Методика обучения технике спортивной ходьбы

Спортивная ходьба является одним из видов легкой атлетики и отличается от обычной ходьбы техникой выполнения. Однако прежде чем приступить к обучению технике спортивной ходьбы, необходимо исправить имеющиеся недостатки в обычной ходьбе (в походке, осанке). Критериями оценки обучения технике данного вида легкой атлетики будут естественность и экономичность спортивной ходьбы.

Для решения вопросов обучения технике спортивной ходьбы предлагается методическая разработка с ее задачами и целями.

Задача 1. Ознакомить с техникой спортивной ходьбы.

Технику спортивной ходьбы показывает преподаватель. Показ следует проводить с обычной скоростью или в медленном темпе, сопровождая краткими объяснениями. Обучающихся необходимо расположить так, чтобы преподавателя, демонстрирующего технику спортивной ходьбы, можно было видеть и сбоку, и спереди, и сзади. Создавая представления о технике спортивной ходьбы для занимающихся, преподавателю целесообразно использовать кинограммы и кинокольцовки.

После рассказа и демонстрации техники ходьбы занимающимся предлагается самим пройти 2—3 раза по 50—80м. Преподаватель должен отметить наиболее серьезные ошибки (скованность движений, согнутые ноги, утрированная ходьба и т.п.) и назвать возможные варианты их устранения.

Задача 2. Обучить движению ног и таза при спортивной ходьбе.

Основным средством обучения в данном случае является медленная ходьба, при которой выпрямленная нога ставится на грунт с одновременным поворотом тела и движениями рук, как при обычной ходьбе, оставаясь в таком положении до момента вертикали. В дальнейшем скорость движения постепенно увеличивается, главным образом за счет частоты шагов.

Обучая быстроте вынесения маховой ноги вперед, выполняется «семенящая» ходьба (шаг
60—80 см), ходьба по кругу диаметром 5—6 м и ходьба «змейкой» (на 2—4 м вправо, затем влево). Эти упражнения чередуются с ходьбой по белым линиям беговой дорожки или по начерченной линии (50—60 м) (рис. 1).


Рис. 1. Спортивная ходьба по разметкам беговой дорожки

Для обучения поворотов таза вокруг вертикальной оси применяются противоположные повороты плечевого пояса и таза (плечи вправо, таз влево, и наоборот), ходьба с «закручиванием», при которой движение правой ногой производится не столько вперед, сколько влево, и наоборот (рис. 2).


Рис. 2. Повороты плечевого пояса и таза

При неполном выпрямлении ноги в опорной фазе следует применять ходьбу в гору, акцентируя внимание на выпрямлении ноги в коленном суставе, ходьба по дорожке в обратном направлении (рис. 3).


Рис. 3. Ходьба в гору

Чтобы ликвидировать излишнюю напряженность, можно выполнять упражнения на месте и в движении, попеременно перемещая тяжесть тела с одной ноги на другую.

Все перечисленные упражнения в процессе обучения повторяются несколько раз в зависимости от освоения отдельных элементов техники.

Задача 3. Обучить движению рук и плечевого пояса при спортивной ходьбе.

Во время спортивной ходьбы руки должны быть согнуты под прямым или тупым углом и двигаться прямолинейно, не пересекаясь в средней плоскости. Необходимо следить за тем, чтобы плечи были опущены, а руки двигались свободно, без лишнего напряжения.

Для решения этой задачи рекомендуются следующие упражнения: ходьба в положении «руки за спиной или за головой»; ходьба со сцепленными перед собой руками; ходьба с палкой, помещенной в локтевых суставах на плечах или за спиной (рис. 4).


Рис. 4. Спортивная ходьба с применением гимнастической палки

Если стоит цель – увеличить амплитуду работы рук, то рекомендуется ходьба с опущенными руками. Дистанция ходьбы в указанных упражнениях – 100—150м. Количество повторов упраж-нений зависит от правильности их выполнения и скорости усвоения движений.

Задача 4. Обучить технике спортивной ходьбы в целом.

В процессе овладения техникой спортивной ходьбы необходимо многократно повторять различные упражнения, направленные на освоение отдельных элементов ходьбы в целом.

С этой целью следует обращать особое внимание на следующее: положение туловища и головы; мягкость, раскрепощенность движений туловища, рук и ног; достаточную длину шага; свободный перенос ноги с возможно низким переносом стопы; своевременный (не ранний) отрыв пятки от грунта; согласованность всех движений.

Основными средствами обучения технике спортивной ходьбы в целом будут: ходьба с различной скоростью на различные дистанции (400—800м и более) с указанием ошибок в движениях ног, таза, рук, положении туловища; ходьба с нахождением оптимального соотношения длины и частоты шагов.

Задача 5. Совершенствование техники спортивной ходьбы.

При совершенствовании техники спортивной ходьбы обучающийся должен найти удобный для себя темп с оптимальным сочетанием длины, частоты шагов и соотношением количества вдохов и выдохов с количеством шагов, мягкость, раскрепощенность движений туловища, ног и рук и, наконец, общую слаженность всех движений. Немаловажное значение на данном этапе обучения будет играть повышение уровня общей и специальной физической подготовленности на фоне постепенного увеличения отрезков ходьбы (400 — 2000 м и более) с включением подъемов и спусков различной крутизны. В процессе обучения закрепляется правильный стереотип движений.

Для удобства проведения занятий по данному легкоатлетическому виду спорта предлагаем рассмотреть подробный Примерный план обучения технике спортивной ходьбы (табл.1)

Таблица 1

Примерный план обучения технике спортивной ходьбы


Задача

Средство

Организационно-методическое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1

2

3

4

5

6

1. Ознакомить с техникой спортивной ходьбы

1. Демонстрация преподавателем техники спортивной ходьбы и объяснение (показ и рассказ)

Просмотр кинограмм, кинокольцовок, видеофильмов, плакатов, знакомство с прави-лами соревнований

2. Апробирование техники спортивной ходьбы: 2—3 раза по 50–80 м

Указание на наиболее серьезные ошибки и пути их устранения

Согнутые ноги, скован-ность движений, утриро-ванная ходьба, наклон туловища вперед или назад

Малый запас двигательной активности, низкий уровень физической подготовленности

Регулярные тренировки

2. Обучить движению ног и таза при спортивной ходьбе

1. Медленная ходьба, при которой выпрямленная нога ставится на грунт, выпрямленной и остается в этом положении до момента вертикали

Свободное, ненапряженное выполнение упражнения, низкий перенос ноги после заднего толчка

Отсутствие двухопорной фазы

Скорость ходьбы не соответствует уровню физической и технической подготовленности

Снизить скорость, уменьшить длину шага

2. Медленная ходьба широким шагом, акцентируя движения таза вокруг вертикальной оси

Мягкая постановка ноги вперед с пятки с последующим перекатом на всю стопу

Излишняя напряженность во время ходьбы

Очень длинный шаг

Снизить скорость, совершенство-вать гибкость

3. Ходьба по прямой линии

Руки опущены вниз

Ходьба на согнутых ногах

Очень длинный шаг

Ходьба в гору и с горы. Обратить внимание на работу рук, ходьба по разметкам дорожки

4. Ходьба с «закручиванием» (левая нога вправо, правая влево)

За счет поворота таза

Ходьба на согнутых ногах. Недостаточное движение таза вокруг вертикальной оси

Поперечная работа рук (пересечение средней линии)
Чрезмерный поворот таза вокруг верти-кальной оси. Короткий шаг, излишнее сгибание рук в локтевых суставах

Увеличить амплитуду поворота таза вокруг вертикальной оси

3. Обучить движению рук и плечевого пояса при спортивной ходьбе

1. Имитация движения рук на месте

Обратить внимание на прямолинейное движение рук, не пересекающихся в средней плоскости

Неправильное положение головы (опущена вниз, накло-нена вправо, влево, запро-кинута назад)

Закрепощенность мышц плечевого пояса, спины, нарушена осанка

Выпрямиться, смотреть вперед, расслабить мышцы плечевого пояса, увеличить угол сгибания рук в локтевых суставах

2. Ходьба со сцепленными за спиной руками

Без лишнего напряжения плечевого пояса

То же

То же

То же

3. Ходьба с руками за головой

Активное движение плеч с большой амплитудой

Закрепощенность мышц плечевого пояса, излишнее сгибание рук в локтевых суставах

4. Ходьба с палкой на плечах (или сзади в локтевых суставах)

Упражнения выполняются как всей группой, так и поочередно каждым занимающимся

Плечи подняты вверх, движения рук параллельны туловищу, кисти рук высоко поднимаются

То же

Выполнять движения руками свободно по направлению вперед к средней линии тела с измерением темпа и амплитуды движений

5. Ходьба в среднем темпе с активной ра-ботой согнутых рук и плечевого пояса

То же

То же

То же

4. Обучить технике спортивной ходьбы в целом

1. Спортивная ходьба с различной скоростью (медленная, средняя, быстрая) как по прямой, так и по виражам для уточнения движения ног, рук, таза, положения туловища и головы в зависимости от индивидуальных способностей занимающихся

Для исправления недостатков в технике спортивной ходьбы необходимо многократно повторять различные упражнения, направленные на положение туловища и головы; мягкость и раскре-пощенность движений туловища, ног и рук; достаточную длину шага; свободный перенос ноги; согласованность всех движений в целом

Преждевре-менное отталкивание и раннее «снятие» ноги с грунта.

Высокое несение стопы маховой ноги над грунтом. Не полностью разогнуты ноги в опорном периоде. «Шлепающая» ходьба

Излишне быстрое движение коленом вверх—вперед. Неправильное представле-ние о технике спортивной ходьбы

Слабые мышцы голени

Снизить скорость, уменьшить длину шага

Ходьба с акцентом на выпрямленные ноги в коленном суставе

Акцентировать внимание на ходьбу с постановкой ноги с пятки перекатом резко на носок

Ходьба по мягкому грунту

5. Совершенст-вование техники спортивной ходьбы

1. Спортивная ходьба с различной скоростью на средних и длинных отрезках, включая и спуски разной крутизны

Длина и частота шагов определяется индивидуально, по мере усвоения техники спортивной ходьбы. При ходьбе в гору увеличить наклон туловища вперед в зависимости от крутизны, а при спусках отклониться назад

Необходимо использовать средства, указанные ранее

Все, указанные выше

Необходимо совершенствовать технику ходьбы до полной автоматизации движений

2. Сдача контрольных нормативов и участие в соревнованиях



Оглавление
Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Обучение как педагогический процесс
Методические принципы обучения
Методы, средства и задачи обучения
Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта
Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений
Формы занятий по легкой атлетике
Меры безопасности в процессе обучения и профилактика травматизма
Методика обучения технике спортивной ходьбы
Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции
Методика обучения технике бега на короткие дистанции
Методика обучения технике эстафетного бега
Методика обучения технике барьерного бега
Методика обучения технике бега на 3000 м с препятствиями
Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега
Обучение прыжку способом «перешагивание»
Обучение технике прыжка способом «перекидной»
Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Методика обучения технике тройного прыжка с разбега
Методика обучения технике прыжков с шестом
Изучение элементов техники прыжка с эластичным шестом
Все страницы