Методика обучения технике прыжков с шестом

Прыжок с шестом — один из самых сложных по своей технике видов легкой атлетики. В нем сочетаются движения, характерные для бега, прыжков в высоту, прыжков в длину, а также элементы гимнастических упражнений на гибкость и подвижность опоры. Прыжок с шестом развивает силу, ловкость, ориентировку в воздухе, смелость и другие качества.

Обучение технике прыжка с шестом — длительный процесс. Так как овладение техникой прыжка с шестом в большей степени зависит от уровня развития физических и волевых качеств обучающегося, процесс обучения делится на два этапа: 1) освоение основных элементов прыжка (бег с шестом, постановка его в упор, отталкивание, маховые движения, подтягивание с поворотом, отжимание и переход через планку) на прямом (жестком) шесте; 2) после того, как обучаемый физически окреп и может держаться за шест на уровне 360—400 см, освоения элементов современной техники прыжка продолжаются на фиберглассовом шесте. При этом эластичный шест должен быть немного мягче, чем нужно для данного прыгуна.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка с шестом.

Для ознакомления с техникой прыжка применяются показ и объяснение прыжка в целом и отдельных его элементов в технике. После показа и объяснения демонстрируются видеофильмы, кинограммы, плакаты, наглядные пособия.

Задача 2. Обучить держанию шеста и технике бега с ним.

При ходьбе и беге с шестом обучаемые осваивают наиболее удобный для них способ несения шеста, который следует держать свободно, без напряжения. Каждому занимающемуся необходимо установить удобное расстояние между кистями рук. Для осуществления этой задачи предлагаем следующие упражнения:

- практика держания шеста руками, расположенными на расстоянии 50—90 см одна от другой;

- ходьба и медленный бег с шестом;

- ускорения с шестом, постепенно увеличивая скорость и длину пробегаемых отрезков
(30—50 м) (табл. 11).

Таблица 11

Примерный план обучения технике тройного прыжка с разбега

Задача

Средство

Организационно-методическое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1

2

3

4

5

6

1. Ознакомить с техникой

тройного прыжка с разбега

1. Показ прыжка в целом и по отдельным элементам

Просмотр кинограмм, плакатов, видеофильмов

2. Апроби-рование техники прыжка в облегченных условиях

Апробирование проводить с короткого разбега и на мягком грунте

3. Ознаком-ление с правилами соревнований

Указать наиболее крупные ошибки и недостатки в их подготовке

2. Обучить технике «скачка»

1. «Скачки» на толчковой ноге с продвижением

Указать на особенности выполнения «скачка»

Чрезмерно высокий «скачок»

Растягивание последних шагов разбега, отклонения плеч назад

Укоротить последние шаги разбега Туловище держать прямо

2. Прыжок в длину с места, отталкиваясь толчковой ногой и приземляясь на нее

Прыжок начинается энергичным движением маховой ноги коленом вперед

Очень низкий «скачок»

То же

То же

3. «Скачок»
с 3—4 беговых шагов с приземлением на

толчковую ногу

Приземление в яму с песком с выведением вперед толчковой ноги, маховую

опустить вниз назад

То же

Излишнее укорочение последних шагов

разбега, наклон туловища вперед

Удлинить пос-ледние шаги разбега. Увели-чить мощность толчка. Толчко-вую ногу ста-вить больше вперед на всю стопу

4. «Скачок»
с 3—4 бего-вых шагов с приземлением на толчковую ногу с последующим пробеганием вперед

Приземление в яму с песком на толчковую ногу, затем активным движением бедра вывести маховую ногу вперед Колено маховой ноги поднимать высоко вверх

Пассивная постановка ноги

Ранняя смена ног в «скачке» Отсутствие «загребающего» движения

Имитационные упражнения Многократные прыжки с сопротивлением

3. Обучить технике «шага» и сочетанию «скачка» и «шага»

1. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед

Ногу ставить на грунт активным «загребающим» движением с проталкиванием вперед

Небольшой по длине «шаг»

Потеря горизонтальной скорости после «скачка», малый угол вылета

Уменьшить траекторию полета в «скачке». По окончании «скачка» толчковую ногу ставить на грунт «загре-бающим» движением вперед — назад с последующим проталкиванием

2. Прыжки в «шаге» с 4—6 шагов с приземлением в яму с песком и последую-щим пробега-нием вперед

После отталки-вания толчковой ногой маховую активно вынести коленом
вперед — вверх Бедра широко разведены

То же

То же

То же

3. Сочетание «скачок» — «шаг» с места и затем
с 3—8 беговых шагов

Выполнить по отметкам: «ска-чок» короткий, «шаг» длинный По окончании «скачка» махо-вую ногу актив-ным движением вывести вперед, руки отвести далеко назад

Длинный «скачок» и короткий «шаг»

«Скачок» выполняется по высокой траектории

Выполнять по отметкам на дорожке, добиваясь укорочения

«скачка»

4. Обучить технике «прыжка» и сочетанию «шага» и прыжка

1. Прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги

Перед приземлением ноги подтянуть колени к груди. Руки отвести далеко назад

Небольшой и низкий «прыжок»

Малая горизонтальная скорость перед отталкиванием

Активно пос-тавить маховую ногу на место отталкивания Руки энергично посылать
вперед — вверх

2. Прыжок в длину
с 3—5 беговых шагов, отталкиваясь маховой ногой

Отталкивание активное. В полет-ной фазе в положе-нии «шага» колено толчковой ноги поднимается вперед — вверх, бедра широко разведены

После отталкивания в «прыжке» возникает вращение туловища вперед

Очень короткий «шаг» Туловище наклонено вперед

После отталкивания туловище отклонить назад. Движение руками вверх—назад

3. Сочетание «шаг» — «прыжок» с места, а затем с разбега

Выполнять по отметкам. Обра-щать внимание на «загребающее» движение маховой ногой при поста-новке ее на грунт Руки активным ма-хом вынести вперед — вверх

Во время приземления недостаточно выносятся ноги вперед

Большой наклон туловища вперед, таз отведен назад. Ноги в суставах согнуты

Держать ноги прямыми, приземляться на ягодицы. В полетной фазе туловище держать прямо, а колени стараться подтянуть к груди

5. Обучить ритму разбега и тройному прыжку в целом

1. Тройной прыжок с
2—3 шагов разбега

Выполнять по отметкам на секторе, отталкиваясь за счет активной загребающей постановки ноги на грунт

Заступание за планку

Неправильно подобран разбег

2. Тройной прыжок с
6—8 шагов разбега

Разбег с увеличением частоты шагов перед отталкиванием с прыжком по отметкам

То же

То же

Установить за 6 шагов до бруска контрольную отметку. Если заступает на планку, но попал толчковой ногой на отметку, зна-чит растянул последние шаги разбега. Укоро-тить длину разбега

3. Подбор полного разбега

Разбег выполнять в полную силу с отталкиванием от бруска. Замерить рулеткой или стопами

Недоступание до планки

Неправильно подобран разбег

Проверить расстояние от бруска до контрольной отметки Уточнить длину каждого шага

4. Тройной прыжок с разбега

Корректировать длину разбега

6. Совер-шенство-вание технике тройного прыжка с разбега

1. Прыжки в «шаге» с места и разбега

Ногу активно опускать на грунт «загребающим» движением

Нарушение ритма разбега

Нестабиль-ность длины и частоты шагов

Выполнять раз-бег с увеличе-нием частоты шагов без сокра-щения их длины

2. «Скачок» с 4—беговых шагов с при-землением в яму с песком

Во время смены положения ног, бедра разводить как можно шире

Большое напряжение в беге

Взгляд направлен на место отталкивания

3. «Шаг» с толчковой ноги на махо-вую с призем-лением в яму с места и разбега

Руками активно помогать продвижению вперед

Укорачи-ваются или удлиняются последние шаги разбега

Отведение плеч назад или большой наклон туловища вперед

Взгляд направить вперед. Разбег начинать равномерно с одной стартовой позы

4. Участие в соревнова-ниях

Соревнования проводить по правилам

Вместо активного отталкивания прыгун «шагает»

Снижение темпа бега

Ускорение по дорожке, равной длине разбега Разбег по отметкам

Задача 3. Обучить входу в вис и вису на шесте.

До обучения технике входа в вис на шесте, как правило, предшествует его выполнение на канате, кольцах или специальной подвеске. Основное упражнение — переход в вис, держась за канат выпрямленной правой и согнутой левой рукой. Далее упражнение можно выполнять с 2—3 шагов разбега. Следующие упражнения выполняются с шестом. Во время выполнения всех упражнений необходимо обязательно обеспечить место для безопасного и мягкого приземления. Место хвата на шесте можно отметить лейкопластырем или изоляционной лентой.

Вис на шесте выполняется:

- стоя на возвышенности с вертикально поставленным перед собой шестом, перейти в вис на шесте с приземлением на маты или яму с песком;

- то же, но, повиснув на шесте, перейти с возвышения на возвышение;

- поставив шест в упор и держа его под плечом, вход в вис на одной руке с возвышением на место отталкивания;

- вход в вис, держа шест двумя руками сбоку, с приземлением на обе ноги впереди справа от шеста;

- вход в вис и проход за вертикаль с разбега, выводя шест и ставя его в упор с 4—6 шагов разбега.

Упражнение вход в вис на одной руке следует выполнять со страховкой преподавателя, который держит шест. При входе в вис без толчка не следует резко выносить вверх маховую ногу, так как это может привести к падению назад.

По мере освоения техники упражнения выполняются с постепенным увеличением длины разбега, скорости и высоты хвата на шесте. Во время выполнения всех упражнений необходимо контролировать высоту хвата, место отталкивания и обеспечивать страховку.

Задача 4. Обучить маховому подъему ног с поворотом и выходом в упор.

При обучении махового подъема ног на шесте применяются такие упражнения:

- размахивание в висе на кольцах, перекладине с отвалом назад в вис согнувшись;

- вис, мах и отвал назад на неподвижно закрепленном шесте;

- то же, но с небольшого разбега (4—6 шагов), возвращаясь на место отталкивания или приземляясь впереди.

Освоив маховое движение ногами, переходят к обучению разгибания тела с поворотом и выходом в упор на шесте. Начинать изучение этих движений вначале следует с помощью гимнастических снарядов, а затем продолжить на подвижной опоре, т.е. на шесте. Предлагаем следующие упражнения:

- мах и соскок дугой с поворотом на кольцах;

- переворот в упор из виса на кольцах;

- оборот назад в стойку на перекладине;

- стойка на брусьях махом и силой;

- имитация поворота из исходного положения, стоя лицом к верхнему концу, шест — у пояса;

- прыжки в длину с шестом на низком хвате с поворотом влево и переходом в упор.

Задача 5. Обучение технике перехода через планку и приземлению.

Освоение движений перехода через планку вначале выполняется в облегченных условиях с помощью следующих упражнений:

- переход через планку из стойки на руках, отталкиваясь руками и опуская ноги вниз;

- переход через планку с опорой руками о плинт;

- прыжки через планку после виса и махового подъема на канате или амортизаторе.

Основным средством закрепления двигательного навыка перехода через планку будет прыжок с шестом через планку, установленную на уверенно преодолеваемой высоте, со среднего, а затем и с полного разбега. Вначале первые прыжки выполняются не через лежащую на стойках для прыжков планку, а через планку, поддерживаемую преподавателем. Высота планки для первых прыжков приблизительно 160—180 см, расстояние от задней стенки ящика 1—1,5 м. По мере усвоения техники прыжков планка поднимается, ее можно установить уже на стойках, а расстояние до стенки ящика уменьшается. Соответственно повышается высота хвата на шесте. При выполнении всех упражнений нужно следить за рациональной последовательностью перенесения всех частей тела через планку по оптимальной дугообразной траектории. Преподавателю необходимо постоянно контролировать правильность приземления.

Задача 6. Обучить технике прыжков с шестом в целом и ее совершенствование.

Для решения этой задачи выполняются прыжки на различной высоте со среднего и полного разбега с уточнением техники исполнения отдельных фаз прыжка и учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

После того, как занимающиеся освоят основные элементы техники, можно переходить к обучению прыжков с эластичным шестом. При этом важно правильно подобрать шест по весу прыгуна. Использование шестов не по весу занимающихся снижает качество обучения, кроме того, может вызвать поломку шеста и привести к травме прыгунов.

При освоении прыжков с эластичным шестом занимающиеся должны заново повторить с ним всю последовательность предыдущего обучения, т.е. практиковаться в разбеге с новым шестом, постановке его в упор, висе и всех остальных элементах техники прыжка. Для облегчения условий выполнения упражнений и прыжка можно повысить место отталкивания, ставя гимнастический мостик или раскладывая резиновые плиты. Эти методы облегчают прохождение шеста вперед, а также заставляют ставить ногу на отталкивание в точно указанное место и четко сверху, без стопорящего движения. По мере отработки правильного навыка высота возвышения уменьшается и сводится на нет. Во время занятий с синтетическим шестом нужно соблюдать меры безопас-ности, обеспечивать страховку – как во время выполнения прыжка в целом, так и отдельных его элементов.



Оглавление
Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Обучение как педагогический процесс
Методические принципы обучения
Методы, средства и задачи обучения
Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта
Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений
Формы занятий по легкой атлетике
Меры безопасности в процессе обучения и профилактика травматизма
Методика обучения технике спортивной ходьбы
Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции
Методика обучения технике бега на короткие дистанции
Методика обучения технике эстафетного бега
Методика обучения технике барьерного бега
Методика обучения технике бега на 3000 м с препятствиями
Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега
Обучение прыжку способом «перешагивание»
Обучение технике прыжка способом «перекидной»
Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Методика обучения технике тройного прыжка с разбега
Методика обучения технике прыжков с шестом
Изучение элементов техники прыжка с эластичным шестом
Все страницы