Организация работы налоговой инспекции по приему, обработке и проверке деклараций по налогу на доходы физических лиц

Статьей 229 НК РФ определены категории физических лиц, обязанных представлять в налоговую инспекцию декларации по налогу на доходы. К таким категориям относятся физические лица, осуществляющие виды деятельности или получающие доходы, перечисленные в статьях 227 и 228 НК РФ, а именно:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

3) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

4) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исходя из сумм таких доходов;

5) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, исходя из сумм таких доходов.

Кроме того пунктом 2 статьи 219 НК РФ установлено, что социальные налоговые вычеты представляются налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

В аналогичном порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 220 НК РФ представляются имущественные налоговые вычеты.

В соответствии со статьей 221 НК РФ для представления профессиональных налоговых вычетов налогоплательщикам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами (в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ или оказанием услуг), налогоплательщик должен также подать в налоговый орган письменное заявление вместе с декларацией о доходах после окончания налогового периода.

Во всех случаях налогоплательщики, в принципе, не обязаны подавать налоговые декларации. Однако, если они хотят получить соответствующие налоговые вычеты, сумма которых достаточно велика, то им все-таки придется заполнить декларацию и представить ее в налоговую инспекцию.

В соответствии с пунктом 4 статьи 218 НК РФ, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем, чем предусмотрено, размере, то по окончании налогового периода производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных Кодексом. Пересчет проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты. Таким образом, и в этой ситуации представление налоговой декларации является не обязанностью, а правом налогоплательщика. Он может либо не представлять декларацию и заплатить налог в несколько большей сумме, чем требуется, либо представить декларацию и произвести уменьшение начисленной суммы налога.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате или возврату по итогам налогового периода.

В соответствии со статьей 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее
30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация представляется в налоговую инспекцию по месту регистрации физического лица. Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае прекращения деятельности или прекращения выплат, создающих у физического лица обязанность по представлению декларации, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со статьями 227 и 228 НК РФ, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации. Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, поданным до окончания налогового периода в связи с прекращением деятельности или получением определенных видов доходов, производится не позднее чем через
15 дней с момента подачи такой декларации.

Возврат излишне уплаченного физическими лицами налога на доходы на основании поданных ими деклараций производится налоговыми органами в порядке и в сроки, установленные
статьей 78 НК РФ. Сумма излишне уплаченного налога возвращается по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат производится только после зачета указанной суммы в счет погашения задолженности. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

При организации проведения декларационной кампании налоговые органы обеспечивают широкое повседневное разъяснение порядка декларирования через средства массовой информации, а также посредством проведения встреч, бесед и собраний с гражданами на крупных предприятиях и в других местах по согласованию с местной администрацией. До налогоплательщиков доводятся сведения о местонахождении районных налоговых инспекций и консультационных пунктов, время их работы и контактные телефоны, по которым физические лица могут выяснить порядок сдачи деклараций. В инспекциях оформляются информационные стенды с методическими материалами по декларированию и налогообложению физических лиц.

В период проведения декларационной кампании устанавливается особый режим работы налоговых инспекций по приему деклараций от физических лиц, позволяющий увеличить время приема граждан и соответственно уменьшить очереди из лиц, сдающих декларацию. Организуется прием деклараций в вечернее время и выходные дни.

Наиболее квалифицированные специалисты выделяются для проведения консультаций по вопросам декларирования доходов и практической помощи налогоплательщикам в заполнении деклараций в помещении инспекции и в консультационных пунктах, организуемых за пределами инспекции.

Налоговые инспекции бесплатно обеспечивают плательщиков бланками налоговых деклараций.

Декларации о доходах могут представляться в налоговые инспекции лично декларантом, через его доверенное лицо либо по почте. Допускается сдача декларации на дискете. При этом сотрудник налоговой инспекции распечатывает бумажную копию декларации, которую декларант должен подписать.

В налоговой инспекции каждой принятой декларации присваивается свой регистрационный номер, который проставляется в декларации.

Дальнейшая обработка деклараций по налогу на доходы физических лиц в налоговой инспекции производится в порядке, аналогичном установленному для юридических лиц.

При работе с декларациями по налогу на доходы необходимо учитывать, что налоговая инспекция обязана выписать и направить плательщику налоговое уведомление на его уплату не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу либо его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае когда налогоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Таким образом, налоговая инспекция должна завершить обработку и камеральную проверку принятых деклараций о налоге на доходы, подготовить на их основании налоговые уведомления и разослать их налогоплательщикам не позднее 9 июня, т.е. за 36 дней до наступления срока платежа (15 июля).

Декларации физических лиц относятся к конфиденциальной информации, соответственно при организации работы с ними следует выполнять все действия, необходимые для защиты информации от несанкционированного доступа.



Оглавление
Методы и формы налогового администрирования в РФ.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные методы и формы налогового администрирования
Налоговое планирование
Налоговое регулирование
Налоговый контроль
Общая характеристика работы налоговых органов по учету налогоплательщиков. Идентификационный номер налогоплательщика
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - юридических лиц
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - физических лиц
Использование в работе по учету налогоплательщиков информации, поступающей от сторонних организаций
Общая характеристика деятельности налоговых органов по приему и камеральной проверке налоговых деклараций
Организация работы налоговых органов по камеральной проверке налоговых деклараций
Приостановление операций по счетам налогоплательщиков
Общая характеристика работы налоговых органов по учету поступлений в бюджет
Оценка эффективности работы налоговых органов
Порядок учета начисленных и поступивших в бюджет сумм в налоговых органах
Общая характеристика организации работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженности
Процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям
Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика
Банкротство недоимщика и списание задолженности, безнадежной ко взысканию
Изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней
Общая характеристика организации работы по выездным налоговым проверкам
Планирование и подготовка выездных налоговых проверок
Процедура выездной налоговой проверки
Рассмотрение возражений налогоплательщика по акту проверки. Реализация материалов проверки
Специфика работы налоговой инспекции с физическими лицами
Организация работы налоговой инспекции по приему, обработке и проверке деклараций по налогу на доходы физических лиц
Обработка сведений о доходах физических лиц
Роль юридического отдела в работе инспекции
Досудебное урегулирование споров налоговых органов и налогоплательщиков
Особенности налогового администрирования в Российской Федерации
Направления совершенствования налогового администрирования
Все страницы