Теория педагогического проектирования

В настоящее время в решении учебных и практических задач, все большее значение приобретает использование метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели учебного занятия через детальную разработку поставленной учителем (тренером) задачи, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект",
его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи или проблемы.

Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся (спортсменов) самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (спортсменов) – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Решение проблемы предусматривает использование разнообразных методических приемов, средств обучения, предполагает интегрирование знаний, умений применять их в практической деятельности.

Метод проектов, в зависимости от сложности рассматриваемой проблемы, может быть употреблен и как метод, т.е. способ взаимодействия, и как специальная педагогическая технология, включающая не только способ взаимодействия, но его содержание, форму,
способы контроля и др. В этом случае реализация метода проектов предполагает использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования, предъявляемые к использованию метода проектов.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов выполнения проекта.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся (спортсменов).

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, при реализации проекта, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки»);

  • выдвижение гипотезы и ее реализации;

  • обсуждение возможных методов исследования (статистических методов, экспериментальных наблюдений и т.д.);

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки.

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая.

  2. Вид или тип проекта – моно проект (в рамках одной области знания – педагогика, психология), межпредметный проект (в рамках разных областей знаний – дидактика физической культуры).

  3. Характер координации проекта: непосредственный, опосредованный.

  4. Характер контактов (среди участников одного или нескольких образовательных учреждений).

  5. Количество участников проекта.

  6. Продолжительность реализации проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя (тренера). Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Отдельно следует сказать о необходимости организации оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.

Методика реализации проекта.

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее преподавателю (тренеру) необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики проекта. Сами же проблемы могут выдвигаться учащимися (спортсменами). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в учебных группах или на занятиях в научном обществе.

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.



Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
Дидактический план
Классификация методов педагогического исследования
Теория педагогического проектирования
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
Спортивные результаты как атрибуты спорта
Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов
Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности
Моделирование при конкретизации спортивно-подготовительных целей
Интегративная характеристика содержания и методов подготовки спортсмена
Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнений
Методические формы упражнения в подготовке спортсмена
Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности
Контроль в физической культуре и спорте
Все страницы