Моделирование при конкретизации спортивно-подготовительных целей

Моделирование – метод (или процесс) изучения свойств объектов оригиналов посредством исследования соответствующих свойств их моделей.

Проблема моделирования в спорте приобрела статус одного из самых значительных и перспективных научных направлений спортивной науки

Моделирование – это также воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения, который называется моделью.

Важность моделирования в спорте обусловлена в основном двумя группами причин.

Первая группа – это причины объективного характера, когда исследование непосредственно самого объекта или невозможно, или дорого, или требует слишком длительного времени.

Вторая группа – большое число субъективных причин, количество которых постоянно увеличивается в связи с ростом познавательных возможностей в области физической культуры и спорта.

Классификация моделей в науке подразделяет их на три типа – физические вещественные, вещественно-математические, логико-математические.

Физические вещественные модели, имеющие физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого явления, они сохраняют, как правило, геометрическое подобие оригиналу и отличаются от него лишь размерами, скоростью течения исследуемых явлений и иногда материалом.

Например, исследование аэродинамических свойств прыгуна с трамплина выполняется проверкой его уменьшенной модели в аэродинамической трубе. В гимнастике, используя «шарнирные» модели гимнастов, можно исследовать основные параметры существующей техники спортсмена и самое основное – прогнозировать новые элементы и связки.

Вещественно-математические модели - это модели, имеющие отличительную от прототипа физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие математическое описание, одинаковое с оригиналом.

Такая степень абстракции позволяет отнести к данному типу в спорте, во-первых, модельные характеристики «идеального» спортсмена; во-вторых, моделирование соревновательных условий на тренировочных занятиях (так называемое «приучение к условиям боя»); в-третьих,
новые схемы планирования учебно-тренировочного процесса.

Логико-математические модели сконструированы из знаков. В них важны логические и математические свойства, а физическая, химическая или биологическая характеристики прототипа и модели не играют никакой роли.

Модели этого типа относятся к абстрактным и строятся как логические и математические исчисления. Новые знания об интересующем объекте при логическом моделировании приобретаются логическими и математическими выводами из первоначального описания модели, что совершенно невозможно при физическом или вещественно-математическом моделировании.

В спорте к данному типу относятся также корреляционные модели:

  • роста спортивных результатов в видах спорта с количественными параметрами их фиксации; уровня тренированности; структуры физических качеств; структуры технического мастерства спортсмена; взаимосвязи всех сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям; степени надежности соревновательной деятельности спортсмена;

  • взаимосвязи всех сторон системы подготовки спортсменов в стране.

Таким образом, проблема моделирования в спорте решается на следующих уровнях: спортсмена (моделирование характеристик его мастерства, прогнозирование его результатов); системы спортивной тренировки и системы спортивной подготовки; системы развития спорта в стране; системы глобального развития спорта в мире и, прежде всего, олимпийского спорта.

Модельные характеристики – это идеальные характеристики состояния спортсмена, в котором он может показать результаты, соответствующие высшим мировым достижениям.

Они делятся на консервативные - неподдающиеся тренировке, и неконсервативные – изменяющиеся под влиянием тренировки, а также на компенсируемые и некомпенсируемые (или частично компенсируемые).

Существуют три основных пути определения модельных характеристик: исследование состояния спортсменов; расчет так называемых должных показателей; прогнозирование модельных характеристик.

Для эффективного управления спортивной тренировкой необходимо уметь оценивать подготовленность спортсмена и иметь модель того состояния, в котором нужно показать запланированный спортивный результат.

Каждый тренер представляет себе будущего чемпиона. Однако подобные умозрительные модели его будущего успеха зависят от знаний, опыта и интуиции тренера и в силу субъективности не могут быть оптимальными.

Во многих странах мира разрабатывают объективные «модели сильнейших спортсменов» (МСС). Очевидно, это решит полностью проблемы управления спортивной тренировкой, так как необходимы еще модели тренировочных программ и эффективная система контроля над состоянием спортсмена. Построение МСС в конкретных видах спорта вряд ли возможно, так как еще недостаточно известны закономерности развития отдельных сторон систем организма и мастерства спортсмена.

Для построения этих моделей необходимо выделять существенные показатели
(модельные характеристики), препятствующие достижению высоких результатов в спорте.
С их помощью следует охарактеризовать основные стороны мастерства спортсмена, уровень развития ведущих систем его организма, поведение в условиях ответственных соревнований. Прогнозируются оценки выделенных характеристик на определенный отрезок времени в будущем (например, призеров будущих олимпийских игр). Набор таких оценок – это еще не модель сильнейшего спортсмена. Необходимо определить допустимые диапазоны отклонений, установить математические зависимости между некоторыми модельными характеристиками. После этого для каждого спортсмена можно подбирать их оптимальные величины.

Есть спортсмены, которые показывают относительно высокие результаты, в то время как отдельные их характеристики (например, рост, вес, частота пульса при стандартной нагрузке) не укладываются в диапазоны МСС. Тенденции развития современного спорта свидетельствуют о постоянном сокращении таких возможностей. Исходя из этого, можно предположить, что в недалеком будущем выдающийся спортивный результат станет возможным, если характеристики спортсмена будут находиться в допустимых диапазонах величин МСС.

Теоретические предпосылки построения МСС включают следующие компоненты: модель соревнований; соревновательную деятельность; модель мастерства (специальная физическая, техническая и тактическая подготовленность); модель спортивных возможностей, включающую функциональную и психическую подготовленность, морфологические особенности, возраст и спортивный стаж.

Очевидна взаимосвязь основных компонентов МСС. В процессе соревнований можно определить отдельные недостатки в соревновательной деятельности спортсмена (первый уровень). Причины их выявляются при рассмотрении компонентов второго уровня модели – специальной физической, технической и тактической подготовленности, а окончательно установить – после анализа функциональных, психических и морфологических возможностей спортсмена,
его возраста и спортивного стажа (третий уровень).

Соревновательная деятельность спортсменов – представителей разных видов спорта – имеет существенные различия. В основных группах видов спорта выделяются общие характеристики распределения сил спортсменов во время соревнования: забег, поединок, игра. С их помощью оцениваются физическая, техническая, тактическая подготовленность спортсмена,
его психическая устойчивость, в циклических видах спорта – распределение скорости прохождения дистанции. При этом результаты на всех отрезках дистанции должны быть оптимальными.

В скоростно-силовых видах спорта распределение сил спортсмена во время соревнования не играет существенной роли. Рекордное достижение в последней попытке не менее весомо,
чем в первой. Считается, что высокий результат, показанный в первой попытке, создает спортсмену определенное психологическое преимущество. Часто для победы на крупнейших международных соревнованиях решающей была именно последняя попытка.

В видах спорта, связанных с искусством движений (гимнастика, прыжки в воду), основным показателем правильного распределения сил спортсмена высокой квалификации во время соревнования является стабильность результатов.

В единоборствах и в спортивных играх необходимое распределение результативных атакующих и защитных действий по периодам, раундам, играм также должно найти отражение в МСС. В спортивной борьбе, например, атакующие действия даже у мастеров спорта международного класса при утомлении к 6-й минуте поединка уже менее эффективны.
Много общего можно обнаружить при определении «модели соревнования» в единоборствах и спортивных играх. Для этих видов спорта поведение сильнейших спортсменов на соревнованиях характеризуется активностью, эффективностью, объемом и разнообразием технико-тактических действий. Это наблюдается в вольной борьбе и баскетболе. Активность борца в схватке – это отношение количества реальных попыток провести прием борцом ко времени схватки,
а баскетболиста – отношение реальных атакующих или защитных действий (бросков по корзине, эффективных передач, перехватов) ко времени нахождения на площадке.

Важная характеристика соревновательной деятельности спортсменов в единоборствах и спортивных играх – эффективность технико-тактических действий. В борьбе наиболее эффективной считается такая техника выполнения приема, которая чаще оценивается судьями.
В баскетболе коэффициент эффективности технико-тактических действий определяется аналогично.

Соревновательная деятельность спортсменов в единоборствах и спортивных играх характеризуется объемом и разнообразием технико-тактических действий в условиях ответственных соревнований. Установлено, что на одном соревновании сильнейшие борцы мира, если они проводят 5-8 схваток, применяют от 10 до 15 вариантов оцениваемых технических действий. В баскетболе нападающий должен хорошо владеть 3-4 «коронными» приемами атаки корзины. В других видах спорта показатели активности, эффективности, объема и разнообразия соревновательных действий недостаточно характерны и не могут быть рекомендованы для включения в «модель соревнования».

Некоторое исключение составляют виды спорта, связанные с искусством движений, для которых при создании «модели соревнования» необходимо учитывать показатели объема, количества элементов высшей сложности и сверхсложных элементов. Например, в женской спортивной гимнастике такими показателями могут быть: количество элементов группы «С» и сверхсложных элементов на брусьях, в вольных упражнениях и на бревне, коэффициент трудности прыжков.

Основные характеристики соревновательной деятельности спортсменов в этих видах спорта оговариваются в официальных правилах соревнований. Поэтому главная трудность – своевременно выявить тенденции развития для спорта, что имеет место в спортивной гимнастике у женщин и в парном фигурном катании.

Сложно разработать «модели соревнований» в скоростно-силовых ациклических видах спорта. Для этого необходима точная измерительная аппаратура, с помощью которой можно устанавливать оптимальные границы показателей, определяющих достижение высоких спортивных результатов (например, угол и скорость вылета снаряда в легкоатлетических метаниях). При этом желательно в соревновательной обстановке уметь оценивать скорость финальной части разбега (поворотов в метании диска и молота), положение тела спортсмена в финальной части движения.

Для описания эффективности моделирования будущих спортивных достижений студентов, в педагогике введено специальное понятие – педагогическая валидность, которое близко к достоверности, адекватности, но не тождественно им. Педагогическая валидность моделиро-
вания – это комплексное концептуальное, критериальное и количественное определение, поскольку моделируются, как правило, многофакторные явления.

Споры вокруг возможности моделирования сложных явлений социальной сферы продолжаются и сейчас, и они, наверное, не прекратятся никогда. И связано это с фундаментальной проблемой полноты каждой сконструированной модели. Никакая модель, даже очень сложная, не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его развитие или описать траекторию движения в каком-то собственном пространстве.
Вот и приходится при конструировании моделей балансировать на границе их полноты и валидности. Определенную перспективу видят в построении комплекса моделей, описывающих разные факторы развития образовательной системы. Имеется в виду именно комплекс,
а не произвольный набор моделей, который приведет к эклектичности, произвольности и хаотичности описания. В конструировании целостного комплекса моделей и проявляется профессионализм исследователя.

В педагогике моделируют как содержание образования, так и учебную деятельность.
В узкопредметном утилитарном смысле строят научные модели как аппарат для преподавания конкретных учебных дисциплин. Необходимость владения методикой моделирования связана как с общим методом научного познания, так и с психолого-педагогическими соображениями.
Когда обучающиеся строят различные модели изучаемых явлений, моделирование выступает и в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, а также представления его в свернутом виде. Кроме того, достаточно широко применяется моделирование учебного материала для его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме и в расчете на образные ассоциации с помощью мнемонических правил. Выделяют модель обучения, которая определяется как педагогическая техника,
система методов и организационных форм обучения, составляющих дидактическую основу модели. Существует понятие, схожее с предыдущим, – это обучающая модель, которая имеет свои разновидности. Например, семиотическая обучающая модель включает систему заданий, предполагающих работу с текстом как семиотической системой, направленно обеспечивающей переработку знаковой информации. Имитационные обучающие модели предполагают выход обучающегося за рамки собственно текстов путем соотнесения информации из них с ситуациями будущей профессиональной деятельности. Социальные обучающие модели задают дополнительную динамику в коллективных формах работы участников образовательного процесса.

Для такого круга вопросов, как построение учебных планов и программ, различных способов организации обучающихся по группам или потокам, управление образовательным процессом, подбор критериев эффективности технологии, видов и способов контроля, оценивания и отчетности, применяется термин образовательная модель. Образовательная модель – это логически последовательная система характеристик образовательного процесса соответствующих цели образования.



Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
Дидактический план
Классификация методов педагогического исследования
Теория педагогического проектирования
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
Спортивные результаты как атрибуты спорта
Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов
Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности
Моделирование при конкретизации спортивно-подготовительных целей
Интегративная характеристика содержания и методов подготовки спортсмена
Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнений
Методические формы упражнения в подготовке спортсмена
Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности
Контроль в физической культуре и спорте
Все страницы