Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта

Типовая схема обучения состоит из шести граф. В I-й графе содержится последовательность решения задач (порядковый номер задачи), и приводятся задачи изучения элементов целостного действия. Во I-йI описываются средства, применяемые в каждой задаче.

В III-й даются организационно-методические указания. В IV-й описываются типичные ошибки, которые возможны в данном элементе техники. В V-й объясняются причины возникно-вения ошибок. В VI-й содержатся пути исправления ошибок. Остановимся немного подробнее на содержании граф типовой схемы.

В I-й графе необходимо ставить конкретные задачи, чтобы они соответствовали элементу обучения (например, обучить технике держания и выпуска снаряда; обучить технике финального усилия). Количество задач зависит от сложности целостного действия. Первая задача всегда будет носить ознакомительный характер. Обучающиеся должны создать представление о технике целостного действия, преподаватель — ознакомиться со способностью учеников усваивать предмет изучения. Возможно, некоторые ученики смогут сразу уловить внешнюю картину движений, тогда обучение с ними можно проводить целостным методом. Другие будут хуже усваивать, тогда их надо разделить на группы: среднеспособные и малоспособные. Для этих групп подбор средств и методов будет различен.

В организационно-методических указаниях приводятся: правильное выполнение упражнений (на что необходимо обратить внимание), дозировка, ритм и темп выполнения упражнений.

В графе «Типичные ошибки» определяются неточности в движениях, которые могут возникнуть при обучении. Содержание этой графы будет зависеть от опыта и квалификации преподавателя, его способности видеть ошибки в движениях учеников.

Большое значение имеет графа «Причины ошибок», где определяются виды ошибок, объясняются причины их возникновения, и дается направление путей исправления ошибок.

В последней графе «Исправление ошибок» приводится набор средств, которые помогут устранить ошибку и правильно закрепить изучаемую технику движений.

Необходимо помнить, что на изучение того или иного элемента надо тратить определенное количество времени и повторений, ни в коем случае нельзя уделять слишком много времени какому-либо элементу, что может привести к новым ошибкам. Например, уделяя особое внимание отталкиванию и сведению бедер в спортивной ходьбе, можно сформировать полетную фазу, что запрещено.

В процессе обучения существуют как положительный, так и отрицательный перенос в технике движений, т.е. одни движения могут помогать в усваивании техники, а другие будут тормозить или даже блокировать изучение того или иного элемента. Похожие по структуре упражнения будут помогать в изучении техники, т.е. они несут в себе положительный перенос, например барьерный бег и прыжки в длину. Если же структура движений не схожа, например прыжки в длину и прыжки в высоту, они будут мешать освоению техники движений, будут подавлять формирование двигательного навыка, т.е. они несут в себе отрицательный перенос.
В процессе обучения необходимо так подбирать средства, чтобы полностью устранить отрица-тельный перенос, и как можно эффективнее использовать положительный перенос упражнений.

В легкой атлетике много видов с простой (бег) и сложной (шест) техникой исполнения соревновательного упражнения. Существует определенная последовательность в обучении технике легкоатлетических видов.

В беговых видах наблюдается следующая последовательность обучения:

1) бег на средние и длинные дистанции;

2) спринтерский бег;

3) эстафетный бег;

4) барьерный бег;

5) бег на 3000 м с препятствиями.

Первое обучение бега на средние и длинные дистанции говорит само за себя – здесь и амплитуда движений, степень усилий, координационная и психическая сложность техники относительно низкие, довольно проста и структура движений.

В спринтерском беге происходит максимальная реализация всех параметров — амплитуды, усилий и т.п., которые должны исполняться за короткое время. Координационная и психическая сложности движений в спринтерском беге возрастают.

Изучив технику спринтерского бега, приступают к изучению техники эстафетного бега, где сложность техники заключается в передаче эстафетной палочки на коротком отрезке при большой скорости бега. Совмещение скоростей бега передающего и принимающего повышает координационную и психическую сложность этого вида.

После изучения техники гладкого бега приступают к изучению барьерного бега. По своей структуре барьерный бег относится к смешанной, т.е. здесь присутствуют и циклическая структура (бег), и ациклическая (преодоление барьера). Высокая скорость бега с преодолением препятствий делает технику барьерного бега довольно сложной, повышаются и координационная, и психическая сложности упражнения.

Бег на 3000 м с препятствиями по своей структуре похож на барьерный бег, но увеличивается психическая напряженность (тяжелые барьеры, яма с водой) плюс длительная деятельность, принуждающая выполнять движения на фоне развивающегося утомления, ставят этот вид спорта на первое место по сложности обучения и выполнения соревновательного упражнения.

В легкоатлетических прыжках четыре вида, но есть в прыжках в высоту и длину несколько разновидностей, поэтому мы приводим последовательность обучения, включая и эти способы прыжков:

1) высота — «перешагивание»;

2) длина — «согнув ноги»;

3) длина — «прогнувшись»;

4) длина — «ножницы»;

5) высота — «перекидной»;

6) высота — «фосбери-флоп»;

7) длина — тройной прыжок;

8) прыжок с шестом.

Так как прыжки предъявляют почти одинаковые требования по реализации двигательных качеств, то на последовательность обучения будут влиять техническая сложность и психическая напряженность вида.

Метания по своей структуре — упражнения ациклического характера, но они будут различаться по технической сложности и психической напряженностью вида. Ациклические движения – процесс, представляющий собой стереотипно следующие друг за другом фазы движений, имеющих четкое завершение и не обладающих слитной повторностью циклов.

Последовательность обучения следующая:

1) метание малого мяча;

2) метание гранаты;

3) метание копья;

4) толкание ядра со скачка;

5) метание диска;

6) толкание ядра с поворота;

7) метание молота.

Естественно, что последовательность обучения видам легкой атлетики зависит не только от техники вида, его психической напряженности, но и от способности индивидуума к обучению, его антропометрических данных, уровня физической подготовленности.



Оглавление
Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Обучение как педагогический процесс
Методические принципы обучения
Методы, средства и задачи обучения
Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта
Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений
Формы занятий по легкой атлетике
Меры безопасности в процессе обучения и профилактика травматизма
Методика обучения технике спортивной ходьбы
Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции
Методика обучения технике бега на короткие дистанции
Методика обучения технике эстафетного бега
Методика обучения технике барьерного бега
Методика обучения технике бега на 3000 м с препятствиями
Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега
Обучение прыжку способом «перешагивание»
Обучение технике прыжка способом «перекидной»
Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Методика обучения технике тройного прыжка с разбега
Методика обучения технике прыжков с шестом
Изучение элементов техники прыжка с эластичным шестом
Все страницы