Общая характеристика организации работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженности

Принудительное взыскание задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам является составной частью деятельности налоговых органов. Значение данного участка работы определяется тем, что на начало 2004 года задолженность налогоплательщиков в консолидированный бюджет Российской Федерации составила 382,2 млрд рублей, или более
15% от налоговых доходов за 2003 год.

Когда идет речь о долгах налогоплательщиков перед бюджетом, то используется два
понятия - "недоимка" и "задолженность". При этом под "недоимкой" понимается задолженность плательщиков перед бюджетной системой (бюджетом и государственными внебюджетными фондами) только по суммам начисленных, но не уплаченных налогов и сборов. Понятие "задолженность" шире, чем "недоимка". Оно включает в себя просроченные долги не только по налогам, но также и по пеням за просрочку налоговых платежей и по санкциям за нарушения налогового законодательства.

Задолженность налогоплательщиков перед бюджетной системой формируется под воздействием нескольких факторов, в числе которых следующие.

1. Несвоевременная уплата налогов в связи с техническими, непреднамеренными ошибками налогоплательщиков.

2. Неуплата налогов вследствие преднамеренных неправомерных действий налогопла-тельщиков.

3. Задержка исполнения платежных поручений налогоплательщиков банками.

4. Нечеткая работа банков, территориальных органов Федерального казначейства, местных финансовых органов и налоговой инспекции в процессе взаимодействия друг с другом.

Принудительное взыскание задолженности по налогам и пеням осуществляется тогда, когда эта задолженность возникла в силу первого или второго фактора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию почтовой связи.

В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, т.е. органа федерального казначейства или местного финансового органа.

Таким образом, если налогоплательщик надлежащим образом исполнил обязанность по уплате налога, но деньги в бюджетную систему не поступили, как правило, по вине банка, то налоговая инспекция не вправе применить к нему меры по принудительному взысканию. В то же время на лицевом счете плательщика по-прежнему числится недоимка, поскольку сумма налога считается поступившей в бюджет только после зачисления денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства или местного финансового органа.

Невозможно и осуществление процедуры принудительного взыскания в том случае, когда недоимка возникла из-за нечеткой работы банков, казначейства, финансовых и налоговых органов. В этом случае деньги поступили в бюджет, но в лицевой счет не разнесены из-за непоступления платежных документов или их несвоевременной обработки. В этом случае поступившая сумма учитывается налоговой инспекцией как "невыясненные поступления" до получения и обработки первичных документов.

Действия налоговой инспекции по принудительному взысканию задолженности по налогам и сборам регламентированы статьями 44-49 и 69-77 НК РФ. По общему правилу, задолженность по налогам и пеням взыскивается с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц -
в судебном.

Для работы по взысканию задолженности в налоговой инспекции создается отдел по принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам, работающий в тесном контакте с отделом учета и отчетности и юридическим отделом. Обязанности между сотрудниками отдела распределяются, как правило, по категориям налогоплательщиков (юридические и физические лица) и по видам работ (выставление инкассовых поручений, банкротство и т.п.).



Оглавление
Методы и формы налогового администрирования в РФ.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные методы и формы налогового администрирования
Налоговое планирование
Налоговое регулирование
Налоговый контроль
Общая характеристика работы налоговых органов по учету налогоплательщиков. Идентификационный номер налогоплательщика
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - юридических лиц
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - физических лиц
Использование в работе по учету налогоплательщиков информации, поступающей от сторонних организаций
Общая характеристика деятельности налоговых органов по приему и камеральной проверке налоговых деклараций
Организация работы налоговых органов по камеральной проверке налоговых деклараций
Приостановление операций по счетам налогоплательщиков
Общая характеристика работы налоговых органов по учету поступлений в бюджет
Оценка эффективности работы налоговых органов
Порядок учета начисленных и поступивших в бюджет сумм в налоговых органах
Общая характеристика организации работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженности
Процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям
Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика
Банкротство недоимщика и списание задолженности, безнадежной ко взысканию
Изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней
Общая характеристика организации работы по выездным налоговым проверкам
Планирование и подготовка выездных налоговых проверок
Процедура выездной налоговой проверки
Рассмотрение возражений налогоплательщика по акту проверки. Реализация материалов проверки
Специфика работы налоговой инспекции с физическими лицами
Организация работы налоговой инспекции по приему, обработке и проверке деклараций по налогу на доходы физических лиц
Обработка сведений о доходах физических лиц
Роль юридического отдела в работе инспекции
Досудебное урегулирование споров налоговых органов и налогоплательщиков
Особенности налогового администрирования в Российской Федерации
Направления совершенствования налогового администрирования
Все страницы