Методика обучения технике бега на 3000 м с препятствиями

Бег с препятствиями – вид легкой атлетики, проводимый на дорожке стадиона, где устанавливаются массивные препятствия (барьеры), а на одном из секторов сооружается яма с водой.

Техника преодоления препятствий имеет большое значение для конечного результата в стипль-чезе. В беге на 3000 м с препятствиями существует два способа их преодоления — «наступая» и «барьерным шагом».

I способ хотя и более простой в обучении, но менее эффективный. Однако бегуны должны уметь владеть им, так как он необходим для преодоления ямы с водой. Этот способ используется новичками и спортсменами младших разрядов, обладающих плохой гибкостью и координацией движений. II способ является более совершенным и применяется всеми сильнейшими легкоатлетами мира.

Задача 1. Ознакомить с техникой бега на 3000 м с препятствиями.

При ознакомлении занимающихся с техникой стипльчеза, помимо рассказа об основах техники, иллюстрируемого кинограммами, кинокольцовками, видеофильмами, плакатами, визуальными демонстрациями, их нужно познакомить с дистанцией бега, барьерами, ямой с водой, продемонстрировать рациональные способы перехода через барьеры и прыжка через яму с водой.

Задача 2. Обучить технике преодоления препятствий способом «наступая».

Для решения этой задачи необходимо использовать учебные барьеры высотой 60—70 см и вспомогательные препятствия (гимнастическая скамейка, плинт, гимнастическое бревно и т.п.). Вначале следует обучить преодолевать один барьер способом «наступая» с произвольного разбега, обращая внимание на мягкую постановку ноги на препятствие, сильное сгибание опорной ноги на препятствии, наклон туловища над препятствием, быстрое отталкивание и приземление на маховую ногу. Рекомендуется отмечать место отталкивания на дорожке на расстоянии 120—150 см от препятствия. Важно научить отталкиванию как левой, так и правой ногой.

Задача 3. Обучить технике преодоления препятствий способом «барьерный шаг».

При обучении этой техники вначале используются легкие подвижные барьеры высотой 84 см, затем — неподвижные препятствия высотой 91,4 см, расставленные через 20—30 м друг от друга. Следует обращать особое внимание на то, чтобы перед отталкиванием на препятствие скорость бега несколько увеличивалась, занимающиеся сильнее сгибали маховую ногу при переходе через препятствие.

Задача 4. Обучить технике преодоления ямы с водой.

Преодоление ямы с водой вначале выполняется в облегченных условиях. За препятствием на беговой дорожке или на газоне стадиона отмечается коридор шириной 2,5—3 м. Занимающиеся должны, ускоряя бег перед препятствием, преодолеть его способом «наступая» с последующим прыжком через коридор. Постепенно ширина коридора увеличивается. По мере усвоения рациональной техники можно приступить к преодолению барьера и ямы без воды (дно ямы покрыто войлоком или поролоном), а затем — ямы с водой, оборудованной в соответствии с правилами соревнований. Освоение техники преодоления ямы с водой возможно и в условиях зала, манежа. Для этого выполняются преодоления с разбега условной ямы (10—15 м) прыжком «наступая» на «коня» («козла»), с приземлением на гимнастические маты. Необходимо следить за тем, чтобы траектория прыжка не была чрезмерно высокой (рис. 15).

Рис. 15. Преодоление ямы с водой

Задача 5. Обучить технике бега в целом и ее совершенствованию.

Для обучения технике бега на 3000 м с препятствиями в целом выполняется бег на различных отрезках дистанции с преодолением препятствий ямы с водой, расположенных по кругу беговой дорожки в соответствии с правилами соревнований. В процессе совершенствования техники необходимо добиваться, чтобы препятствия преодолевались экономно, быстро, без остановок перед ними и за ними.

Рекомендуем подробно рассмотреть примерный план обучения технике бега на 3000 м с препятствиями (табл. 7).

Таблица 7

Примерный план обучения технике бега на 3000 м с препятствиями


Задача

Средство

Организацион-но-методичес-кое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1

2

3

4

5

6

1. Ознакомить с техникой бега на 3000 м с препятс-твиями

1. Демонстра-ция техники бега и объяс-нение (рас-сказ, показ)

Просмотр ки-нограмм, кино-кольцовок, ви-деофильмов, плакатов, рисунков

Неуверен-ность и боязнь препятствий и ямы с водой

Использование стандартных препятствий

Использова-ние учебных барьеров

2. Апробиро-вание техники бега

2. Обучить технике преодоления пре-пятствий способом «наступая»

1. Рассказ о технике преодоления препятствий способом «наступая»

Показ сопровождается анализом техники

Скручивание туловища при сходе с препятствий

Несогласованное движение маховой ноги и разноименной ей руки

Следить, чтобы пре-пятствия ата-ковала нога и разноимен-ная рука

3. Обучить технике преодоления препятствий способом «барьерный шаг»

1. Преодоле-ние препятст-вий, установ-ленных на разном рас-стоянии, с обеих ног «барьерным шагом»

Следить за тем, чтобы маховая нога активно опускалась за барьер

Отбрасыва-ние плеч назад в момент призем-ления за препятствие

Вертикальное положение туловища во время преодоления препятствия

Туловище в момент преодоления препятствия наклонить вперед

4. Обучить технике преодоления ямы с водой

1. Рассказ о технике прео-доления ямы с водой и ее демонстрация

Сопровождать рассказ анали-зом техники Использовать наглядные пособия

Обучение сразу на стандартной яме с водой

Нарушение принципа последователь-ности

Обучение в облегченных условиях

2. Преодоле-ние препятст-вия способом «наступая» с приземлением на расстоянии 2—2,5 м от барьера

Установить два препятствия на дорожке или газоне стадиона на расстоянии 15–20 м

Низкий подход бегуна к преодолению ямы с водой

Большое расстояние от препятствия до места отталкивания

Уменьшить расстояние от препятствия до места отталкивания

3. Преодоле-ние препятст-вия и ямы без воды

Первые шаги после преодо-ления препятст-вия выполнять несколько коро-че с постепен-ным увеличе-нием до нормального

Неустойчи-вое положе-ние тела спортсмена в фазе полета

Несогласованное движение рук и туловища

Устойчивое положение тела регулировать положением рук

4. Преодоле-ние препятст-вия и ямы с водой

При отталкивании от препятствия усилие направлять больше вперед, а не вверх

Остановка или снижение скорости после схода с препятствия

Сильное сгибание маховой ноги за препятствием

Активное опускание маховой но-ги, увеличить длину пер-вого шага после приземления

5. Обучить технике бега в целом и ее совершенствова-ние

1. Пробегание отрезков
100 м с 4—5 барьерами

Барьеры легкие, высотой 84 см, по мере усвое-ния техники — 91,4 см. Атако-вать их с правой и левой ноги поочередно

Остановка или снижение скорости через препятствие

Неумение преодолевать препятствия

Добиться умения атаковать с обеих ног

2. Пробегание отрезков
200 мс 3—4 барьерами и ямой с водой

Барьеры установить на расстоянии
20— 30 м перед ямой с водой и после нее

Низкий проход над препятствием при преодолении ямы с водой

Большое сгибание

опорной ноги

Уменьшить расстояние от препятствия до места отталкивания

3. Пробегание отрезков
300-400 м с барьерами, установлен-ными в соответствии с правилами соревнований

Контролировать время пробе-гания отрезков, обращая вни-мание на ошиб-ки и недочеты бега

Отклонение плеч назад в момент приземления за препятствие

Вертикальное положение туловища во время атаки препятствия

Туловище во время преодоления препятствия наклонить вперед



Оглавление
Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Обучение как педагогический процесс
Методические принципы обучения
Методы, средства и задачи обучения
Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта
Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений
Формы занятий по легкой атлетике
Меры безопасности в процессе обучения и профилактика травматизма
Методика обучения технике спортивной ходьбы
Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции
Методика обучения технике бега на короткие дистанции
Методика обучения технике эстафетного бега
Методика обучения технике барьерного бега
Методика обучения технике бега на 3000 м с препятствиями
Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега
Обучение прыжку способом «перешагивание»
Обучение технике прыжка способом «перекидной»
Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Методика обучения технике тройного прыжка с разбега
Методика обучения технике прыжков с шестом
Изучение элементов техники прыжка с эластичным шестом
Все страницы