Методика обучения технике барьерного бега

Барьерный бег является одним из наиболее сложных в координационном отношении видов легкой атлетики. Сложность этого бега заключается в том, что бегуну, помимо соответствующих требований к скоростному бегу на гладкой дистанции, необходимо четко соблюдать определенный ритм и длину шагов от старта до последнего барьера, не допускать излишних вертикальных колебаний ОЦМ, владеть хорошей координацией движений, иметь силу и ловкость, гибкость и подвижность в тазобедренных суставах.

Приступать к овладению техникой барьерного бега можно лишь после того, как занимающиеся овладели основами гладкого бега и освоили технику высокого и низкого стартов.

Барьер – препятствие для преодоления в ходе легкоатлетических соревнований.

Задача 1. Ознакомить с техникой барьерного бега.

Ознакомление следует начинать с демонстрации техники бега по дистанции, которая включает бег со старта с преодолением 3—4 барьеров и финиширование.

Желательно продемонстрировать технику бега еще 2—3 раза, а затем предложить занимающимся самим несколько раз пробежать в три шага через 2—3 барьера, высотой 40—50 см и расстоянием 7—8 м. В процессе показа техники барьерного бега обратить внимание занимающихся на смелое подбегание к барьеру, бросок на барьер и связь ритма преодоления барьера с бегом между ними.

Задача 2. Обучить технике преодоления барьера.

Барьерный бег требует от спортсмена хорошей гибкости задней и передней поверхности бедра, подвижности в тазобедренных суставах. Поэтому, прежде чем приступить к решению этой задачи, необходимо ознакомить занимающихся с упражнениями, направленными на развитие гибкости и эластичности мышц и связочного аппарата.

1. Стоя на одной ноге у опоры, делаются махи другой ногой вперед — назад.

2. Стоя лицом к опоре, делаются махи прямой ногой в правую и левую стороны.

3. Ходьба с наклонами вперед и доставанием пола руками.

4. Ходьба с выпадами вперед и пружинистым покачиванием туловища, а затем с наклоном вперед и доставанием локтями пола.

5. Стоя спиной к гимнастической стенке, согнуть в колене ногу и занести носок стопы на перекладину. Прогнуться в пояснице, выводя таз вперед.

6. Широко расставив ноги, совершать попеременные приседания то на правой, то на левой ноге, пружинисто покачиваясь.

7. Сесть в положение «барьерного шага» (маховая нога вытянута вперед, толчковая, согнутая в стопе, отведена в сторону под прямым углом).

8. Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Опираясь руками о пол, подняться вверх, приняв положение «широкого шага». Не отрывая пяток от пола, переместиться в положение «барьерного шага», при котором толчковая нога вытянута вперед, а маховая отведена в сторону.

9. Поставить ногу пяткой на гимнастического «коня», барьер или другую опору, наклониться вперед и в сторону отведенной ноги.

10. Стоя боком у барьера, гимнастической стенки или «коня», положить согнутую в колене ногу на опору. Наклоны туловища в сторону отведенной ноги, а затем вперед — вниз, одновременно опуская плечо и руку, противоположные стоящей ноге.

Здесь и далее упражнения проводятся с постепенным усложнением. Занимающиеся должны постепенно освоить все перечисленные упражнения. В процессе дальнейших занятий, когда бегуны уже приобретут достаточную барьерную гибкость, число упражнений и количество их повторений уменьшается.

По мере развития гибкости, эластичности мышц и связочного аппарата и знакомства с техникой барьерного бега занимающиеся приступают к овладению техникой преодоления препятствий и ритмикой бега между ними.

Подводящие упражнения целесообразно выполнять в той последовательности, в которой производятся движения в барьерном беге.

В первую очередь следует освоить упражнения, направленные на овладение правильным выполнением отталкивания и входом на препятствие.

1. Стоя спиной к гимнастической стенке или препятствию и опираясь на него, делается подъем и выпрямление маховой ноги над барьером, затем нога возвращается в исходное положение. Опорную ногу в колене не сгибать. Барьер должен стоять на расстоянии 1 — 1,20 м от бегуна.

2. Стоя между барьерами и опираясь на них руками, делается подъем маховой ноги с продвижением таза вперед.

3. Делать подскоки на толчковой ноге, удерживая маховую ногу под прямым углом, разгибая и сгибая ее в коленном суставе при каждом подскоке. Толчковая нога при этом не сгибается.

4. Имитация атаки барьера, поставленного у гимнастической стенки или гимнастического коня, стопки матов. При выполнении упражнения нужно следить за тем, чтобы бедро маховой ноги поднималось несколько выше уровня «коня», после чего производить быстрое ее разгибание в коленном суставе до полного выпрямления. Одновременно «выбрасывается» рука, разноименная маховой ноге, и увеличивается наклон туловища. Постепенно упражнение усложняется тем, что выполняется с подходом, и атака на препятствие дополняется броском руки и активным продвижением вперед туловища.

Затем в обучении применяются подводящие упражнения для овладения техникой работы толчковой ноги.

1. Скольжение стопой толчковой ноги вдоль наклонной поверхности барьера с последующим выносом ее вперед.

2. Перенос толчковой ноги через барьер, стоя в положении небольшого наклона вперед с упором рук о гимнастическую стенку, барьер.

При выполнении этих упражнений необходимо следить за тем, чтобы опорная нога не сгибалась в колене.

3. Перенос толчковой ноги сбоку через два барьера разной высоты, стоящих друг от друга на расстоянии 50—60 см.

Дальше следуют упражнения для обучения сочетанию движений маховой и толчковой ног и схода с препятствия.

1. Сидя на «коне» в положении «широкого шага», одновременно с опусканием маховой ноги перенести толчковую ногу через снаряд.

2. Преодолеть барьер из положения «стоя» на толчковой ноге и держа ногу над барьером (опустить маховую ногу, одновременно отталкиваясь толчковой).

Выполнять упражнение можно – как с места, так и с подходом к барьеру.

Дальнейшее обучение технике перехода через барьер происходит одновременно с обучением ритма бега, что способствует закреплению технических навыков, полученных в процессе выполнения специальных упражнений.

Задача 3. Обучить ритму и технике бега между барьерами.

Для решения этой задачи на дорожке ставятся 3—5 барьеров высотой 50—60 см на расстоянии 7 м друг от друга. Расстояние от линии старта до первого барьера составляет около
7—7,5 м. Занимающиеся должны из положения высокого старта преодолеть дистанцию, сделав до первого барьера 4 шага, а между препятствиями — 3 шага.

Ритм бега должен быть следующим: первые три шага одинаковы по времени, четвертый быстрее. Преподаватель голосом или хлопками задает ритм, например: «Раз, два, три — гоп! Раз, два, три — гоп!».

Для дальнейшего освоения ритмом бега целесообразно разметить дорожку по длине шагов. Примерное их соотношение должно быть следующим: первый отрезок 105 см, второй — 130 см, третий — 155 см, четвертый — 140 см, расстояние от места отталкивания до барьера — 170 см.

Очень важно при этом обратить внимание занимающихся на то, что сокращение последнего, перед отталкиванием на барьер, шага происходит за счет постановки ноги как можно ближе к проекции ОЦМ с передней части стопы.

В процессе освоения ритма и техники бега расстояние между барьерами и их высота увеличиваются, необходимо также повышать скорость пробегания дистанции.

Задача 4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона с преодолением барьеров.

После усвоения техники преодоления препятствий и ритма бега приступают к обучению технике старта и стартового ускорения. Для этого необходимо овладеть техникой низкого старта, уметь быстро набирать скорость и ритмично выполнять бег до первого барьера, точно попадая ногой на место отталкивания через барьер, а также увеличивать скорость бега после преодоления препятствия.

Обучение низкого старта производится так же, как в беге на короткие дистанции. Нужно обратить внимание занимающихся на более энергичные движения рук и более быстрое выпрямление туловища. Основное средство обучения — бег с низкого старта с последующим преодолением 2—3 барьеров. В том случае если занятия длительное время включают бег со старта через один барьер, то спортсмены привыкают снижать скорость после его преодоления.

В начальный период обучения расстояние между барьерами может быть уменьшено.

Задача 5. Обучение технике барьерного бега в целом и ее совершенствование.

Решение этой задачи достигается многократным повторением специальных упражнений барьериста, бегом через барьеры различной высоты, бегом через увеличивающееся число барьеров, расставленных на разном расстоянии, бегом с низкого и высокого стартов по всей дистанции без учета времени и с контролем времени.

Следует отметить, что применение различного сочетания расстановки барьеров и изменение их высоты позволяют сделать занятия более интересными, повышают их эмоциональность, облегчают процесс овладения техникой. Эффективность обучения технике барьерного бега также значительно повышается при использовании учебных барьеров пониженной высоты и с мягкими перекладинами (рис. 14).

Рис. 14. Специальные упражнения барьериста (по Н.Г.Озолину)

Принципиальная последовательность обучения технике барьерного бега на 400 м та же и происходит после овладения техникой барьерного бега на короткие дистанции.

Рекомендуем изучить примерный план обучения технике барьерного бега (табл. 6).

Таблица 6

Примерный план обучения технике барьерного бега


Задача

Средство

Организа-ционно-методическое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1

2

3

4

5

6

1. Ознакомить с техникой барьерного бега

1. Демонстрация преподавателем техники барьерного бега и объяснение (показ, рассказ)

Просмотр и анализ ки-нограмм, ки-нокольцовок, видеофильмов, фотографий, плакатов целостного бега

Неуверенность и страх преодоления барьеров

Использование стандартных барьеров

Обеспечить оптимальное расстояние и высоту учеб-ных барьеров при апро-бировании

2. Апробиро-вание техники барьерного бега

Знакомство с правилами соревнований

2. Обучить технике преодоления барьера

1. Имитация работы рук с одновременным подниманием бедра маховой ноги вперед – назад и после-дующим выбра-сыванием голени пяткой вперед

Выполнять в ходьбе с продвижением вперед. Дви-жения руками выполнять плавно с большой амплитудой

Поднимание прямой ноги

Непонимание упражнения

Голень маховой ноги подбирать к бедру

2. Имитация работы рук с наклоном впе-ред из положе-ния «барьер-ного шага» или с опорой маховой ноги на барьер или гимнасти-ческую стенку, на уровне пояса

Маховую ногу не сгибать, голову не опускать

Недостаточное отведение толчковой ноги в сторону

Недостаточно развиты гибкость и эластичность мышц и связок в тазобедренном суставе

Выполнять упражнения для развития гибкости

3. Имитация атаки барьера, поставленного у гимнастической стенки (с места, 1—2 — 3 шагов)

Голень маховой ноги подбирать к бедру. Упраж-нение выпол-нять с ускоре-нием в конце

Атака барьера прямой ногой. Отклонение туловища назад

Непонимание сущности движения

Поднимание «острого» колена Имитация с акцентом на наклон туловища

4. Перенос толчковой ноги через барьер на месте с опорой руками о гимнастическую стенку на уровне груди

Барьер распо-ложен на рас-стоянии стопы сзади маховой ноги, толч-ковая нога пе-реносится из заднего положения

Поднятие стопы толчковой ноги выше колена и разгибание ее в коленном суставе

Непонимание упражнения

Упражнения вначале выполнять медленно

5. Скольжение коленом и стопой толчковой ноги вдоль поверхности барьера, стоя лицом к гимнастической стенке и держась за жердь на уровне груди

Верхняя планка барьера установлена наклонно, а барьер находится перпендику-лярно к гимнастичес-кой стенке. Маховая нога стоит высоко на стопе

Согнута опорная нога, таз не выводится вперед

Недостаточно развита гибкость и подвижность в тазобедренном суставе

Выполнять упражнения для развития гибкости

6. Переход через барьер в ходьбе Поднять маховую ногу, согнув в колене, и опустить ее за барьер Одновременно перенести толчковую ногу, согнутую в колене, через барьер параллельно планке и сделать шаг за барьер

Маховую ногу ставить ближе к проекции ОЦМ, «загребающим» движением

Отсутствует синхронность действий рук и ног

Не выводится вперед противополож-ная маховой ноге рука

Выполнить имитацион-ные упраж-нения

7. Преодоление 3–4 барьеров, поставленных на расстоянии 2 м друг от друга,

Колено толчковой ноги движется вперед — вверх к средней линии туловища

Прыжок через барьер

Барьер преодолевается махом прямой ноги

Перенос маховой ноги в ходьбе и беге сбоку от барьера

3. Обучить ритму и технике бега между барьерами

1. Бег с высокого старта рядом с барье-рами в 3 шага (со стороны толчковой и маховых ног)

Расстояние до первого барьера пробегается за 7—8 беговых шагов Расстояние между барьерами укорочено, а высота занижена

Зависание над барьером Короткий и пассивный первый шаг за барьер

Во время атаки барьера туловище отклоняется назад Туловище выпрямляется при сходе с барьера

Перенос толчковой ноги через барьер у гимнастичес-кой стойки. Бег через низкие барье-ры в один шаг

2. Бег с высокого старта с преодолением
3—4 барьеров в 3 шага

По мере овладения техникой бега варьируется высота барьеров и расстояние между ними, приближаясь к соревнователь-ным условиям

Недобегание до места отталкивания на барьер Пробегание места отталкивания на барьер. Бег прыжками

Неправильный выбор места начала бега. Раннее выпрямление туловища, бег широкими шагами. Ошибки в технике преодоления барьера, ускорение первого шага

Исправить стартовую позу начала бега Сохранять наклоны в стартовом разгоне, бег выполнять с передней части стопы Выполнять пробежки сбоку от барьеров с переносом толчковой (маховой) ноги через препятствие

4. Обучить технике низкого старта и стартового разбега с преодолением барьеров

1. Бег с низкого старта от барьера

Уточнить место толчка и вносить поправки в начало старта и скорость стартового разгона

Близкий подход к барьеру и перепрыгивание через него

Неправильный выбор места начала бега

Нанести отметки отталкивания, использовать низкий барьер

2. Бег с низкого старта с преодолением
1—3 барьеров

По мере усвоения техники прибавлять количество барьеров

Преждевремен-ный наклон туловища при входе на барьер

Стопорящее движение толчковой ноги вызывает ранний наклон

Преодолевать барьеры с акцентом на подъем бедра маховой ноги

5. Обучение технике барьерного бега в целом и ее совершенство-вание

1. Бег с высо-кого старта с разбегом 18—22 м через 5—6 барьеров

Овладение техникой преодоления барьеров на высокой скорости с увеличенной дли-ной стартового разбега

Несогласован-ные движения рук и ног в беге

Слабая подвижность в тазобедренных суставах

Выполнение специальных упражнений барьериста с обеих ног

2. Бег с низкого старта по всей дистанции без учета времени и с контролем времени

Прием контрольных нормативов, прикидки, соревнования

Низкое положение колена при переносе толчковой ноги через барьер

Непонимание сущности движения

Имитация переноса толчковой ноги с опорой у гимнастичес-кой стенки



Оглавление
Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Обучение как педагогический процесс
Методические принципы обучения
Методы, средства и задачи обучения
Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта
Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений
Формы занятий по легкой атлетике
Меры безопасности в процессе обучения и профилактика травматизма
Методика обучения технике спортивной ходьбы
Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции
Методика обучения технике бега на короткие дистанции
Методика обучения технике эстафетного бега
Методика обучения технике барьерного бега
Методика обучения технике бега на 3000 м с препятствиями
Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега
Обучение прыжку способом «перешагивание»
Обучение технике прыжка способом «перекидной»
Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Методика обучения технике тройного прыжка с разбега
Методика обучения технике прыжков с шестом
Изучение элементов техники прыжка с эластичным шестом
Все страницы