Интегративная характеристика содержания и методов подготовки спортсмена

Интегративная характеристика содержания обучения курса “Физическая культура и спорт” разработана в Государственных образовательных стандартах и находит выражение в требованиях к знаниям и умениям будущего спортсмена.

В результате обучения и воспитания студенты должны знать:

  • структуру системы физической культуры в Российской Федерации;

  • основные положения руководящих документов по физической культуре и спорту в учебном заведении, а также нормативные требования по физической подготовленности для своей возрастной группы;

  • технику выполнения физических упражнений, предусмотренных программой, методику их разучивания и совершенствования;

  • основные принципы и методы самостоятельной физической тренировки;

  • основы здорового образа и стиля жизни, требования личной и общественной гигиены и особенности самоконтроля за своим физическим состоянием;

  • методику использования физических упражнений в целях укрепления здоровья и совершенствования функциональных систем организма человека.

Содержание подготовки спортсмена будет несовершенным, если он не овладевает опреде-ленными умениями, к которым относятся:

  • § умения выполнять программные упражнения и нормативы по физической культуре;

  • § оказывать помощь в судействе спортивных соревнований в учебном заведении, выполнить требования на звание судьи по спорту;

  • § применять в практической деятельности все формы и средства организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

  • § проводить самостоятельную физическую тренировку и использовать методы самоконтроля за своим физическим состоянием.

Основные формы организации учебных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях – это занятия в учебных группах, тренировки, соревнования, участие в спортивно-массовой работе, самостоятельные занятий физической культурой и спортом.

В процессе учебных занятий студенты приобретают знания, изучают различные физические упражнения, овладевают сложными двигательными и прикладными навыками.

С одной стороны, это обеспечивает их физическое развитие, а, с другой стороны, занимающиеся осваивают технику двигательных действий, необходимых в повседневной жизни, при занятиях спортом и в профессиональной деятельности.

Основу обучения любому двигательному действию (физическому упражнению) составляет теория формирования двигательного навыка. В ее основе лежит последовательное освоение движений в соответствии с основным педагогическим принципом «от простого к сложному».

Основу интегративной характеристики содержания подготовки спортсмена составляют знания и умения, освоенные им в процессе обучения.

Знания – это сознательно усвоенные факты и их обобщение в виде понятий, выводов, правил и др.

Знания приобретаются, прежде всего, в процессе предварительного ознакомления с закономерностями и правилами выполнения движения. Особую группу составляют те знания, которые приобретаются студентами в процессе выполнения физических упражнений.
К ним следует отнести, например, знания о собственном организме, о том, как и какие движения и действия могут быть выполнены рукой, ногой, всем телом и т.д.

Под умением, в широком смысле слова, как известно, подразумевают применение знаний на практике.

Есть умения, для освоения которых не требуется повторений. Есть умения более сложные, требующие довольно длительных упражнений. До тех пор, пока то или иное движение или действие выполняется правильно лишь при полном сосредоточении внимания на правилах его исполнения, оно может быть названо умением. В дальнейшем это приобретенное умение может стать навыком.

Умение не может возникнуть внезапно. Для его проявления необходимы некоторые условия: определенный минимум знаний о технике упражнения, наличие ранее приобретенного двигательного опыта, определенный уровень физической подготовленности, творческое мышление в процессе построения новой системы движений (или наличие способности к обучению).

Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием,
которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов.

В практике физической культуры роль двигательных умений может быть различной.
В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными.

Строго разграничить необходимость перехода умений в навыки не представляется возможным. Следует отметить, что такие умения, как передвижение на лыжах, плавание, необходимо доводить до уровня навыков или умений высшего порядка. В программе физической культуры вузов могут существовать и другие умения, которые на определенном этапе трансформируются в навыки. Это определяется в первую очередь требованиями профессиональной деятельности. Существуют жизненно важные умения и навыки, которыми необходимо владеть вне зависимости от профессии.

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Основными признаками двигательного умения являются:

– концентрация внимания исключительно на технике выполнения упражнения;

– неустойчивость и ненадежность действий;

– непрочность запоминания движений, вследствие наличия сбивающих факторов (шум, утомление, посторонние взгляды, стеснительность действий и др.).

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык.
Это достигается уточнением и коррекцией движения. В результате появляется техника, рациональность действий, устойчивость движений, автоматизированный характер действий.

Двигательный навык – это оптимальная, эффективная и рациональная степень владения техникой упражнения, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения действия.

Двигательный навык характеризуется минимальным контролем со стороны сознания. Сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия.

В процессе обучения время перехода умения в навык определить сложно, так как это зависит от объективных и субъективных причин. К субъективным причинам относятся: двигательная одаренность (врожденные способности); двигательный опыт обучаемого; возраст обучаемого; способность к обучению; состояние здоровья; уровень мотивации, сознательности, активности и некоторые другие. Среди объективных причин выделяют: координационную сложность двигательного действия; профессиональное мастерство преподавателя; состояние материальной базы; характер предшествующей деятельности; наличие условий для самостоятельной работы
и т.д.

Основные признаки двигательного навыка – это координация и надежность выполнения движений, прочность и устойчивость в течение длительного времени, специфичность ощущения действия.

Процесс формирования двигательного навыка сопряжен с обучением правильной технике движения. Это одно из главных правил обучения. С этой целью на учебных занятиях необходимо добиваться вариативности выполнения упражнения. Вариативными навыками считаются такие, которые допускают изменения различных деталей, при сохранении самой основы техники. Навык, сформированный с техническими ошибками, очень трудно поддается переучиванию.

Теория обучения двигательным действиям предполагает построение учебного процесса с учетом физиологической, психологической, педагогической и структурной закономерностей.

В основе физиологической закономерности лежит положение о фазовом характере формирования двигательных навыков.

Согласно этому положению двигательный навык формируется по законам условных рефлексов. При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе сменяются три фазы протекания нервных процессов: фаза иррадиации нервных процессов;
фаза концентрации нервных процессов; фаза стабилизации динамического стереотипа.

Психологическая закономерность предполагает формирование двигательных действий на основе общей теории деятельности. С ее позиций решающая роль в процессе обучения новым движениям отводится формированию ориентировочной основы действия. Составляющими компонентами ориентировочной основы действия являются целевые установки и мотивация.

Педагогическая закономерность реализуется в самой методике обучения. Она позволяет построить процесс обучения в соответствии с этапами. Эти этапы включают следующие задачи.

- Формирование положительной мотивации. Это обеспечивает побуждение к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению двигательным действием. Принудительное обучение приводит, с одной стороны, к увеличению ошибок, а с другой – к увеличению продолжительности обучения, что не всегда эффективно в условиях ограничения времени на учебную дисциплину.

- Формирование знания о сущности двигательного действия. Это предполагает сосредоточение внимания на главных элементах техники движения и исключает использование метода «проб и ошибок».

Полноценное представление об изучаемом упражнении – это зрительный, смысловой и двигательный образы двигательного действия.

Зрительный образ двигательного действия возникает на основе опосредованного или непосредственного наблюдения.

Смысловой образ, основан на знании, получаемом при объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.

Двигательный образ у обучаемого создается либо на основе уже имеющегося двигательного опыта, либо на тех ощущениях, которые у него возникали при выполнении предыдущих упражнений.

Целостное освоение изучаемого двигательного действия. После формирования необходимых знаний и представлений о действии приступают к выполнению этого действия.

На этом этапе проявляется повышенное напряжение всего двигательного аппарата, скованность движений, концентрация внимания на технике упражнения.

Большое значение при этом приобретает принцип систематичности, так как продолжительные перерывы между повторениями приводят к исчезновению отдельных ощущений, представлений, и качество выполняемого действия снижается.

Структурная закономерность основывается на «переносе двигательных навыков».

Образование новых двигательных действий осуществляется на основе наличия у человека сходных рефлекторных связей. Поэтому во многих случаях уже имеющиеся у него навыки могут по механизму переноса оказывать влияние на вновь формируемые. Это проявляется только тогда, когда между такими навыками есть определенное сходство в их структуре. Перенос навыков может иметь как положительный результат, так и отрицательный. Положительный перенос облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Отрицательный перенос затрудняет образование нового двигательного навыка.

Явление переноса имеет большое практическое значение в физической культуре студентов, особенно на этапе первоначального обучения профессии.

С физиологической точки зрения явление отрицательного переноса объясняется трудностями образования нового динамического стереотипа при наличии сходного с ним и хорошо зафиксированного стереотипа.

Закономерность переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности освоения техники разнообразных движений, особенно в таких разделах физической культуры как гимнастика, легкая атлетика и спортивные игры. Планировать очередность обучения новым движениям надо таким образом, чтобы по возможности исключать влияние отрицательного переноса и в то же время шире использовать эффект положительного взаимодействия навыков.



Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
Дидактический план
Классификация методов педагогического исследования
Теория педагогического проектирования
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
Спортивные результаты как атрибуты спорта
Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов
Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности
Моделирование при конкретизации спортивно-подготовительных целей
Интегративная характеристика содержания и методов подготовки спортсмена
Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнений
Методические формы упражнения в подготовке спортсмена
Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности
Контроль в физической культуре и спорте
Все страницы