Общая характеристика организации работы по выездным налоговым проверкам

Одним из основных методов контрольной работы налоговой инспекции является выездная налоговая проверка деклараций налогоплательщиков с целью выявления ошибок и нарушений, допущенных при исчислении налоговой базы и уплате налогов. Подавляющая часть выездных налоговых проверок проводится районными налоговыми инспекциями.

В районных налоговых инспекциях создается отдел выездных проверок юридических лиц.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации.

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, а не как срок пребывания проверяющих на территории налогоплательщика

НК РФ установлен ряд ограничений на проведение выездных проверок. К ним можно отнести ограничения по: проверяемому периоду (три календарных года, предшествующих году проверки); продолжительности проверки (как правило - не более двух месяцев); по частоте проведения (не более одной проверки в год по одному и тому же налогу за один и тот же период); по повторяемости (повторные проверки разрешены только для вышестоящих организаций, либо в случае ликвидации или реорганизации плательщика).

Руководителю налогового органа дано право приостановить проведение выездной налоговой проверки:

1) для истребования документов (информации) о проверяемом у контрагентов и иных лиц, располагающих нужными данными;

2) для получения информации от иностранных государственных органов в рамках между-народных договоров РФ;

3) для проведения экспертиз;

4) для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

В новой редакции НК РФ выделяется и повторная выездная проверка - проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При повторной проверке налоговый орган заново обращается не только к проверенному периоду, но повторно может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руко-водителя (заместителя руководителя) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В Налоговом кодексе упоминается также встречная проверка, которая проводится с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов, однако правила такой проверки четко не оговорены.

Встречная налоговая проверка – это проверка, когда объектом контроля является контрагент налогоплательщика. При встречной проверке налоговая инспекция имеет право истребовать соответствующие документы, информацию у любого обладающего ими лица.

В этих ситуациях налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, с каким мероприятием связан запрос.

В течение 5 дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). При отсутствии копии запроса налогоплательщик может не исполнять требование.

Требование должно быть исполнено в течение 5 рабочих дней со дня получения, или налогоплательщику в тот же срок нужно сообщить, что нужными документами или информацией он не располагает.

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в общеустановленный срок, налогоплательщик может ходатайствовать о продлении срока.

Выездная налоговая проверка проводится, как правило, силами не менее двух налоговых инспекторов. Это связано с необходимостью изучения в ходе проверки большого объема первичных документов и выполнения многих процедур по обеспечению доказательств выявленных нарушений. При групповой работе обеспечивается взаимное обучение сотрудников методике проверки тех или иных вопросов и обмен опытом между ними. Проверка группой сотрудников целесообразна и с точки зрения обеспечения их безопасности.

В отделах выездных налоговых проверок, как правило, нет постоянных, участвующих во многих проверках групп. Состав группы определяется при подготовке постановления о проведении проверки. В составе группы выделяется сотрудник, ответственный за результаты проверки, который не только проверяет отдельные вопросы сам, но и координирует работу других участников группы. Налоговый инспектор, ответственный за проведение проверки, занимается также оформлением ее результатов, рассмотрением разногласий налогоплательщика и подготовкой решения по итогам проверки.

Эффективность выездной налоговой проверки в значительной мере зависит от правильности выбора объекта для нее.

В настоящее время ФНС РФ установлен единый порядок работы налоговых органов по планированию и подготовке выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок, является важным этапом контрольной работы налоговой инспекции. Оно состоит в определении перечня объектов, подлежащих выездным налоговым проверкам в предстоящем квартале, сроков, объемов и категорий указанных проверок, ресурсов, необходимых для их проведения.

Предпроверочная подготовка - это комплекс процедур, обеспечивающих углубленное изучение сотрудниками инспекции всей имеющейся информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на достижение наибольшей эффективности контрольной работы.

Важнейшими составными частями процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры.

1. Формирование массива данных о налогоплательщиках.

2. Камеральная проверка и камеральный анализ налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также бухгалтерской отчетности.

3. Комплексный анализ основных показателей деятельности налогоплательщиков в отрас-левом и территориальном разрезах.

4. Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок.

5. Предварительная подготовка предложений о категории выездной налоговой проверки, о предполагаемых затратах времени на ее проведение, о численности сотрудников инспекции, необходимых для проведения выездных налоговых проверок, необходимости привлечения к проверке специалистов правоохранительных и иных контролирующих органов.

6. Подготовка и утверждение планов выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

7. Предпроверочный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок.

8. Подготовка перечня вопросов, подлежащих проверке. Формирование массива данных о налогоплательщиках - первый этап работы по планированию выездных налоговых проверок.

Массив данных создается на основе имеющейся в налоговых органах информации о налогоплательщиках. Эти данные проходят предварительную обработку, систематизацию, сортировку с целью приведения их в форму, наиболее удобную для выбора объектов проверок.

Для правильного выбора объектов для проведения выездных проверок налоговым органам необходимо иметь максимально полную информацию о налогоплательщиках. Информация поступает как из внутренних, так и из внешних источников.

Результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование баз данных налоговых органов, содержащих информацию на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе.

Работа налогового органа по формированию информационного массива данных о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:

непрерывность - обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

систематизация - поступающая информация группируется в разрезе каждого налогоплательщика;

актуализация - т.е. периодическое обновление массива информации с учетом вновь поступающих данных;

полнота - работа по сбору и систематизации информации о налогоплательщиках направлена на получение объема сведений, достаточного для принятия обоснованного решения о целесообразности отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

достоверность - в обязательном порядке проводится предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел, сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников;

организация рациональной системы обработки и хранения информации - включение накопленной и новой информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов.

Вторым этапом работы по подготовке к выездным налоговым проверкам является анализ результатов камеральной проверки налоговой отчетности налогоплательщиков.

Камеральный анализ является завершающим этапом камеральной проверки налоговых деклараций. Он позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности совершения налогового правонарушения, дающей основание для включения соответствующей организации в план выездных налоговых проверок.

По результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой отчетности отделом камеральных проверок составляется заключение, содержащее рекомендации о выездных налоговых проверках соответствующих налогоплательщиков с обоснованием причин, послуживших основанием для таких выводов. Заключение подписывается начальником отдела камеральных проверок и передается в отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок. Оно является одним из оснований для включения налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах на предстоящий квартал

Комплексный анализ основных финансовых показателей деятельности организаций в отраслевом и территориальном разрезах осуществляется налоговым органом периодически, с учетом уровня его технической оснащенности.

В процессе анализа обеспечиваются:

- анализ и оценка динамики изменений основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков,

- сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности конкретной органи-зации с показателями организаций аналогичной отрасли и со средними значениями показателей по отрасли,

- отбор организаций, анализ деятельности которых позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности обнаружения налоговых правонарушений.

Приемы и методы такого анализа разрабатываются налоговой инспекцией самостоятельно, исходя из уровня технической оснащенности, особенностей обслуживаемой территории, отраслевой принадлежности большинства налогоплательщиков, опыта и знаний работников.

По результатам анализа показателей деятельности налогоплательщиков работником отдела, ответственного за его проведение, готовится заключение, содержащее рекомендацию об отборе соответствующих организаций для проведения выездных налоговых проверок с указанием оснований для этого вывода. Указанное заключение передается в отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок, и используется при формировании плана проведения выездных проверок на предстоящий квартал.



Оглавление
Методы и формы налогового администрирования в РФ.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные методы и формы налогового администрирования
Налоговое планирование
Налоговое регулирование
Налоговый контроль
Общая характеристика работы налоговых органов по учету налогоплательщиков. Идентификационный номер налогоплательщика
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - юридических лиц
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - физических лиц
Использование в работе по учету налогоплательщиков информации, поступающей от сторонних организаций
Общая характеристика деятельности налоговых органов по приему и камеральной проверке налоговых деклараций
Организация работы налоговых органов по камеральной проверке налоговых деклараций
Приостановление операций по счетам налогоплательщиков
Общая характеристика работы налоговых органов по учету поступлений в бюджет
Оценка эффективности работы налоговых органов
Порядок учета начисленных и поступивших в бюджет сумм в налоговых органах
Общая характеристика организации работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженности
Процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям
Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика
Банкротство недоимщика и списание задолженности, безнадежной ко взысканию
Изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней
Общая характеристика организации работы по выездным налоговым проверкам
Планирование и подготовка выездных налоговых проверок
Процедура выездной налоговой проверки
Рассмотрение возражений налогоплательщика по акту проверки. Реализация материалов проверки
Специфика работы налоговой инспекции с физическими лицами
Организация работы налоговой инспекции по приему, обработке и проверке деклараций по налогу на доходы физических лиц
Обработка сведений о доходах физических лиц
Роль юридического отдела в работе инспекции
Досудебное урегулирование споров налоговых органов и налогоплательщиков
Особенности налогового администрирования в Российской Федерации
Направления совершенствования налогового администрирования
Все страницы