Она воспроизводит те или иные ее стороны, переводя их на язык своих правил.

Игровая деятельность в определенных условиях и под воздействием определенных факторов может модифицироваться определенным образом: например, интерес участников этой деятель-ности с удовольствия от нее может перейти на иные цели и задачи, включая материальный интерес. Будем называть такую деятельность модифицированной игровой деятельностью.

Для того, чтобы отличить соревнования в игровой и модифицированной игровой деятельности от соревнований в других видах деятельности (от соревнований в процессе труда, художественных конкурсов, военных сражений, драк и т.д.), с нашей точки зрения, целесообразно использовать понятие спортивные соревнования.

Важным дополнением спортивных соревнований является подготовка к ним. Организацией спортивных соревнований и подготовки к ним занимаются определенные социальные институты. В ходе соревнований, подготовки к ним и деятельности соответствующих институтов склады-ваются определенные социальные отношения. Вся эта деятельность опирается на определенную систему ценностей, осуществляется на основе определенных норм, принципов и т.д.

Поэтому понятие "спорт" целесообразно использовать для обозначения всего этого комплекса взаимосвязанных явлений. В широком смысле понятие "спорт" охватывает собственно-соревно-вательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности.

В системе понятий, описывающих столь сложное и многоаспектное явление, важно различать две разновидности спорта, которые обычно называют массовым спортом, или спортом для всех и спортом высших достижений, или большим рекордным спортом.

В спорте высших достижений на первом плане стоит победа в соревнованиях, установление рекорда, а в "спорте для всех" - участие в соревнованиях с целью укрепления здоровья, отдыха, развлечения, общения с другими людьми и т.п.

Важно отметить конкретно-исторический характер спорта.

Широко распространено мнение о том, что соревнование, дух соперничества является атрибутом, свойственным самой природе человека, присущим ему на всем протяжении истории.

Н.Н. Визитей обосновывает положение о том, что соревнование является моментом любого акта человеческого самоопределения: "Соревнование - это универсальное общественное отно-шение", проявляющееся в процессе межличностного взаимодействия. По его мнению, "соревно-вательность - неотъемлемый элемент бытия человеческой сущности, обязательный аспект любых человеческих взаимоотношений," и "любое человеческое качество, как качество человеческое, существует реально только в некотором сопоставлении (сравнительном, соревновательном) контексте, в пространстве – я – другой".

Такого рода утверждения нуждаются в серьезных уточнениях, дополнениях.

Прежде всего, следует учитывать, что не всякое межличностное взаимодействие, проявляю-щееся в контексте – "я - другой", выступает как соревнование, противоборство.

Действительно, каждый человек в акте межличностного взаимодействия сравнивает, сопоставляет себя с другими. Но не всякое такое сравнение, сопоставление является соревно-ванием, ибо человек, сравнивающий, сопоставляющий себя с другими, необязательно ориенти-руется на то, чтобы быть лучшим по сравнению с другими, одержать победу над другими. Возможны и реально существуют другие типы ориентации: быть равным с другими, действовать вместе с ними, сотрудничать с ними (а не выступать против них) и т.д.

По мнению В.А. Поломарчука и О.А. Аяшева, иногда поведение людей в ситуации межлич-ностного взаимодействия (например, ритуальное поведение первобытных людей и даже "соревнование" в период Античности) лишь внешне напоминает соревнование, сходно с соревно-ванием, но по сути своей не является таковым.

Важно также и саму соревновательность не сводить лишь к ее современным формам, как это обычно делают. Социологические и культурологические исследования показывают, что в различных социально-исторических условиях, в рамках различных культур соревновательность приобретает различные формы. Так, например, для греческой и всей западной культуры характерна позиция, выраженная в девизе: "Быть всегда впереди, быть лучше других", – который отец Ахиллеса сформулировал для своего сына. Но есть культуры, где на первом плане совсем иные ценности. Об этом свидетельствуют, например, как отмечает М. Allisson, эстафетные забеги у индейцев Амазонки, где никто не должен выиграть. Участники действуют на пределе своих сил, но в конце они должны одновременно и все вместе прийти к цели. Индейцы навахо при игре в баскетбол и в другие спортивные игры не настроены на конкуренцию или агрессию. Они играют, пока не упадут без сил, но не допускают агрессивных действий, поскольку не охвачены стремлением победить противника. В первую очередь они борются сами с собой.

Известны и другие аналогичные факты. Так, например, жителям Андалузии пришлось отказаться от проведения соревнований по футболу между деревнями. Значение, придаваемое таким понятиям, как честь и позор, особая их ценность не позволяют андалузцам терпеть поражение в игре, не прибегая впоследствии к жестокой мести уже за пределами игрового поля.
В Центральной Америке индейцы племени Таракумара проводят забеги на 200 миль по сильно пересеченной гористой местности, руководствуясь религиозными и ритуальными соображениями. Однако в организованном одним ученым забеге, где в качестве приза победителям должны были вручать одеяла, т.е. предметы, представляющие для местных жителей большую материальную ценность, обе команды договорились прекратить бег на 75-й миле с тем, чтобы одеяла были поровну разделены между всеми участниками. Некоторые народности, например, канадские эскимосы, особое значение всегда придают взаимопомощи.

На эту ценность, в первую очередь, и ориентированы их игры, а спортивные игры и другие виды спорта, распространенные, например, у канадцев и американцев, они встречают либо с отвращением, либо принимают лишь как форму развлечения (так, каждая подача, удар или обмен ударами при игре в волейбол сопровождается у них скорее смехом и шутками, нежели обычными возгласами, выражающими радость успеха или горечь поражения).

Итак, выше было введено понятие спорта. Отметим некоторые особенности данного понятия по сравнению с теми, которые вводятся другими исследователями.

Прежде всего, отметим, что нередко, особенно в зарубежной литературе, понятие "спорт" трактуется в более широком смысле. Под спортом понимают не только спортивные соревнования, подготовку к ним и другие указанные выше явления, но также разнообразные формы двигательной активности человека, занятия физическими упражнениями. А для характеристики спорта, связанного соревнованиями, довольно часто используется термин соревновательный спорт.

Большинство исследователей (особенно в отечественной спортивной науке) связывает понятие "спорт" с отношением соперничества, соревнования, состязательности, как это дается и в нашем определении спорта. Так, например, еще Жорж Эбер отмечал, что "идея борьбы или продолжительного усилия составляет главную сущность спорта. Эта идея означает непременное стремление сделать больше или лучше того, что уже было сделано другим или самим действующим лицом, иначе говоря: улучшить, сравняться, превзойти или победить, смотря по тому, что является объектом усилия".

Вот несколько других примеров аналогичного понимания спорта: "Соревнование предопределяет специфику спорта как особой сферы деятельности... сфера спорта - "специали-зированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования (соревновательных проявлений)". "Характерной особенностью спорта является то, что он не-мыслим без соревнований и состязаний. Последние включены в самую его природу, внутренне присущи ему. Он утратил бы свой смысл, если бы не было соревнований". "Спорт - это особый вид общественного производства, который "производит" победителя, победу". "Спорт - это прежде всего соревнование... Спорт - соревновательная деятельность". "Спорт представляет собой деятельность, базовой (ядерной) сущностью которой являются спортивные соревнования и т.д.

Однако крайне неоднозначно трактуется вопрос о том, какие именно соревнования являются спортивными.

Иногда этот вопрос обходят – и просто указывают на то, что "спорт представляет собой соревновательную деятельность", что смысл спорта состоит в том, чтобы обеспечить "организа-цию, функционирование и воспроизводство соревнований, как собственного содержательного и ценностного ядра.

Таким образом в спорт включают практически все соревнования, т.е. любую соревнова-тельную деятельность рассматривают как спортивную. По крайней мере, не делают попытки отграничить каким-то образом спортивные состязания от всех других.

Такая позиция весьма уязвима и приводит к весьма существенным трудностям, поскольку при ее последовательной реализации к спорту приходится причислять не только такие соревнования (например, по футболу, волейболу и т.д.), которые традиционно рассматривают как спортивные, но и такие (например, производственные соревнования, художественные конкурсы, соревнования в карточной игре и даже военные сражения и уличные драки), отнесение которых к разряду "спортивных" весьма сомнительно.

Поэтому чаще всего пытаются выделить какие-то особые признаки "спортивных" соревно-ваний. К сожалению, часто эти признаки формулируются таким образом, что довольно трудно отграничить соревнования, связанные со спортом, от каких-то других соревнований. Так, например, К.Л. Чернов важнейшим признаком спорта считает "превращение результатов соревно-ваний в основной продукт поведения". По мнению Н.Н. Визитея, "характерной чертой спортивной деятельности является то, что соревновательная борьба в ней представлена в наиболее чистом виде". Пытаясь разъяснить это не совсем понятное утверждение, он ссылается на то, что "... спорт не может существовать без соревнования, и если спортивную деятельность лишить (в нашем воображении) соревновательного характера, то перед нами останется не полноценная челове-ческая деятельность, а бессмыслица (у футбольной команды или боксера "отняли" соперника) или просто некоторое движение как таковое, как физиологический, в конечном счете, акт.

Именно этим, как считает Н.Н. Визитей, спортивные соревнования отличаются от любого иного официального соревнования, например, от конкурсных соревнований в сфере исполнительской художественной деятельности или от производственного социалистического соревнования.
И здесь, и там устранение соревновательной ситуации всегда оставляет нам полноценную социаль-ную деятельность (производственный труд, исполнительское творчество), которая вполне может существовать и часто существует без каких-либо официально организуемых соревнований".

Попытка оценить различные соревнования на основе таких оценок выявляет, однако, следующее. С одной стороны, устранение соревновательной ситуации в спорте не приводит к превращению соответствующей деятельности в "бессмыслицу" или простой "физиологический" акт. В этом случае она преобразуется в определенную несоревновательную деятельность, которая может выступать как игра, как средство физического воспитания, отдыха, развлечения и т.д. (например, игра с мячом в футболе, бег в легкой атлетике и т.д.). С другой стороны, все отмеченные выше признаки "спортивных" соревнований можно выявить в таких состязаниях, как военное сражение, уличная драка и т.п., отнесение которых к спорту весьма проблематично.

Некоторые исследователи рассматривают спорт как "социальный институт формирования культуры двигательной деятельности", как "современную форму культурной двигательной активности", как "исторически сложившуюся состязательную форму двигательной деятельности", "культуру двигательной деятельности, ориентированную на достижение высокой эффективности перемещения в пространстве".

В соответствии с этим "спортивными" считаются именно соревнования в двигательной деятельности, т.е. такие, которые имеют своей целью "выявление, сравнение, развитие и демонстрацию двигательных возможностей человека".

В терминологическом плане такой вариант обозначения данных соревнований возможен, но вряд ли целесообразен, хотя бы потому, что из числа спортивных придется исключить такие соревнования, как шахматы, шашки и др., которые традиционно включаются в мир спорта.

Чаще всего спортивным соревнованиям приписываются два основных признака: наличие строго фиксированных правил и гуманная направленность соревнований. Некоторые исследо-ватели добавляют к этим признакам ряд других: связь спорта с движениями тела, "непродуктив-ный" характер спорта, подчинение его "принципу высших достижений", связь спорта с игровой деятельностью и др.

Если при сопоставлении введенного нами понятия "спорт" с другими учитывать сформу-лированные выше логико-методологические принципы, то следует отметить следующее.

С точки зрения содержательного анализа соревнований, прежде всего, важно в системе вводимых понятий учесть все их многообразие, в том числе указанные выше формы и виды, связи между ними, а также те различные социально-культурные функции, которые они выполняют.

В терминологическом плане, как и в других случаях, возможны различные варианты, в том числе и с точки зрения использования термина "спортивные соревнования", которое играет особенно важную роль при введении понятия "спорт". С нашей точки зрения, предпочтение
(по указанным выше соображениям) в использовании этого термина следует отдать его употреблению для обозначения соревнований в игровой и модифицированной игровой деятельности, хотя, еще раз повторяем, не исключены и другие варианты.



Оглавление
Основы научного исследования в физической культуре и спорте
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Роль методологии в исследовании проблем физической культуры и спорта
Связь физической культуры с другими отраслями знаний
Системный подход в исследовании проблем физической культуры и спорта
Моделирование как метод исследования в физической культуре и спорте
Особенности моделирования педагогических процессов в физической культуре и спорте
Теория и практика становления и реализации дидактической системы в физической культуре и спорте
Двигательная деятельность как элемент дидактической системы в физической культуре и спорте
Соревнование как борьба за превосходство
Телесность человека и ее социокультурная модификация
Основы методологии научного исследования
Основные признаки методологии
Основы стратегии исследования
Основания методологии педагогики
Все страницы