Методические формы упражнения в подготовке спортсмена

Обучение физическим упражнениям и формирование двигательных навыков осуществляется в соответствии с методикой практических занятий. Методика представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и методических приемов для достижения поставленных спортивных целей.

Процесс обучения двигательным действиям – это решение задачи со многими неизвестными. Успешность обучения в решающей мере зависит от методической подготовленности преподавателя, наличия современной материально-технической базы, а также от состояния обучаемого. Под состоянием обучаемого в данном случае понимается его способность к обучению, задатки и некоторые другие составляющие, что в конечном итоге определяется как готовность к освоению движения.

Готовность студента к физическим нагрузкам складывается из трех составляющих: физической, двигательной и психической готовности.

Физическая готовность предполагает наличие у обучаемого необходимого уровня развития физических качеств.

Эти физические качества, как правило, формируются в школе. Такая избирательная физическая подготовка позволит довести требуемые качества до необходимого уровня,
и в результате этого снизить возможные технические ошибки при изучении более сложных действий.

Двигательная готовность характеризуется большим запасом ранее приобретенных движений или двигательного опыта.

Если студент имеет определенный двигательный опыт, то формирование новых движений происходит без особых затруднений, хорошими темпами. Отсутствие запаса движений усложняет и удлиняет обучение.

Психическая готовность обеспечивается мотивацией к обучению, психологическим настроем на обучение.

Одной из важных задач на этапе первоначального обучения является процесс формирования у студентов положительных установок к занятиям. Положительные установки к занятиям зависят от таких личностных качеств как высокая рабочая активность и сознательное отношение к занятиям, настойчивость, целеустремленность, смелость, и уверенность в своих силах.

Большое значение в обеспечении этих качеств личности отводится методическому мастерству преподавателя, а также своевременной страховке, помощи и соблюдению мер безопасности на занятиях.

Обеспечение психической готовности осуществляется не одноразовыми действиями преподавателя, а всей системой физического обучения и воспитания.

Процесс обучения движению условно можно разделить на три этапа: этап начального разучивания (ознакомление), этап углубленного разучивания, этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Этап начального разучивания (ознакомление) соответствует фазе иррадиации нервных процессов в коре головного мозга и связан с формированием основ техники на уровне «начального умения», предполагающего выполнение изучаемого действия в общих чертах.

Это способствует созданию у студента правильного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Ознакомление предполагает назвать упражнение, правильно его показать, объяснить технику выполнения и указать его предназначение. Очень важно образцово показать упражнение, т.е. создать зрительный образ изучаемого движения. Это может осуществить как сам преподаватель, так и наиболее подготовленный студент.

Цель данного этапа – сформировать у студента основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения.

На этом этапе основные задачи сводятся к формированию смыслового и зрительного представления о двигательном действии и способах его выполнения в общих чертах.

Особенности методики данного этапа состоят в том, что здесь широко применяются словесные и наглядные методы. Практическим методам отводится, в некоторой степени, второстепенная задача. В зависимости от подготовленности студентов и сложности упражнения применяются следующие способы разучивания:

  • в целом – если упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам невозможно;

  • по частям – если упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;

  • по разделениям – если упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;

  • с помощью подготовительных (подводящих) упражнений – если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.

Этап характеризуется следующими методическими правилами:

  • обучение осуществляется только при полном физическом и психическом восстановлении студентов;

  • первостепенное внимание уделяется устранению ошибок в каждой попытке выполнения упражнения;

  • действие сбивающих факторов должно быть сведено к минимуму;

  • при появлении незначительного утомления повторения движения прекращаются (в целях исключения формирования неверных двигательных представлений);

  • повторения движения прекращаются в случае снижения качества исполнения или участившихся ошибок;

  • интервалы отдыха между повторениями должны способствовать восстановлению студентов;

  • обучение осуществляется в начале основной части занятия;

  • используется концентрированный подход в занятиях (периодичность занятий не менее

    3-х раз в неделю).

Этап углубленного разучивания соответствует фазе концентрации нервных процессов
и в итоге связан с формированием двигательного умения.

Основные задачи сводятся к уточнению основ и деталей техники, целостному выполнению упражнения на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

При целостном выполнении упражнения основное внимание уделяется основному звену техники. Таким путем добиваются устойчивого результата в целостном выполнении.

Добившись слитного и устойчивого выполнения в обычных условиях, можно приступать к выполнению в усложненных условиях (в сочетании с ранее изученными упражнениями, при изменении скорости выполнения, усилий, исходных положений, появлении отвлекающих факторов и т.д.).

Особенности методики состоят в широком использовании словесных методов и метода самоанализа. Практические методы используются в качестве целостного метода, соревновательного метода.

Методические особенности данного этапа:

  • обучение осуществляется на фоне полного физического и психического восстановления студентов;

  • увеличивается число повторений целостного движения, но при снижении качества выполнения действия прекращаются;

  • происходит постепенное сокращение интервалов отдыха между повторениями, но они достаточны для выполнения очередной попытки;

  • разучивание на занятии происходит в первой половине основной части занятия и характеризуется незначительным утомлением.

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования строится на основе динамического стереотипа и предполагает формирование двигательного навыка.

Основные задачи – стабильность и автоматизм действий, совершенствование индивидуальных особенностей техники, выполнение упражнения в условиях соревнований.

В процессе обучения необходимо добиваться снижения сознательного контроля
за пространственными, временными и динамическими характеристиками техники действия
и доводить движение до автоматизма. Большое внимание обращают на совершенствование индивидуального ритма и других характеристик техники, особенно направленных на снижение координационной напряженности.

Особенности методики данного этапа характеризуются широким использованием углубленного анализа и самоанализа техники действия и самостоятельной работы студентов.
Из практических методов ведущим остается метод целостного упражнения и соревновательный метод.

Успешность использования методических форм упражнений в подготовке спортсмена достигается соблюдением следующих правил:

  • упражнения должны осуществляться в различных психофизических состояниях, в том числе при утомлении;

  • количество повторений двигательных движений в упражнении должно увеличивается, интервалы отдыха могут уменьшаться, но при условиях безошибочного выполнения движения;

  • возрастает роль переключения внимание с техники выполнения упражнения на его конечный результат (скорость, усилия и т.д.).

Иногда бывает, что преподаватель неоправданно часто применяет какой-либо методический прием, что может придать ему внешние черты метода. Так бывает, когда на практических занятиях, например, по легкой атлетике, преподаватель чрезмерно увлечен свистком для управления подопечными. Метод может приобрести внешние признаки приема у неопытного педагога. Например, при разучивании по частям он неумело использует подводящие упражнения. Это может привести к тому, что метод будет применяться лишь в частных случаях педагогической практики.

Методических приемов много, но педагог на определенном этапе своей деятельности владеет только своими приемами, которые устаревают, видоизменяются, трансформируются и создаются им новые. Часто различие в уровне преподавания объясняется именно разным объемом методических приемов, которым владеет педагог.

Обучение – процесс двусторонний: педагог учит, студенты учатся.

Педагогический метод обучения (методический прием) – это не только способ преподавания, выполняющий информативную и управляющую функции (преподаватель объясняет, показывает, командует), но и способ учения (студент слушает, наблюдает, выполняет упражнение).

Ведущая роль педагога и ведомая студента – взаимосвязана и взаимообусловлена.

Внешние признаки действия обучаемого, как правило, тождественны требованиям педагога. Например, педагог объясняет и показывает упражнение, тот стремится его выполнить.
Однако в действиях обучаемого имеется скрытая деталь от взгляда наблюдателя – это процесс усвоения полученной им информации, степень познавательной активности, мотив, побуждающий к учению. Эти психические процессы сложны для анализа, так как одно и то же наблюдаемое действие обучаемого может иметь разную качественную основу. Например, двое воспроизводят показанное педагогом (тренером) действие примерно с одинаковым эффектом. Один из них ориентируется на внешний образ увиденного упражнения, другой опирается и на сравнительный анализ имеющихся у него знаний и двигательного опыта. То есть, существует вариативность в использовании методических форм упражнений.



Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
Дидактический план
Классификация методов педагогического исследования
Теория педагогического проектирования
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
Спортивные результаты как атрибуты спорта
Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов
Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности
Моделирование при конкретизации спортивно-подготовительных целей
Интегративная характеристика содержания и методов подготовки спортсмена
Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнений
Методические формы упражнения в подготовке спортсмена
Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности
Контроль в физической культуре и спорте
Все страницы