Структурные подразделения корпорации

Хотя на практике организационная структура корпораций определяется сразу несколькими принципами, доминирует чаще всего функциональный, в соответствии с которым структура корпорации обусловливается видами ее деятельности, такими как производство, сбыт, финансы, юридическое обслуживание и т.п. Так образуются подразделения, которые представляют собой группу людей, чья деятельность связана с достижением конкретных целей.

Подразделения, выполняющие определенные виды деятельности одного уровня, называются горизонтальными. Но они должны координироваться между собой. Эту координацию может осуществлять только нейтральный по отношению к ним управляющий орган, а чтобы ему подчинялись, он должен быть еще и вышестоящим. Так возникает вертикальное разделение труда, и формируется наряду с горизонтальной вертикальная организационная структура, имеющая множество этажей.

В рамках функциональной структуры подразделения делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие.

В основных подразделениях сосредоточена деятельность, связанная с непосредственной реа-лизацией цели данной корпорации, выпуском профилирующей продукции или оказанием услуг.

Деятельность, сконцентрированная в обслуживающих подразделениях, имеет следующую инфраструктуру: производственный транспорт, связь, энерго-, тепло-, водо-, электроснабжение.

Наконец, вспомогательные структуры охватывают такие виды деятельности, которые в принципе могут осуществляться в рамках других подразделений, но объединены в специализированные в целях повышения эффективности и уровня контроля.

Каждое структурное подразделение создается в корпорации для выполнения определенных задач, на него возлагают специфические функции. Правда, пониматься они могут по-разному. Для того, чтобы в этом плане не возникало неувязок, не было конкуренции между отделами либо, наоборот, дублирования в их работе, необходимо письменно фиксировать задачи, функции того или иного отдела, посвящая каждому из них соответствующий нормативный акт. Это корпоративные нормативные акты с типовым наименованием: Положение об отделе (цехе, бригаде, филиале и др.).

Положения об отделах – это корпоративные нормативные акты, в которых перед структурным подразделением ставятся цели, производится распределение между ними задач, определяются их функции, взаимоотношения друг с другом, компетенция руководителя структурного подразделения и ответственность работников.

В Положении о структурном подразделении должны содержаться следующие разделы: общие положения (полное наименование отдела, его подчиненность; нормативная база, которой руководствуются работники отдела); структура отдела; задачи отдела; функции отдела; компетенция отдела; ответственность; основные взаимосвязи отдела с другими подразделениями. Такова общая схема корпоративного акта о структурном подразделении.

Утверждать Положение о структурном подразделении должен генеральный директор, координирующий работу всех отделов и поэтому способный усмотреть между ними противоречия и неувязки. Однако непременным условием утверждения генеральным директором Положения об отделе должен быть произведенный юрисконсультом контроль (просмотр, экспертиза) данного корпоративного акта с точки зрения законности и виза на нем юрисконсульта (начальника юридического отдела).

В системе управления корпорацией особое место принадлежит управляющим и иным должностным лицам.

Конкретный перечень лиц, осуществляющих управленческие функции, наделенных правом самостоятельного решения административных вопросов, устанавливается самими корпорациями в своих корпоративных актах.

Должностные инструкции

В корпорации занято много разных работников, труд которых также надо учитывать и нормировать. Но и каждый работник должен понимать, что от него ожидается, поэтому ему необходимо знать круг своих обязанностей и полномочий, взаимоотношений с другими служащими, что и отражается в должностных инструкциях.

Должностные инструкции – корпоративные акты, в которых производится распределение полномочий, обязанностей и ответственности по каждой должности, содержится описание выполняемых работником функций.

В должностной инструкции должны содержаться следующие положения:

— название должности;

— название отдела, в котором имеется эта должность;

— на основе какого документа составлена инструкция. Обычно при ее подготовке используется квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих. Однако это вовсе не обязательно. У предприятия может появиться потребность в новых должностях, не перечисленных в этом документе;

— задачи работника, его основные функции;

— порядок назначения на должность и освобождения от должности. Руководителя структурной единицы всегда назначает на должность генеральный директор (руководитель предприятия). В отношении служащих, рабочих такой определенности нет. Возможно делегирование руководителем предприятия своего права найма и увольнения рабочей силы руководителям структурных подразделений. Здесь имеет значение размер предприятия, территориальная расположенность отдела и аппарата управления предприятием, специфика предприятия и др.;

— подчиненность. Указывается, как правило, только непосредственный руководитель. Показ всей иерархической лестницы излишен.

Помимо вертикальной подчиненности бывает функциональная подчиненность, и тогда необходимо указывать отделы, с которыми работник взаимодействует и распоряжения которых обязан выполнять (бухгалтерия, юридический отдел, финансовый отдел, плановый и т.д.);

— число подчиненных, классификация их по группам, особенности этих групп. Как правило, это имеет место, если структурное подразделение большое и структурированное;

— нормативная база, которой работник руководствуется. На первом месте указываются действующее законодательство, корпоративные акты, в том числе и Положение об отделе, особо могут выделяться нормативные акты, отражающие специфику данной должности;

— требования к работнику. Они могут касаться образования, стажа работы по конкретной специальности, а также стажа работы на сходной должности. Помимо этого особо выделяется перечень вопросов, знание которых считается обязательным (например, для экономиста знание нормативных и руководящих материалов по планированию, анализу и учету, организации плановой работы, порядка разработки нормативов материальных и финансовых затрат, порядка документооборота и т.д.);

— обязанности работника. Традиционно им придается первостепенное значение, и изложение их предшествует перечню прав. Обязанности каждого должностного лица чаще всего многочисленны. Однако представляется ошибочным перечисление всех обязанностей. Лучше этот перечень сделать неполным, добавив фразу «и другое». Условия работы могут измениться, и, возможно, от работника потребуется выполнение нетрадиционных действий;

— права работника. Обычно здесь перечисляются полномочия работника, способствующие выполнению им своих обязанностей (право контролировать выполнение указаний, получать информацию, требовать документацию, вносить предложения и т.д.). Без сомнения, этот раздел инструкции имеет как бы вспомогательное значение. В нем могут быть отражены и особые полномочия работника, а также ограничения в его полномочиях, связанные, к примеру, с наличием финансовых средств, размером их использования и т.п.;

— взаимоотношения с руководством, коллегами, подчиненными. Часто здесь обращается внимание на этическую сторону. Но могут быть отражены и производственные моменты во взаимоотношениях, хотя детально их передать в должностной инструкции довольно сложно.

И, тем не менее, в инструкции следует постараться отразить взаимодействие персонала не только по вертикали, где преобладают отношения субординации, но и по горизонтали, где доминирует выполнение консультативных функций;

— ответственность. Указывается вид ответственности (дисциплинарная, материальная), ее основание, и кратко излагается порядок ее наложения;

— замена по работе. Здесь предусматривается обязанность заболевшего работника своевременно сообщить о факте болезни и приблизительно определить ее продолжительность. Если это возможно, то в инструкции указывается должность работника, на которого возлагаются обязанности отсутствующего (например, на заместителя начальника отдела).

Должностные инструкции составляются вышестоящим начальником. Ему виднее, как органи-зовать труд подчиненных для выполнения стоящих перед структурным подразделением задач.

Должностные инструкции должны иметь место в отношении каждого должностного лица, служащего. Умело написанные инструкции могут стать действенным средством повышения эффективности работы корпорации.



Оглавление
Корпоративное право. Особенная часть
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Финансы корпорации и управление ими
Финансовый менеджер: его правовой статус и функции
Уставный капитал корпорации
Фонды и резервы корпорации
Распределение прибыли в корпорации
Налоговое планирование в корпорациях
Самофинансирование и кредитование корпораций
Финансовая отчетность корпораций
Рынок ценных бумаг и его участники
Понятие и виды ценных бумаг
Облигации
Акции
Выпуск и размещение акций
Регистрация и обращение ценных бумаг
Дивиденды
Общие принципы управления корпорацией
Планирование работы корпорации
Общее собрание
Совет директоров
Правление и генеральный директор
Структурные подразделения корпорации
Задачи и организационная структура управления персоналом
Роль и значение договора
Стадии договорной работы
Нормативная регламентация договорной работы
Все страницы