Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок

Методологическая основа выбора содержания программ по физической культуре и спорту - это успешно развивающаяся в настоящее время – теория физической культуры.

Цель образовательной системы физической культуры и спорта состоит в создании условий для обеспечения физической подготовленности граждан всех возрастов к обучению, производительному труду и творческой деятельности.

Эта цель достигается решением общих и специальных задач совершенствования физической культуры и спорта, решаемых на современном этапе их развития.

Первая задача заключается в развитии и совершенствовании физических качеств.
Она занимает ведущее место среди общих задач физической культуры личности.

В решении этой задачи находит свое выражение принцип оздоровительной направленности.

В специальных задачах находят свое конкретное, концентрированное выражение специфические требования к физической подготовленности.

Правильное определение специальных задач имеет принципиально большое значение для него, так как эти задачи оказывают существенное влияние на содержание и направленность обучения и воспитание учащихся.

Однако научное определение специальных задач связано со значительными трудностями, поскольку для каждого вида спорта необходимо определение своих специфических задач, нашедших отражение в содержании образования.

Содержание физкультурного образования - отражение объективных закономерностей экономической, общекультурной, социальной жизни общества.

Содержание образования находит свое отражение в программах по физической культуре и спорту.

Методологическая основа выбора содержания программ по физической культуре и спорту – это успешно развивающаяся в настоящее время теория физической культуры.

Если в содержание учебных программ подготовки к тяжелоатлетам и пловцам применять одинаковые требования, это может привести к отрицательным результатам.

В настоящее время используется экспериментальный подход для научного обоснования требований к физической подготовленности личности в соответствии с ее возможностями и способностями к физическим нагрузкам, что является основой дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

Осуществление дифференциации и индивидуализации процесса обучения позволяет разрабатывать содержание учебных программ в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями обучающихся.

В связи с введением профильного обучения в школах и средних профессиональных образовательных учреждениях, разрабатываются дифференцированные программы подготовки учащихся, что повышает эффективность учебного процесса, создает возможность индивидуализировать процесс обучения.

Кроме того, дифференциация процесса обучения по физической культуре и спорту происходит в системе дополнительного образования в спортивных школах, специализированных спортивных залах, в спортивных секциях, каждая из которых также имеет учебные программы, направленные на индивидуализацию учебного процесса.

Важный принцип формирования учебных программ по физической культуре и спорту – это положение о том, что на физическое развитие обучающегося в процессе обучения оказывают влияние биологические, климатогеографические и социальные факторы.

Основные разделы учебных программ по физической культуре и спорту: теоретический, практический и контрольный.

Реализация содержания обучения, характеристика которого заключена в учебных программах, направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса в области общего и специального образования и предусматривает повышение спортивных результатов в результате обучения. Теоретический раздел учебных программ – это часть учебной программы, формирующая мировоззренческую систему знаний и отношение к физической культуре.

Практический раздел учебных программ – это часть учебной программы, содействующая приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей личности.

Контрольный раздел учебных программ – это часть учебной программы, определяющая дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности.



Оглавление
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
Дидактический план
Классификация методов педагогического исследования
Теория педагогического проектирования
Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
Спортивные результаты как атрибуты спорта
Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов
Диагностика индивидуальной спортивной предрасположенности
Моделирование при конкретизации спортивно-подготовительных целей
Интегративная характеристика содержания и методов подготовки спортсмена
Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнений
Методические формы упражнения в подготовке спортсмена
Научно-методическая деятельность как элемент профессиональной компетентности
Контроль в физической культуре и спорте
Все страницы