Классификация методов педагогического исследования

Метод – (греч. methods – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методом исследования называется способ изучения объекта. В зависимости от уровня научного познания – теоретического или эмпирического – методы определяются как теоретические или эмпирические.

Методический прием - способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Каждый метод используется с помощью разнообразных методических приемов.

Педагогическая психология располагает основным арсеналом научных методов: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, тестирование, социометрия, анализ продуктов деятельности и др.

Экспериментальные методы и методики должны быть адекватны целям и задачам исследования. Адекватное (от лат. adequatus – приравненный, равный) в теории познания – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира.

Для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования.

Все множество существующих методов исследований, естественно, предполагает необходимость их группировки в целях обозримости по следующим признакам:

  • по уровню научного познания;

  • по основанию действий с объектом;

  • по разным уровням математико-статистической обработки.

По уровню научного познания методы делятся на теоретические и эмпирические.

Теоретические методы - аппроксимация, аксиоматизация, экстраполяция, моделирование и др.

Эмпирические методы – наблюдение, беседа, эксперимент, тест и т.д.

По основанию действий с объектом методы делятся на изучение объекта и обработку полученных данных (качественную и количественную, где выделяются методы корреляционного, факторного, кластерного анализов и др.).

Для получения надежных результатов исследования оказывается важным характер обработки данных, особенно в условиях количественного (статистического) анализа. Естественно,
все эти объекты неразрывно связаны, и разграничение методов условно, но в целях анализа сферы приложения каждого из них в исследовательской работе такое дифференцирование целесообразно.

Применительно к изучению человека, например, учащегося, целесообразно использовать методы наблюдения (в частности, дневниковый метод), беседы (анкетирование, интервьюиро-вание) и тестирование.

Для изучения взаимоотношений обучаемых в классе, в группе (групповой дифференциации) исследователь может наряду с длительным наблюдением с успехом использовать социометрический и референтометрический методы.

Применительно к изучению продуктов деятельности, в частности учебной, то есть того,
в чем она воплощается, материализуется, объективируется, используется метод анализа продуктов деятельности. Это наиболее распространенный метод исследования в педагогической практике.

Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов устных и письменных сообщений - ответов учащихся, способствует пониманию учителем личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими учебного предмета,
их отношения к учебе, школе, институту, самому учебному предмету и педагогам.

Применительно к изучению личностных, индивидуальных психологических особенностей обучаемых или их деятельности используется метод обобщения независимых переменных, который требует обобщения данных одного обучаемого, полученных от разных преподавателей.

Обобщать можно и должно только данные, полученные в разных условиях, при изучении личности в различных видах деятельности.

Цель любого экспериментального исследования – сделать так, чтобы выводы, основанные на ограниченном количестве данных, оставались достоверными за пределами эксперимента.
Это называется обобщением.

В настоящее время выделяет четыре группы методов: организационные и эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы.

Организационные методы - сравнительный, лонгитюдный, комплексный

Эмпирические методы:

а) обсервационные: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция). Интроспекция – (от лат. intro – внутрь и specto – гляжу, всматриваюсь) – самонаблюдение.

б) экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный, формирующий);

в) психодиагностические (тесты стандартизованные и прожективные: анкеты, социометрия, интервью и беседа);

г) праксиметрические - это приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ);

д) моделирования (математическое, кибернетическое и др.);

е) биографические (анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека).

Обработка данных, в нее входят методы и качественного анализа.

Интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод.

Педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов (частных методик и процедур исследования). Однако один из методов всегда выступает в качестве основного, а другие – дополнительных.

Чаще всего при целенаправленном исследовании в качестве основного в педагогике выступает формирующий (обучающий) эксперимент, а дополнительными к нему являются наблюдение, самонаблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование.

Для определения характера связи между исследуемыми явлениями или удельного веса одного из них в совокупности с другими служат методы корреляционного и факторного анализа.

Однако следует отметить, что при всей важности математической обработки результатов исследования в любой науке вообще, и в педагогике в частности, качественный,
т.е. интерпретационный, содержательный анализ является первостепенным и незаменимым (особенно для этой отрасли человекознания).

По основанию исследовательских действий с объектом (после методов изучения и обработки данных) выделяются еще и методы презентации, представления полученных данных: таблицы, графики, схемы, гистограммы и т.д. Выбор каждого из методов презентации должен быть обоснован и соответствовать задаче иллюстрации.

Основанием для группировки методов может быть также цель и продолжительность исследования. Таким образом, мотивы могут быть ориентированы на получение данных об актуальном состоянии объекта, процесса, явления или динамики их изменения во времени.

В педагогике, так же как и других отраслях знания, изучение объекта, проводимое разными методами, может быть кратковременным, преследующим констатирующие, диагностирующие цели или длительным (например, дневниковые записи развития обучающегося) и др.

На этой основе выделяются два метода – метод поперечных срезов и лонгитюдный метод.

Используя первый из них, преподаватель на большом количестве материала может получить общую характеристику обучения, его зависимости от среднего, “нормы” и отклонения от нее, кривые распределения обучаемых по разным основаниям (например, возрасту, успешности обучения и т.д.).

Лонгитюдный метод позволяет проследить эволюцию явления, его становление и формирование. Преимущество этого метода перед методом поперечных срезов сказывается при решении двух проблем:

1) предвидении дальнейшего хода интеллектуальной эволюции, научного обоснования педагогического прогноза;

2) определении генетических связей между фазами развития обучающихся.

Широко используемый в педагогике формирующий эксперимент, часто охватывающий несколько лет, по форме является также лонгитюдным методом исследования.

Методы психолого-педагогических исследований могут быть дифференцированы и на основании особенностей объекта изучения:

а) сам человек (учащийся), его психические процессы, состояние, психологические черты,
его деятельность;

б) продукты деятельности людей (учащихся), их “овеществленный труд”;

в) некоторые характеристики, оценки, показатели деятельности и поведения человека (учащегося).

Для реализации задачи изучения состояния проблемы исследователь должен воспользоваться теоретическими и эмпирическими методами исследования.

Теоретические методы исследования:

  • анализ литературы, архивных материалов, документов, продуктов деятельности;

  • анализ понятийно-терминологической системы, аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы;

  • построение гипотезы;

  • построение мысленного эксперимента;

  • прогнозирование;

  • моделирование.

Использование комплекса данных методов реализуется в рамках обзорно-аналитического исследования, которое предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оценить исследования, посвященные избранной теме. Основная задача состоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

Информационный материал, накопленный в результате изучения литературы, представляется в виде научного реферата, где, кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения их результатов, содержится обстоятельный анализ имеющихся данных. Если подобного рода исследование выполняется не как самостоятельное, а как часть более сложного исследования, например как начальный этап планируемого эксперимента, то письменный текст, полученный в его результате, может стать отдельной главой экспериментальной работы.

Из всех выделенных выше методов психолого-педагогических исследований обзорно-аналитические методы являются наименее трудоемкими.

К ним предъявляются следующие требования:

  • соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной темой;

  • глубина проработки первичных литературных источников в содержании;

  • полнота списка изученной литературы;

  • систематичность изложения имеющихся литературных данных;

  • логичность и грамотность текста реферата, актуальность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

В заключении исследования рекомендуется сформулировать выводы о состоянии дел по изучаемой проблеме: кратко и точно изложить, что уже сделано по избранной проблеме,
что предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все вопросы, связанные с данной проблемой. В качестве приложения обычно дается список проработанной литературы.

Обзорно-аналитическое исследование может носить критический характер и называться обзорно-критическим. В этом случае, кроме обязательной обзорно-аналитической части,
в нем должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями время от времени может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между аналитической, критической, конструктивно- теоретической частями работы.

Исследователь может провести теоретическое исследование, в котором кроме обзора и критического анализа литературы имеются собственные предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.

К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений.

Особенностью теоретического знания является его обобщенность и абстрактность.
Оно отличается и своей системностью. Изменение части этого знания ведет к изменению системы в целом. К методам теоретического уровня познания в науке относят: восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, структурно-системный подход, индуктивно-дедуктивный подход, моделирование, историко-логический метод и др. В процессе изучения состояния проблемы формулируется и уточняется исследовательская тема. Тема формулируется с учетом конкретной научной или практической потребности. Название темы должно отражать суть решаемой проблемы, по возможности кратко. Двусмысленность и неопределенность в формулировке темы недопустимы. Последствия этого будут сказываться на всех этапах исследования, в частности, при формулировании рабочих гипотез.

На основе результатов изучения состояния проблемы в теории и практике формулируется цель и исследовательские задачи. Отметим, что задачи представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала и до конца. Исследовательскими целями называются те промежуточные и конечные результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Задачи нацелены на последовательную реализацию этапов исследовательской деятельности. Цели связаны непосредственно с предметом исследования. Глобальная цель исследования, как правило, достигается не сразу, а через ряд промежуточных целей.

Пример: конечная цель эксперимента – ускорить процесс развития учащихся.

Промежуточные цели: оценка наличного уровня психологического развития учащихся, установление конечного уровня их развития, определение средств, с помощью которых можно было бы ускорить развитие учащихся. Разработка методики практической экспериментальной работы с детьми с целью ускорения их развития, выбор психодиагностических методов, посредством которых можно установить, действительно ли ускорение процесса психологического развития имело место.

Задачами исследования, преследующих подобную цель, могли бы быть: конкретизация проблемы, изучение связанной с ней литературы и практики, уточнение формулировок гипотез исследования, выбор методов формирующего эксперимента, разработка плана и программы эксперимента, его проведение, обработка и анализ результатов эксперимента, формулировка выводов и практических рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента. Все цели и задачи нужно формулировать определенно и четко. В противном случае невозможно будет установить степень их реализации. Задачи исследования должны быть адекватны основной цели исследования.



Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
Дидактический план
Классификация методов педагогического исследования
Теория педагогического проектирования
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
Спортивные результаты как атрибуты спорта
Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов
Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности
Моделирование при конкретизации спортивно-подготовительных целей
Интегративная характеристика содержания и методов подготовки спортсмена
Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнений
Методические формы упражнения в подготовке спортсмена
Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности
Контроль в физической культуре и спорте
Все страницы