Общая характеристика деятельности налоговых органов по приему и камеральной проверке налоговых деклараций

Камеральная проверка налоговых деклараций - это важнейший технологический участок работы налоговой инспекции с позиций:

- объема получаемой и вводимой в базу данных налоговой инспекции информации;

- фискальной ценности информации (на ее основе рассчитываются суммы налогов, подле-жащие уплате в бюджет);

- взаимодействия с другими участками работы налоговой инспекции (информация исполь-зуется и при ведении лицевых счетов, и при выборе объектов для проверок, и при взыскании недоимок, и при составлении отчетности о работе инспекции).

К основным особенностям камеральной проверки относятся следующие.

1. Массовый характер операций осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках. Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется 1 раз в квартал, некоторые - 1 раз в месяц. Каждый раз проверке подвергается не одна декларация, а несколько - от 7 до 13, бухгалтерская отчетность (3-5 форм) и практически не ограниченное количество документов (справок, расчетов, пояснительных записок и т.п.), прилагаемых к декларациям.

2. Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций в расчетах сумм налогов, что приводит к камеральным доначислениям на весьма значительные суммы, и соответственно применению налоговых и административных санкций по результатам камеральных проверок.

3. Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов "по данным плательщика" (5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой). Кроме того срок проведения камеральной проверки ограничен 3 месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком. Таким образом, в весьма короткий срок (3 месяца) налоговая инспекция должна обработать каждую декларацию два раза, первый раз для начисления налогов "по данным плательщика" в течение 5-10 дней со дня сдачи отчетности, и второй - для собственно камеральной проверки.

4. Отсутствие единого, стандартного подхода к проектированию форм налоговых деклараций, что делает их крайне неудобными для ручной и непригодными для машинной обработки. В частности, следует отметить отсутствие на бланках контрольных сумм, возможность представления деклараций на двухсторонних бланках и т.п.

5. Отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности, что делает практически бессмысленной трату ресурсов инспекции на получение последней и ее обработку.

6. Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям "по произвольной форме".

7. Обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и т.д.).

Камеральными проверками в налоговых инспекциях занимается Отдел камеральных проверок юридических лиц и Отдел декларирования и взыскания налогов, удерживаемых налоговыми органами. В некоторых случаях в инспекциях создается по два отдела камеральных проверок юридических лиц: налогоплательщики "делятся" между отделами по территориальному принципу (по улицам, кварталам, микрорайонам). Внутри отдела закрепление участков за налоговыми инспекторами происходит "по буквам", т.е. по первой букве названия или фамилии налогоплательщика, или "по улицам". В любом случае составляется схема замещения сотрудниками отдела друг друга в случае временного отсутствия одного из них на рабочем месте.



Оглавление
Методы и формы налогового администрирования в РФ.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные методы и формы налогового администрирования
Налоговое планирование
Налоговое регулирование
Налоговый контроль
Общая характеристика работы налоговых органов по учету налогоплательщиков. Идентификационный номер налогоплательщика
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - юридических лиц
Работа налоговых органов по учету налогоплательщиков - физических лиц
Использование в работе по учету налогоплательщиков информации, поступающей от сторонних организаций
Общая характеристика деятельности налоговых органов по приему и камеральной проверке налоговых деклараций
Организация работы налоговых органов по камеральной проверке налоговых деклараций
Приостановление операций по счетам налогоплательщиков
Общая характеристика работы налоговых органов по учету поступлений в бюджет
Оценка эффективности работы налоговых органов
Порядок учета начисленных и поступивших в бюджет сумм в налоговых органах
Общая характеристика организации работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженности
Процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям
Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика
Банкротство недоимщика и списание задолженности, безнадежной ко взысканию
Изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней
Общая характеристика организации работы по выездным налоговым проверкам
Планирование и подготовка выездных налоговых проверок
Процедура выездной налоговой проверки
Рассмотрение возражений налогоплательщика по акту проверки. Реализация материалов проверки
Специфика работы налоговой инспекции с физическими лицами
Организация работы налоговой инспекции по приему, обработке и проверке деклараций по налогу на доходы физических лиц
Обработка сведений о доходах физических лиц
Роль юридического отдела в работе инспекции
Досудебное урегулирование споров налоговых органов и налогоплательщиков
Особенности налогового администрирования в Российской Федерации
Направления совершенствования налогового администрирования
Все страницы