Обучение как педагогический процесс

Процесс обучения любому действию строится на основе некоторых теоретических положений, которые определяются дидактикой. Дидактика – теория обучения, раскрывающая общие законо-мерности и принципы учебно-воспитательного процесса.

Можно выделить следующие формы обучения: самостоятельная, контролируемая, самостоя-тельно-контролируемая.

Самостоятельная форма обучения – это форма обучения, когда ученик сам изучает те или иные действия, анализирует их, подбирает средства обучения. Эта форма эффективна при изучении простых движений.

Контролируемая форма обучения – это форма обучения, в которой преподаватель выступает в роли учителя-наставника, обучает тем или иным действиям, анализирует их, подбирает методы и средства обучения и исправляет различные неточности в действиях ученика. Эта форма приме-няется почти во всех случаях, особенно на первых этапах обучения.

Самостоятельно-контролируемая форма обучения – это форма обучения, в которой препода-ватель обучает ученика, а ученик анализирует свои действия, при этом преподаватель контроли-рует не исполнение этих действий, а анализ самого ученика. Эта форма применяется в совершенствовании техники движений, при изучении новой техники спортсменов высокой квалификации.

Также можно классифицировать формы обучения по связям:

– преподаватель — ученик — возможное обучение (ученик может или не может научиться тем или иным действиям), обучение простейшим движениям;

– преподаватель — ученик — преподаватель — контролируемое обучение с одной (не полной) обратной связью (преподаватель обучает — ученик исполняет — преподаватель анализирует), обучение сложным движениям;

– преподаватель — ученик — ученик — преподаватель — контролируемое обучение с двойной обратной связью (преподаватель обучает — ученик исполняет — ученик анализирует и корректирует свое исполнение — преподаватель анализирует его действия), закрепление и совершенствование техники сложных движений;

– преподаватель—ученик—другой ученик—преподаватель — контролируемое опосредованное обучение (преподаватель обучает одного ученика — этот ученик обучает другого ученика — преподаватель анализирует обучение второго ученика). Эта форма обучения применяется для закрепления и совершенствования техники сложных движений для первого ученика, т.е. чтобы изучить технику того или иного движения, нужно самому попробовать научить этой технике другого человека, так как, обучая, познаешь предмет обучения глубже и лучше.

Процесс обучения рассматривает три варианта контактов:

1) бригадно-групповой (2—3 преподавателя обучают 25—30 учеников);

2) индивидуально-групповой (1 преподаватель обучает 10—15 учеников);

3) индивидуально-индивидуальный (1 преподаватель обучает 1—3 учеников).

Общение преподавателя с учеником в процессе обучения проходит по трем блокам:

– объяснение — это способ общения преподавателя с учеником, когда в период изучения нового материала происходит повторное объяснение старого;

– исправление — это способ общения преподавателя с учеником, когда в период изучения материала возникают ошибки, которые преподаватель объясняет и устраняет;

– заданиеэто способ общения преподавателя с учеником, когда обучающегося подклю-чают к самостоятельной работе с целью закрепления изученного материала или с целью исправления каких-либо допущенных ошибок, а также для закрепления правильных действий с помощью домашних заданий.

Преподаватель — ведущий, управляющий элемент системы «преподаватель—ученик», ученик — ведомый, управляемый элемент этой системы. Для достижения оптимального резуль-тата обучения необходимо, чтобы принципы, методы и способы управления совпали с принципами, методами и способами восприятия. На каждый контакт общения должна быть своя система управления и тактика общения. Иными словами, система «преподаватель — ученик» не единичное звено, единое для всех.

Изменение тактики общения будет зависеть в большей степени от ученика: если изменился ученик (например, повысился его уровень физического и психического развития), то должна меняться и тактика общения с ним. Нельзя в системе обучения рассматривать понятие «ученик» как общее для всех понятие (к сожалению, почти всегда в процессе обучения учителя ориентируются на среднего ученика). Ученика всегда надо рассматривать как личность, индиви-дуальность, учитывая его психические и физические возможности и способности, интересы и наклонности, перспективы его развития.

В процессе обучения перед преподавателем стоят следующие задачи:

1. Уметь различать психологические особенности каждого учащегося.

2. Уметь доходчиво объяснять новый материал с учетом психологических особенностей учащихся.

3. Уметь исправлять ошибки, учитывая психологические особенности каждого обучающегося.

4. Уметь сформулировать задание так, чтобы учащиеся его поняли и выполнили как можно точнее.

5. Уметь выбрать правильную тактику общения с каждым учащимся с учетом его психоло-гических особенностей.

Надо помнить, что в процессе обучения на первый план выступают не знания преподавателя, а способности каждого обучающегося.

Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психи-ческой деятельности спортсмена на реальных объектах (сопернике, действиях, движениях и т.д.) или объектах сознания (представлениях, ощущениях, образе и т.д.).

Внушение – метод психолого-педагогического воздействия на личность, чтобы вызвать помимо ее воли и сознания определенные чувства, состояния и отношения.

Воля – сознательная саморегуляция поведения и деятельности, обеспечивающая преодоление препятствий и трудностей на пути к цели.

Воспитание – целеустремленное и систематическое воздействие руководителя на психику обучаемых в целях привития им определенных качеств.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на организм раздражителей и обеспечивающее ориентировку в окружающем мире.



Оглавление
Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Обучение как педагогический процесс
Методические принципы обучения
Методы, средства и задачи обучения
Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта
Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений
Формы занятий по легкой атлетике
Меры безопасности в процессе обучения и профилактика травматизма
Методика обучения технике спортивной ходьбы
Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции
Методика обучения технике бега на короткие дистанции
Методика обучения технике эстафетного бега
Методика обучения технике барьерного бега
Методика обучения технике бега на 3000 м с препятствиями
Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега
Обучение прыжку способом «перешагивание»
Обучение технике прыжка способом «перекидной»
Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Методика обучения технике тройного прыжка с разбега
Методика обучения технике прыжков с шестом
Изучение элементов техники прыжка с эластичным шестом
Все страницы