Методика обучения технике бега на короткие дистанции

Обучение технике бега на короткие дистанции происходит не в той последовательности, как при обучении другим видам легкой атлетики, так как бег является естественным способом быст-рого передвижения человека. Однако техника спортивного бега значительно отличается своей эффективностью от техники обычного бега и требует сохранения естественной свободы движений.

Прежде чем создать у занимающихся правильное представление о современной технике бега на короткие дистанции, необходимо ознакомить их с особенностями этого вида легкой атлетики.

Задача 1. Ознакомить с особенностями бега и создать у обучаемых правильное представление о технике бега на короткие дистанции.

Для решения этой задачи обучаемым необходимо несколько раз с невысокой и средней скоростью пробежать отрезки 60—100 м и зафиксировать обнаруженные ошибки. Количество повторений пробежек может быть различно для каждого занимающегося. Оно зависит от того, как скоро обучаемый пробежит дистанцию в свойственной для него манере. При этом фиксируются те ошибки, которые повторяются в большинстве пробежек.

С целью ознакомления занимающихся с рациональной техникой бега применяются общепринятые средства: объяснение, живой показ, просмотр кинокольцовок, кинограмм, фотографий, рисунков.

Задача 2. Обучить технике бега по прямой дистанции.

Основными средствами для решения этой задачи будут являться многократные пробежки с невысокой и средней скоростью на различных отрезках дистанции (60—100 м): специальные беговые упражнения на отрезках 30—40 м — бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с забрасыванием голени, бег прыжковыми шагами. Все эти упражнения выполняются свободно, с постепенно нарастающей частотой движений, с последующим переходом на обычный бег. Специальные беговые упражнения вначале выполняются индивидуально, а затем всей группой. Многократное повторение этих упражнений в каждом занятии приводит к устранению типичных ошибок в технике бега: недостаточное поднимание бедра, неполное выпрямление ноги при отталкивании, излишнее наклонение или отклонение туловища, держание локтей далеко от туловища и др. (рис. 7).

Рис. 7. Специальные беговые упражнения: а - бег с высоким подниманием бедра;

б - бег с забрасыванием голени; в - бег с толчками вверх, г — семенящий бег

После каждого выполнения упражнения следует обращать внимание только на главные ошибки, предлагая устранить их при следующем повторении. Нецелесообразно одновременно указывать на 3—4 недостатка, так как обучаемый должен сконцентрироваться на исправлении наиболее существенной ошибки, а затем приступать к исправлению следующей, иначе недостатки в беге так и не будут устранены.

Задача 3. Обучить технике бега по повороту.

Основными упражнениями для обучения технике бега по повороту является бег на 50–80 м с ускорением на повороте беговой дорожки. Сначала тренировки происходят по крайним (6–8) дорожкам, затем по 1–2; бег с различной скоростью по кругу радиусом 20–10 м; бег с ускорением по повороту и выходом в поворот; бег с ускорением по повороту и выходом с виража на прямую; имитация движений рук. По мере освоения занимающимися техники бега на короткие дистанции по дорожке большего радиуса следует переходить к бегу по дорожке меньшего радиуса.

В ходе обучения необходимо следить за свободой движений и своевременным наклоном туловища к центру поворота, изменением работы рук и ног, т. е. при более активной и широкой работе правой рукой происходит небольшой разворот стоп влево.

Задача 4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона.

Основными средствами обучения являются: практика в установке стартовых колодок на прямой и повороте (рис. 8); выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» с различным расположением колодок по длине, ширине и наклону площадок; бег с низкого старта по прямой и на повороте самостоятельно, а также по команде (по выстрелу) (рис. 9).

Рис. 8. Выполнение команды «На старт!»

Рис. 9. Выполнение команд «На старт!» и «Внимание!»

Бегу с низкого старта должно предшествовать большое количество пробежек с высокого старта, способствующих овладению основами стартовых движений и свободному широкому бегу на первых шагах.

Задача 5. Обучить технике финиширования.

Обучение начинается с разъяснения значения финишного броска и ознакомления с основными способами финиширования: грудью и плечом. Основные средства: бег на 30—40 м с ускорением на финише; наклон вперед на финишный створ с отведением рук назад при ходьбе и беге с различной скоростью; бросок на финишный створ с поворотом плеч при ходьбе и беге с различной скоростью. Для успешного обучения финишированию упражнения следует выполнять сначала самостоятельно, а затем группой.

Задача 6. Обучить технике бега в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

На этапе овладения техникой бега в целом необходимо систематически работать над уточнением деталей техники и закреплением правильных навыков. Важно добиться умения бежать свободно, контролируя свои движения. В процессе совершенствования техники необходимо применять большее количество специальных упражнений, постепенно повышая уровень их сложности
(рис. 10). Примерный план обучения технике бега на короткие дистанции показан в таблице 3.

Рис. 10. Специальные упражнения бегуна (по Н.Г. Озолину)

Таблица 3

Примерный план обучения технике бега на короткие дистанции

Задача

Средство

Организационно-методическое мероприятие

Типичная
ошибка

Причина

Исправле-ние

1

2

3

4

5

6

1. Ознакомить с особенностями бега каждого занимающегося, и создать правильное представление о технике бега на короткие дистанции

1. Повторные пробегания отрезков с невысокой и средней скорос-тью (60–100 м)

2. Объяснение особенностей техники бега, ее демонстрация

Выявить индиви-дуальную манеру бега по дистанции и зафиксировать пов-торяющиеся недос-татки. Просмотр кинокольцовок, кинограмм, видео-фильмов, фото-графий, рисунков

В пробных бегах ученик может продемонстри-ровать не свойственную ему манеру бега

Старание пробежать лучше. Недоста-точное количество пробежек

Определить тот момент, когда обучаемый демонстри-рует свою манеру бега

2. Обучить технике бега по прямой дистанции

1. Объяснение и показ техники бега по прямой

Показывает преподаватель или наиболее подготовленный ученик

Излишняя напряженность, скованность, отсутствие свободы движений

Неправиль-ное предс-тавление о технике бега. Стрем-ление бе-жать с максима-льной скоростью

Снизить скорость бега. Дать установку на естественный, быстрый бег

2. Повторные пробежки отрез-ков 40—80 м с невысокой скоростью

Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося

Чрезмерный наклон туловища

Наклон головы вперед

Поднять выше голову и смотреть вперед на 10—15м

3. Бег c ускорением
40–60 м

Следить за свободой движений. Ногу ставить на дорожку с передней части стопы

Наклон туловища назад

Недостаточно актив-ное оттал-кивание от грунта. Высоко поднята или отки-нута го-лова.
Стопы ног развернуты

Опустить ниже голову Смотреть вперед, а не вверх

4. Бег с высоким подниманием коленей, семеня-щий бег, бег с забрасыванием голени назад, бег прыжковыми шагами на отрезках
30—40 м

Бедро поднимать до горизонтального положения Туловище не отклонять назад. Отталкиваться под острым углом (вперед)

Большие боковые и вертикальные колебания

Отталки-вание направлено не вперед, а вверх

Бег по линии беговой дорожки Акцент на движение бедра вперед

5. Имитация движения рука-ми на месте (как во время бега)

Движения выполнять свободно по большой амплитуде

Напряжен-ность в работе рук

Пальцы сильно сжаты в кулак

Контролиро-вать положение кистей рук

3. Обучить технике бега по повороту

1. Объяснение и показ особенностей техники бега по повороту

Обратить вни-мание занимаю-щихся на отличие бега по повороту от бега по прямой, на наклон туловища

Вместо наклона всего туловища обучающие наклоняют влево только голову или сгибаются в пояснице

Непони-мание сущности бега по виражу

Указать на конкретную ошибку

2. Имитация движения руками на месте, как при беге по повороту

Левая рука дви-жется вперед —назад, ее локоть прижимается к туловищу, а правая рука движется больше поперек туло-вища с отведен-ным вправо локтем

Неправильная работа рук (как при беге по прямой)

Неправиль-ное представле-ние о работе рук на повороте

Имитация движения руками на месте

3. Бег по пово-роту беговой дорожки
(50—60 м) с различной ско-ростью, затем бег по кругу различного ра-диуса (20–10 м)

Выполнять на дорожках с большим радиусом поворотов
(5—8-я дорожки)

На повороте бегун выставляет левое плечо, а не грудь, и его разворачивает вправо

Недостаточ-но отводится вправо локоть правой руки

Увеличить отведение локтя правой руки вправо при ее движении вправо

4. Бег с ускорением по прямой с выходом в поворот

Следить за плавным входом в поворот

На вираже бегуна выбрасывает вправо на соседнюю дорожку

Недостаточ-ный наклон туловища вперед —влево

Увеличить наклон туло-вища влево, усилить зад-ний толчок правой ноги

5. Бег с ускорением по повороту с выходом на прямую

Перейти на свободный бег после выхода на прямую

Перейти на свободный бег после выхода на прямую

Нога на до-рожку ста-вится с пятки, слабо разви-ты мышцы, принимаю-щие участие в отталки-вании

4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона

1. Рассказ об основных вариантах низкого старта и расстановке колодок

При обычном варианте низкого старта переднюю колодку устанав-ливать на расстоя-нии 1,5 стопы от стартовой линии, а заднюю — на длину голени от передней колодки

Недостаточ-ный упор подошвы

стопы в заднюю колодку

Колодки касается только носок

Переставить колено

Изменить угол наклона колодки

2. Самостоя-тельная уста-новка стартовых колодок занимаю-щимися

Опорная площадка передней колодки должна иметь угол наклона 40—50°, а задняя — 60—80°. Расстояние между осями колодок –
18—20 см

Широкая расстановка рук и сгибание в локтевых суставах

Неправиль-ное представле-ние о технике старта

Руки выпрямить, вытянуть вперед параллельно друг другу

3. Выполнение команд «На старт!»; «Внимание!»

Голову держать прямо по отно-шению к тулови-щу. По команде «Внимание!» плавно поднять таз несколько выше уровня плеч, слегка выпрямить ноги, рационально распределить вес тела на ноги и руки

Слишком большой прогиб спины

Голова закинута назад

Голову опустить вниз, взгляд направить на
1 м вперед

4. Самостоя-тельное выпол-нение зани-мающимися команд «На старт!», затем «Внимание!», и провести начало бега без сигнала

Следить, чтобы занимающиеся выбегали, а не выпрыгивали со старта

Слишком глубокий след, проекция плеч далеко от стартовой линии

Бегун сидит, излишне отклонив туловище назад

Отработать правильное положение перед зеркалом

5. Начало бега по сигналу, подаваемому через разные промежутки времени после команды «Внимание!»

Не допускать фальстартов Плавно выпрямлять туловище

Таз поднят очень высоко, ноги почти выпрямлены

Неправиль-ное представле-ние о технике низкого старта

Опустить таз, ноги согнуть, отработать положение перед зеркалом

6. Показ и объяснение установки стартовых колодок на вираже

Стартовые колодки располагаются у наружного края дорожки

Бегун слишком сильно опирается на руки, плечи выдвинуты вперед

Центр тяжести тела подан далеко вперед

Таз приподнять, плечи отвести назад до проекции

7. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!» и выбегание с низкого старта на повороте самостоятельно и по команде

Стартовые ускорения совершать с выходом к бровке по прямой, с последующим наклоном туловища к центру поворота

Обе руки отводятся одновременно назад. Быстрое выпрямление туловища на первых шагах разгона

Сильный толчок руками от дорожки Резкий подъем головы вверх, срах падения

Выполнять короткие и быстрые дви-жения руками Выбегание со старта с огра-ничением подъема тела рейкой, кото-рую держит преподаватель

5. Обучить технике

финиширования

1. Объяснение значения и показ техники финиширования

Ознакомить с основными способами финиширования грудью и плечом

Прыжок на финишный створ

Неправиль-ное представле-ние

о технике финиширо-вания

Пробегать на полной ско-рости линию финиша без специальных бросков и прыжков, сох-раняя наклон туловища

2. Наклон туло-вища вперед с отведением рук назад в ходьбе при медленном и быстром беге

Преждевременный наклон туловища

Выхлестыва-ние голени вперед, отклонение туловища назад

Преждевременное окончание бега

То же

3. Наклон впе-ред на ленточку с поворотом плеч в ходьбе при медленном и быстром беге

На последнем шаге, выполняя наклон, повернуть туловище вправо или влево

Подбор ноги для броска

Раннее финиширование

То же

4. Финиширо-вание на максимальной скорости любым способом

Активно пробегать финишный створ

Чрезмерный наклон туловища и падение

Потеря равновесия

То же

6. Обучить технике бега с учетом инди-видуальных особенностей занимающихся

1. Использо-вание всех специальных упражнений, указанных вы-ше, для исправ-ления индиви-дуальных ошибок

Творчески подходить к их применению в соответствии с физической подготовленностью, следить за сохранением частоты и длины беговых шагов и свободы движений

Излишняя на-пряженность, закрепощен-ность

Скорость пробегания неадекватна технике выполнения движений

Снизить скорость пробегания отрезков



Оглавление
Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Обучение как педагогический процесс
Методические принципы обучения
Методы, средства и задачи обучения
Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта
Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений
Формы занятий по легкой атлетике
Меры безопасности в процессе обучения и профилактика травматизма
Методика обучения технике спортивной ходьбы
Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции
Методика обучения технике бега на короткие дистанции
Методика обучения технике эстафетного бега
Методика обучения технике барьерного бега
Методика обучения технике бега на 3000 м с препятствиями
Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега
Обучение прыжку способом «перешагивание»
Обучение технике прыжка способом «перекидной»
Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Методика обучения технике тройного прыжка с разбега
Методика обучения технике прыжков с шестом
Изучение элементов техники прыжка с эластичным шестом
Все страницы