Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности

Научно-методическая деятельность специалиста физической культуры и спорта – важнейшая составляющая совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности специалиста физической культуры и спорта связана с необходимостью решения ряда инновационных задач в области совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Перечислим только некоторые, наиболее часто встречающиеся в публикациях инновационные направления: переход на личностно ориентированное обучение; создание благоприятных условий для развития креативности детей и способностей их к самореализации; гуманизация и гуманитаризация образования; формирование системы ценностей; применение здоровьесбе-регающих и природосообразных технологий и т.д. Если мы говорим о модели научной педагогической деятельности, то такие методологические характеристики, как проблема, актуальность темы, объект и предмет исследования, его цели и задачи, предположения и выносимые на защиту положения, научная новизна и практическая значимость, остаются неизменными.

Модель практической образовательной деятельности меняется и даже вынуждена меняться вслед за социокультурными условиями. Поэтому связь изменений в педагогической практике,
с одной стороны, и в педагогической науке, с другой, не является прямой. В.В. Краевский выделяет два направления возможных изменений основ педагогической науки, которые являются основой для обогащения научно-методической деятельности преподавателя.

Первое направление – возрастание роли междисциплинарных исследований в образовании и повышение интегративной функции педагогической науки.

Второе направление – повышение теоретического уровня и определение статуса педагогики как единственной науки, специально изучающей образование.

Реализация интегративной функции педагогики – это связь с использованием знаний, заимствованных из других научных дисциплин, которая выступает как одно из методологических условий моделирования в образовании. Любые суждения о столь сложном вопросе,
как модель научной деятельности, должны быть основаны на глубоком анализе.

Объектом труда начинающего специалиста являются учащиеся. От того, как произойдет вступление выпускника в трудовую деятельность, зависит благополучие многих поколений учеников. Поэтому профессиональные неудачи молодого специалиста физической культуры и спорта могут иметь далеко идущие последствия. Перемены в социально-экономической, политической жизни, происходящие в обществе в последнее десятилетие, не дают молодому человеку дополнительного времени на "доучивание". При этом, однако, он должен суметь адаптироваться к новым условиям деятельности, преодолеть адаптационный период со всеми трудностями, сложностями и противоречиями. Адаптация – ключевой процесс при вступлении в профессию; это понятие обозначает также приспосабливание к новым условиям жизни вне трудовой деятельности. От особенностей периода адаптации: ее характера, результатов, сроков – зависит эффективность всей последующей деятельности молодого специалиста, рост его профессионального мастерства

Проблема адаптации молодого специалиста не нова, различные ее аспекты неоднократно описывались и исследовались в научно-педагогической литературе. В этих работах раскрыты многие теоретические аспекты проблем профессиональной адаптации: критерии адаптации,
ее сущность, механизмы, закономерности формирования. Разработаны рекомендации по совершенствованию процесса адаптации. Однако исследования ведутся в основном на примере деятельности начинающих учителей средней общеобразовательной школы, и практически отсутствуют работы, посвященные особенностям протекания этого процесса у начинающих преподавателей непосредственно в области физической культуры и спорта.

Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности специалиста физической культуры и спорта является важнейшей составляющей в условиях современных требований к совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Основными этапом вхождения в такого рода деятельность являются выбор методологических оснований для качественного описания объекта и предмета исследования, а также постановка задач, определения гипотез и выбор методов теоретической и практической части исследования.

Логика процесса педагогического исследования может быть представлена следующим образом:

  • анализ развития педагогической ситуации и формулировка проблемы;

  • выдвижение идей в рамках определенной системы ценностей и подходов, которые могут способствовать разрешению выдвинутой проблемы исследования;

  • построение модели желаемого педагогического результата в соответствии с задачами исследования;

  • формулировка предположения о способах достижения целей, а также варианты поэтапной деятельности, включающей разработку теоретической и практической части исследования;

  • установление критериев оценки ожидаемых результатов;

  • выбор оптимального варианта конструируемого проекта в общей модели педагогической деятельности;

  • конкретизация задач, которые необходимо решить для реализации замысла;

  • этап реализации научной гипотезы при непрерывной диагностике, анализе и корректировке научной деятельности;

  • заключительный этап: обобщение результатов, выводы, представление опыта педагогической общественности.

Большое значение при этом придается правильности определения и применения методов
как научной, так и практической части научно-исследовательской деятельности.

Научная обоснованность методов обеспечивается оздоровительным, образовательным
и воспитательным эффектом от занятий физическими упражнениями.

Отсутствие конкретных задач занятия не позволяет правильно подобрать методы обучения.

К примеру, поставлена задача – обучить студентов плаванию способом «кроль» на спине. Определить методы обучения окажется невозможным, так как при общей формулировке можно в равной мере использовать и метод разучивания в целом, и метод разучивания по частям. При задаче, например, обучить движению рук или ног при плавании способом «кроль» на спине, возникнет необходимость применения метода разучивания по частям.

Обеспечение воспитывающего характера обучения – это выбор методов, обеспечивающих эффективность обучения, стимулирующих познавательную активность обучающихся.

Недопустимы методы, сковывающие инициативу студента, требующие от него лишь механического воспроизведения движений.

Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципом. Например, неверно считать, если педагог использует метод показа, значит, он полностью реализует принцип наглядности. Как известно, этот принцип реализуется через систему методов.

Однако каждое из них, в соответствии со своими характеристиками и сложностью, требует специфических способов обучения. При обучении, например, низкому старту в беге на 100 м не ограничиваются методами слова, так как используется и метод показа; при освоении простых упражнений применяют метод разучивания в целом, при освоении сложных – не обойтись без подводящих упражнений.

Наиболее приемлем метод разучивания в целом, но с последовательным акцентированием внимания на отдельные элементы. К слабо подготовленному студенту надо применять метод разучивания по частям. При хорошей его общеобразовательной подготовке целесообразно использовать объяснение и беседу.

Например, на занятии можно применить два разных метода, чтобы получить одинаковый результат. Однако педагогу разумнее использовать тот метод, которым он владеет лучше. Его возраст снижает физические возможности и приводит к перестройке педагогических умений (следовательно, и применяемых методов), позволяющих сохранить качество преподавания при меньшей личной двигательной активности.

Если в спортивном зале имеется две гимнастические перекладины, то, обучая студентов подъему разгибом, целесообразно применять подводящие упражнения, позволяющие фронтальным способом изучать основные его элементы. Педагог должен продумать и применение методов слова в зависимости от акустических свойств зала, размеров площадки.

Разнообразие методов – ни один из методов не может быть признан единственным и основным.

Универсализация любого метода порождает недоверие к нему. Для достижения успеха в обучении применяются разнообразные методы.

Следует помнить, что не существует плохих методов. Каждый метод по-своему хорош. Плохими их делают методически неподготовленные педагоги. То, что эффективно действует
в одних педагогических ситуациях, может оказаться совершенно бесполезным, даже вредным
в других. В педагогической деятельности необходимо применять системы методов обучения.
В системах должны максимально использоваться сильные стороны методов и нейтрализоваться слабые. Показ сочетается с объяснением, объяснение включает описание, указание.
Методов, одинаково пригодных для всех обучаемых и для всех условий работы, не существует. Универсальные методы ограничивают творческую инициативу педагога, не позволяют использовать ему потенциал обучаемых.

Результативность метода оценивается прочностью овладения учебным материалом при одновременном содействии оздоровлению и воспитанию обучаемых.



Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
Дидактический план
Классификация методов педагогического исследования
Теория педагогического проектирования
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
Спортивные результаты как атрибуты спорта
Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов
Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности
Моделирование при конкретизации спортивно-подготовительных целей
Интегративная характеристика содержания и методов подготовки спортсмена
Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнений
Методические формы упражнения в подготовке спортсмена
Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности
Контроль в физической культуре и спорте
Все страницы