Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности

Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности – это изучение сформированности направленности личности на выполнение требований, предъявляемых к физической подготовке тем или иным видом спорта, а также тех физических возможностей, которые обеспечивают реализацию такой направленности.

Реализация такой направленности спортивной предрасположенности осуществляется в процессе обучения в общеобразовательных или специальных спортивных учреждениях.

Важность реализации спортивной предрасположенности личности в образовательном процессе заключается в том, что:

- во-первых, она формирует физическую культуру личности студента;

- во-вторых, несет в себе определенные ценности, способствующие развитию человека, сочетающего в себе единство сущностных сил, его духовного и физического совершенства;

- в-третьих, обеспечивает организацию содержательного досуга учащейся молодежи.

Важное место в изучении спортивной предрасположенности занимает спортивное прогнозирование.

Спортивное прогнозирование – одно из основных направлений, по которому с современных системных позиций должно идти исследование достижений спортсменов.

В свою очередь, достижения спортсменов во многом определяются физическими качествами и физическими способностями. Успешность прогнозирования спортивных результатов во многом определяется успешностью их формирования в процессе физического обучения и воспитания.

Физические способности – относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия.

Основа формирования физических качеств - это физические способности, которые заложены в человеке природой.

Формирование физических качеств – это направленное развитие ведущих способностей человека, которое происходит на основе определенных закономерностей: гетерохронности,
этапности, фазности и переноса в развитии.

Гетерохронность (разновременность) – установление этапов развития организма в процессе биологического созревания.

Этапность – установление этапов развития организма по мере выполнения одной и той же физической нагрузки.

Фазность – установление этапов развития организма в зависимости от эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма.

Для успешной реализации своей спортивной предрасположенности студент должен понять роль и значение физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке,
знать социально-биологические основы физической культуры и спорта и те требования,
которые необходимо выполнять.

Программа обучения предполагает рассматривать физическую культуру и спорт как социальные феномены общества. Особое внимание обращается на изучение вопросов физической культуры личности, основ здорового образа жизни, использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Цель курса – формирование физической культуры личности студентов, оптимизация их физического развития, всестороннее совершенствование физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, а также обеспечение на этой основе подготовленности молодежи к плодотворной трудовой деятельности.

Цель выявления индивидуальной спортивной предрасположенности студентов в высшем учебном заведении – это связь всей системы образования с запросами общества к физической и профессиональной подготовке специалистов.

Исходя из этой цели, выделяется ряд задач специфического и общепедагогического характера. Так специфические задачи подразделяются соответственно на образовательные задачи и задачи изменения физических показателей организма человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему современным обществом (или оптимизации физического развития человека).

Решение общепедагогических задач направлено на проблемы формирования личностных качеств человека в соответствии с его возможностями и способностями. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания и образования как особо значимые.

Критерии определения индивидуальной спортивной предрасположенности могут быть следующими:

– оптимальный уровень развития физических качеств, присущих человеку;

– сохранение и укрепление здоровья, закаливание;

– совершенствование телосложения и оптимальное развитие физиологических функций;

– длительное сохранение высокого уровня общей и профессиональной работоспособности.

Все эти показатели тесно взаимосвязаны между собой и решение каждой из задач ведет к решению всех остальных.

Однако на каждом из этапов жизни человека приоритет может отдаваться одному или нескольким направлениям.

В соответствии с этим и должны подбираться средства для их решения, что будет способствовать возникновению и закреплению начальной спортивной предрасположенности.

Выявление спортивной предрасположенности в процессе обучения начинается со спортивной диагностики.

Главными предпосылками достижения цели и задач начальной спортивной диагностики являются:

– опережающее формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре;

– установка на здоровый образ жизни и физическое совершенствование;

– потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

– подготовка к овладению высокими практическими навыками и знаниями теоретических основ физической культуры;

– способность противостоять физическому и психическому утомлению в процессе тренировок;

– умение планировать и проводить самостоятельную физическую тренировку.

Выявление и диагностика спортивной предрасположенности находят свое продолжение в спортивной ориентации будущего спортсмена в процессе обучения.

К образовательным подходам начальной спортивной ориентации, решаемым в процессе обучения, относятся:

– приобретение знаний научно-теоретического и практического характера, связанных с физической культурой и спортом;

– индивидуальное формирование необходимых двигательных умений и навыков и доведение их до разумной степени совершенства.

С помощью общепедагогических подходов решаются вопросы нравственного, идейно-патриотического и трудового воспитания, а также воспитания морально-волевых, эмоциональных качеств и эстетических потребностей личности.

В свою очередь, спортивная ориентация тесно связана со спортивным моделированием будущих результатов спортсмена, его спортивных достижений.



Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
Дидактический план
Классификация методов педагогического исследования
Теория педагогического проектирования
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
Спортивные результаты как атрибуты спорта
Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов
Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности
Моделирование при конкретизации спортивно-подготовительных целей
Интегративная характеристика содержания и методов подготовки спортсмена
Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнений
Методические формы упражнения в подготовке спортсмена
Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности
Контроль в физической культуре и спорте
Все страницы