Контроль в физической культуре и спорте

Контроль – это операция, при помощи которой определяется соотношение между содержанием тренировки и ее следствием. Он тесно связан с планированием. Только на основе данных контроля над динамикой функционального состояния спортсмена, его спортивных результатов, общей и специальной подготовленности можно составлять планы подготовки, корректировать их выполнение, осуществлять управление процессом тренировки.

Основным источником информации об эффективности тренировочного процесса является педагогический контроль, в котором учитываются и другие сведения, например,
данные врачебных наблюдений.

Педагогический контроль – это процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Главной задачей педагогического контроля является получение информации об основных результатах тренировочного процесса, это:

  • состояние спортсмена;

  • тренировочные и соревновательные нагрузки, поведение спортсменов при их выполнении;

  • уровень технической подготовленности;

  • спортивные результаты.

Основное в педагогическом контроле – это оценка состояния, характерного для спортсмена в определенный момент тренировочного процесса.

В теории спорта выделяются три ведущие формы педагогического контроля над состоянием спортсмена: поэтапный, текущий, оперативный контроль.

Поэтапный контроль, цель которого – оценить перманентное состояние спортсмена в течение относительно длительного времени: недель, месяцев; эта форма контроля дает информацию о степени подготовленности спортсмена на том или ином этапе круглогодичного процесса; на ее основе ставятся поэтапные задачи тренировки, планируются результаты выступлений;

Текущий контроль, цель которого – определить колебания в состоянии спортсмена
в микроциклах тренировки.

Оперативный контроль, цель которого – экспресс оценка того состояния, в котором в данный момент находится спортсмен.

При поэтапном контроле источником информации о состоянии спортсмена могут служить:

  • материалы комплексного обследования спортсменов по широкой программе с использо-ванием специальной аппаратуры;

  • результаты контрольных испытаний, соревнований, прикидок;

  • итоговые данные педагогических наблюдений за спортсменами и анализ их дневников;

  • данные диспансерного обследования.

При текущем и оперативном контроле источником необходимой информации являются:

  • данные педагогических наблюдений за поведением спортсменов на тренировках

    и соревнованиях;

  • результаты выполнения тренировочных и соревновательных упражнений;

  • стандартные испытания – эталоны (тесты) для определения специальной работоспо-собности спортсмена;

  • данные самоконтроля спортсмена и его самочувствия;

  • некоторые аппаратурные методы срочной информации о состоянии спортсмена.

Методы срочной информации, которые используются в ходе учебно-тренировочного занятия, являются специфическими для вида спорта, тогда как многие другие способы оперативного и текущего контроля могут быть общими для ряда видов спорта.

Наиболее распространенными методами получения объективной информации о состоянии спортсмена являются обследования, проводимые с помощью специальной аппаратуры
и тестирование. Изучаются главным образом функциональное состояние организма спортсменов,
их психические функции, специальная работоспособность.

Для оценки функционального состояния применяются пульсометрия, электрокардиография, исследование функции дыхания, миотонометрия, рефлексометрия.

Специальная работоспособность исследуется в процессе выполнения упражнений, связанных со спортивной специализацией, с одновременной регистрацией данных физиологической стоимости работы.

С помощью рассмотренных методов педагогического контроля оценивается также переносимость спортсменами тренировочных и соревновательных нагрузок и их влияние на организм. Для оценки поведенческих реакций спортсменов используются главным образом психолого-педагогические методы: фиксированное наблюдение, опрос, беседа и др.

Информация о технике выполнения движений получается с помощью кино- и фотосъемки, телевизионной записи, биомеханического анализа, а также показателей педагогического наблюдения на тренировках и соревнованиях.

Основные данные контроля учитываются в планах, журнале учета, дневниках. В планах учебно-тренировочной работы отмечается фактическое выполнение тренировочных заданий в определенных количественных мерах.

В журнале учета учебно-тренировочной работы фиксируются необходимые справочные данные о спортсменах, спортивные достижения, индивидуальные задания, результаты контрольных и тестовых испытаний, медицинских и специальных обследований, посещаемость, направленность и содержание занятий.

В дневник спортсмена заносятся его анкетные данные, спортивная биография, контрольные задания и нормативы, результаты прикидок и контрольных тестов, номер,
дата, продолжительность тренировки, количество и характер проделанной работы.
Ежедневно отмечается самочувствие до и после тренировки (пульс, аппетит, настроение и др.). Оценивается воздействие восстановительных средств, качество сна. Данные, касающиеся содержания тренировок и реакции организма на них, в дальнейшем суммируются за микроцикл (неделю), месяц, этап, период.

В отдельных документах – протоколах, отчетах, специальных учетных формах – накапливается информация о результатах соревнований, поэтапных углубленных обследований, контрольных испытаний.

Совершенствование контроля тренировочного процесса связано с разработкой и внедрением информационно-управленческих систем. Тренер не в состоянии получить и осмыслить огромный объем информации, необходимый для оптимального планирования современного процесса тренировки. Помощь в этом оказывает компьютерная техника.

К задачам контроля общей физической подготовки относятся:

  • обеспечение всестороннего и гармонического физического развития организма человека;

  • укрепление здоровья;

  • создание базы для специальной физической подготовки в профессиональной или спортивной деятельности.

Основные виды физической подготовки - специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка.

Специальная физическая подготовка – это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств, специфичных для конкретных видов спорта или конкретных видов труда по профессии.

Специальная физическая подготовка обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений.

Спортивная подготовка – длительный педагогический процесс, направленный на использовании всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других (физическая подготовка), степенью владения техникой и тактикой (техническая и тактическая подготовка), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовка) и соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовка).

Техническая подготовка - процесс обучения техники выполнения физических упражнений и технических приемов.

Под совершенной техникой понимают наиболее рациональные, эффективные способы выполнения двигательного действия с целью достижения наилучшего результата.

Под тактической подготовкой понимают специфический общепри­нятый и закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои физические качества и технические умения и навыки.

В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших отделов мозга. Тактическая деятельность носит комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека.

Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика - умышленное предоставление инициативы противнику. Активная тактика - это навязывание противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, замедленная игра в центре с рывком).

В процессе педагогического контроля также проверяется и психологическая подготовка спортсмена.

Психологическая подготовка - это совокупность психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование таких психических функций, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическая подготовка включает в себя две относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные стороны: морально-волевую и специальную психологическую подготовленность.

Морально-волевая подготовка связана с такими качествами, как целеустремленность – способность четко определять ближайшие и перспективные цели и задачи. Решительность
и смелость – разумный риск в сочетании с обдуманностью решений. Настойчивость – стремление достичь намеченной цели, самообладание и выдержка – способность управлять своими мыслями
и поступками в условиях эмоционального возбуждения, инициативность – предполагает творчество, личный почин, находчивость и сообразительность и самостоятельность.

В процессе занятий спортом воспитываются воля и характер, т.к. необходимо соблюдать строгий режим, переносить большие нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции и различные трудности.

С помощью специальной психологической подготовки формируется психофизическая устойчивость к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, памяти в условиях умственного утомления и нервно-эмоционального напряжения; способность воспринимать и обрабатывать информацию в условиях дефицита времени; способность головного мозга к формированию опережающих реакций, предшествующих реальному двигательному действию.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию.
Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

  • степени усвоения техники двигательных действий;

  • уровню развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий, осуществляемого преподавателем физического воспитания в процессе педагогического контроля, принято различать три вида проверок:

  • предварительную (контрольные нормативы);

  • текущую (отмечается в журнале);

  • итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического контроля относятся:

° анкетирование занимающихся;

° анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

° педагогические наблюдения во время занятий;

° регистрация функциональных и других показателей;

° тестирование различных сторон подготовки.

Самоконтроль

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.

Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета субъективных и объективных показателей, таких как самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок и т.д.

Объективные показатели – это прием наблюдения за весом, пульсом, спирометрией, частотой дыхания, артериальным давлением, динамометрией. Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.

Врачебный контроль

Врачебный контроль – это научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных мероприятий.

Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

  • регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;

  • врачебно-педагогическое наблюдение за занимающимися во время занятий и соревнований;

  • санитарно-гигиенический контроль за условиями занятий и соревнований;

  • санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

  • профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

  • проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц имеющих отклонение в здоровье, – 2 раза в год. Для лиц активно занимающихся спортом, –3 – 4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней практикой врачебного контроля происходит распределение занимающихся на группы: основную, подготовительную и специальную.

Основная группа – без отклонений в состоянии здоровья.

Подготовительная группа – без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью.

Специальная группа – имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие ограничение физических нагрузок.

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.



Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
Дидактический план
Классификация методов педагогического исследования
Теория педагогического проектирования
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
Спортивные результаты как атрибуты спорта
Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов
Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности
Моделирование при конкретизации спортивно-подготовительных целей
Интегративная характеристика содержания и методов подготовки спортсмена
Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнений
Методические формы упражнения в подготовке спортсмена
Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности
Контроль в физической культуре и спорте
Все страницы