Выпуск и размещение акций

Выпуск ценных бумаг. Принято выделять первичный и вторичный рынки акций. Первичный рынок представляет собой продажу акций их первым владельцам. Он охватывает стадии конструирования нового выпуска акций и их первичное размещение. Вторичный рынок акций является более продолжительным по времени, охватывая обращение (куплю-продажу) акций.

На выпуск акций имеют право только АО. И прежде, чем это делать, АО должно быть зарегистрировано.

Эмиссию ценных бумаг регулирует Закон «О рынке ценных бумаг».

Процедура ее включает следующие этапы:

— принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

— регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;

— изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной формы выпуска);

— размещение эмиссионных ценных бумаг;

— и, наконец, регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Эта довольно сложная процедура эмиссии еще больше усложняется, если она приобретает сильную публичную огласку. Именно об этом можно говорить, когда:

а) размещение эмиссионных ценных бумаг будет производиться среди неограниченного круга их владельцев;

б) круг владельцев заранее известен, но их число превышает 500;

в) общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

В этих случаях эмитент обязан также дополнительно регистрировать сам проспект эмиссии, который прежде всего надо подготовить и который должен содержать всю необходимую информацию об эмитенте, его финансовом положении и о самой эмиссии.

Эмиссия ценных бумаг – это событие, которое может непо­средственно затронуть интересы многих людей. Вот почему в регистрирующий орган требуется представить документы, которые дали бы ему возможность составить полную картину об эмитенте и позволили предотвратить те или иные злоупотребления с его стороны. В число таких документов входят следующие:

— заявление на регистрацию;

— решение о выпуске ЦБ;

— проспект эмиссии (если это по закону необходимо);

— копии учредительных документов (при создании АО);

—документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссии ЦБ или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее 30 дней после получения необходимых документов. Перечень регистрирующих органов устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Для предотвращения злоупотреблений со стороны регистрирующих эмиссию ЦБ органов Закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа от регистрации выпуска эмиссии ценных бумаг. Три основания могут послужить для отказа в эмиссии.

Первое. Нарушение со стороны эмитента требований законодательства о ценных бумагах.

Второе. Несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства.

Третье. Внесение в документы ложных или несоответствующих действительности сведений.

Закон устанавливает и понятие недобросовестной эмиссии. Под ней понимаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии. Такие действия могут послужить признанию эмиссии несостоявшейся или явиться основанием приостановления эмиссии ценных бумаг.

В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные им от размещения ценных бумаг, – возврату владельцам, в противном случае Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться в суд.

Недобросовестная эмиссия может выражаться и в выпуске в обращение ценных бумаг сверх количества, объявленного в проспекте эмиссии. В этом случае эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх указанного количества. Если это не будет сделано в течение двух месяцев, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться в суд о взыскании средств, неосновательно полученных эмитентом.

Размещение акций возможно только после регистрации их эмиссии. Количество размещаемых ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах об их выпуске. Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг нежели то, которое указано в проспекте об эмиссии. Сколько же конкретно ценных бумаг было размещено, должно быть указано в отчете об итогах выпуска.

До полного размещения выпущенных акций запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска. Но даже если акции прежнего выпуска разошлись, новый выпуск возможен не ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске. Информация о цене размещения акций может раскрываться в день начала их размещения.

При осуществлении первичной продажи акций их первым владельцам должны быть предоставлены равные ценовые условия. Цена всех акций одного выпуска должна быть единой. Это положение не распространяется на размещение акций приватизируемых предприятий.

После того как акционерное общество определилось с величиной уставного капитала, видами выпускаемых акций, условиями их обращения, а эмиссионный проспект был зарегистрирован финансовыми органами, общество приступает к подписке на акции.

В нашей стране наибольшее распространение получил способ размещения акций «своими силами». Действующие на фондовом рынке эмитенты и посредники – инвестиционные институты могут избрать любую процедуру проведения выпуска, которая не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Инвестиционные компании вправе по соглашению с эмитентом выступать гарантами и организаторами выпуска ценных бумаг. Это осуществляется двумя весьма различными способами.

Первый предполагает принятие на себя инвестиционной компанией твердого обязательства выкупить за свой счет весь выпуск акций по фиксированной цене с целью дальнейшей продажи инвесторам. При этом инвестиционные компании обязуются выкупить за свой счет часть выпуска ценных бумаг, не размещенную ими среди сторонних инвесторов в течение оговоренного срока.

Второй способ участия инвестиционных компаний в организации выпусков акций связан с их продажей от имени эмитента сторонним инвесторам без принятия на себя твердых обязательств по выкупу нераспределенной части выпуска.

Инвестиционные компании, инвестиционные фонды и инвестиционные посредники по многостороннему соглашению между ними и эмитентом могут создавать временные объединения (консорциумы или синдикаты) для совместной организации размещения выпуска ценных бумаг одного эмитента.

В нашей стране для подписки на акции используются подписные листы. Такой документ должен содержать исчерпывающую информацию о покупателе, а также отражать то количество акций, которое он хочет приобрести. Заполненный подписной лист является основанием для приобретения акций. После полной оплаты акционеру выдается сертификат акции – ценная бумага, которая является свидетельством владения определенным числом акций акционерного общества.

После того как размещение акций завершено, эмитент обязан не позднее чем через 30 дней представить отчет об итогах выпуска. В отчете должна быть отражена следующая информация:

1) дата начала и окончания размещения акций;

2) фактическая цена размещения акций;

3) количество размещенных акций;

4) общий объем поступлений средств за размещение акций (рублей, иностранной валюты, материальных и нематериальных активов);

5) список владельцев акций.

Регистрирующий орган, рассмотрев отчет об итогах выпуска акций в двухнедельный срок и не найдя в нем нарушений, регистрирует его.



Оглавление
Корпоративное право. Особенная часть
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Финансы корпорации и управление ими
Финансовый менеджер: его правовой статус и функции
Уставный капитал корпорации
Фонды и резервы корпорации
Распределение прибыли в корпорации
Налоговое планирование в корпорациях
Самофинансирование и кредитование корпораций
Финансовая отчетность корпораций
Рынок ценных бумаг и его участники
Понятие и виды ценных бумаг
Облигации
Акции
Выпуск и размещение акций
Регистрация и обращение ценных бумаг
Дивиденды
Общие принципы управления корпорацией
Планирование работы корпорации
Общее собрание
Совет директоров
Правление и генеральный директор
Структурные подразделения корпорации
Задачи и организационная структура управления персоналом
Роль и значение договора
Стадии договорной работы
Нормативная регламентация договорной работы
Все страницы