Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Вещественно- математические модели | модели, имеющие отличительную от прототипа физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие математическое описание, одинаковое с оригиналом |
2 | Гетерохронность (разновременность) | установление этапов развития организма в процессе биологического созревания |
3 | Двигательное умение | такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов |
4 | Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности | изучение сформированности направленности личности на выполнение требований, предъявляемых к физической подготовке тем или иным видом спорта, а также тех физических возможностей, которые обеспечивают реализацию такой направленности |
5 | Игровой метод | применяется при проведении тренировок со специально создаваемыми игровыми условиями, выполнении любых упражнений, приемов и действий |
6 | Интервальный метод | повторение работы достаточно высокой мощности при определенных, регламентированных интервалах отдыха, не обеспечивающих полного восстановления работоспособ-ности перед выполнением очередной серии упражнений, которые проделываются на фоне утомления |
7 | Контроль | операция, при помощи которой определяется соотношение между содержанием тренировки и ее следствием |
8 | Контрольный раздел учебных программ | часть учебной программы, определяющая дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности |
9 | Критерии спортивных результатов | уровень и степень развития различных физических свойств и качеств обучающегося, во многом определяющие его будущие спортивные достижения |
10 | Логико-математические модели | модели, сконструированные из знаков. В них важны логические и математические свойства, а физическая, химическая или биологическая характеристики прототипа и модели не играют никакой роли |
11 | Метод | (греч. methods – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности |
12 | Метод проектов | способ достижения дидактической цели учебного занятия через детальную разработку поставленной учителем (тренером) задачи, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом |
13 | Методический прием | способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Каждый метод используется с помощью разнообразных методических приемов |
14 | Моделирование | метод (или процесс) изучения свойств объектов оригиналов посредством исследования соответствующих свойств их моделей |
15 | Непрерывный (равномерный) метод | непрерывное и продолжительное выполнение работы умеренной интенсивности для развития общей выносливости |
16 | Образовательная модель | логически последовательная система характеристик образовательного процесса, соответствующих цели образования |
17 | Педагогическая закономерность | реализуется в самой методике обучения. Она позволяет построить процесс обучения в соответствии с этапами |
18 | Педагогический контроль | процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса |
19 | Переменный метод | выполнение непрерывной работы в различном ритме и с изменяющейся интенсивностью, скоростью, темпом и мощностью |
20 | Повторный метод | многократное выполнение упражнений со строго дозированными нагрузками и отдыхом, обеспечивающим полное восстановление организма после занятий |
21 | Практический раздел учебных программ | это часть учебной программы, содействующая приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей личности |
22 | Психологическая закономерность | предполагает формирование двигательных действий на основе общей теории деятельности. С ее позиций решающая роль в процессе обучения новым движениям отводится формированию ориентировочной основы действия |
23 | Содержание физкультурного образования | отражение объективных закономерностей экономической, общекультурной, социальной жизни общества |
24 | Соревновательный метод | предполагает выполнение упражнений и действий в условиях, копирующих соревнования, содержащих элементы максимальных напряжений, что позволяет адаптироваться организму к тем нагрузкам, которые имеют место во время выступлений или превышают их |
25 | Теоретический раздел учебных программ | это часть учебной программы, формирующая мировоззренческую систему знаний и отношение к физической культуре |
26 | Фазность | установление этапов развития организма в зависимости от эффекта педагогического воздействия, от состояния физической работоспособности организма |
27 | Физические способности | относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия |
28 | Формирование физических качеств | направленное развитие ведущих способностей человека, которое происходит на основе определенных закономернос-тей: гетерохронности, этапности, фазности и переноса в развитии |
29 | Цикличность тренировочного процесса | один из принципов, на котором строится спортивная тренировка; он основывается на повторяемости завершенной части процесса физической подготовки, которая включает отдельные занятия, этапы, периоды обучения |
30 | Этапность | установление этапов развития организма по мере выполнения одной и той же физической нагрузки |