Планирование работы корпорации

К числу управленческих отношений, которые регулируются с помощью корпоративных норм, относятся и отношения по планированию. Ранее они регулировались только централизованно.
В настоящее время план разрабатывается на предприятии. Его основой являются договоры с потребителями и государственные контракты. Оформляется план корпоративным актом.

Руководит процессом планирования в корпорации специальный орган – плановый отдел (комитет, группа).

Однако планирование своей деятельности корпорация может поручить также какой-либо специализированной фирме, занимающейся проектированием, или авторскому коллективу, или отдельному автору. При необходимости можно привлечь консалтинговую фирму или экспертов.

По срокам действия различают планы долгосрочные, или стратегические, среднесрочные, или тактические, краткосрочные, оперативные. В свете этого правомерно вести речь о системе планов в рамках корпорации, ядром которой является главный стратегический план (бизнес-план), отражающий основные направления деятельности и служащий ориентиром для создания совокупности специальных программ или проведения специальных видов планирования:

— планирование оборудования;

— планирование кадров;

— планирование издержек производства;

— кассовое планирование;

— инвестиционное планирование;

— финансовое планирование и др.

Основные характеристики бизнес-плана. При разработке бизнес-плана необходимо учитывать интересы всех участвующих сторон: акционеров, персонала, потребителей, муниципальных органов и др.

Бизнес-план как документ характеризуется следующими признаками:

— он должен иметь четкую структуру, а не напоминать документ, в котором излагаются намерения фирмы, желания его руководства, или своего рода рекламную характеристику предприятия;

— информация, в нем представленная, должна быть емкой, краткой и точной. Следует избегать эмоциональных выражений, лучше включить в документ цифровые материалы, хотя и здесь необходимо соблюдать меру, так как последние затрудняют восприятие и оценку бизнес-плана;

— информация, содержащаяся в бизнес-плане, должна отличаться полнотой, поскольку чем больше и доказательнее будет информация, тем более эффективное воздействие окажет бизнес-план на потенциального партнера по бизнесу;

— его отличают простота изложения и отсутствие языково-терминологических барьеров. Следует также учитывать, что бизнес-план обращен не только внутрь предприятия, но и вовне, преследуя цель привлечь инвесторов, т.е. как бы выступает средством рекламы. В то же время в нем недопустима легковесность, это должен быть серьезный аналитический документ;

— в нем должны разумно «дозироваться» технологические вопросы;

— бизнес-план не должен быть ориентирован только на одного партнера (не надо «складывать все яйца в одну корзину»). Корпорации, делающие ставку на единственного клиента, рискуют остаться не у дел, если у заказчика возникнут серьезные проблемы;

— объективно должны оцениваться трудности, которые, как предполагается, могут встретиться на пути осуществления бизнес-плана;

— финансовые расчеты по возможности должны быть точными.

Этапы формирования бизнес-плана. Следует выделить три этапа в формировании плана.

Первый этап. Установление целей деятельности корпорации.

Второй этап. Разработка комплекса действий для их достижения.

Третий этап. Учет воздействия внешней среды, возможные способы корректировки ее влияния, с тем чтобы не допустить существенного отклонения от намеченных целей.

Структура бизнес-плана. Представляя собой письменный документ, отражающий основные намерения корпорации, бизнес-план крайне необходим для того, чтобы решить, как идею претворить в жизнь. Он должен отвечать требованиям, которые предъявляют банки и инвесторы и содержать следующую информацию.

1. Резюме. На одной-двух страницах необходимо дать описание производимого товара или оказываемых услуг и потенциального рынка сбыта. Кроме того, надо охарактеризовать компанию и принципы ее функционирования, выделить черты, отличающие ее от конкурентов. Следует представить краткую оценку финансовых перспектив и ожидаемой прибыли на инвестиции, указать денежную сумму, которая необходима, и цели ее использования.

2. Компания и отрасль промышленности. Привести основные данные о происхождении и структуре предприятия, а также характеристику отрасли, в которой оно предполагает работать.

3. Товары или услуги. Дать в сжатой форме полное описание производимых товаров или услуг, обращая особое внимание на их уникальные качества.

4. Рынок. Представить сведения, которые полностью убедят инвестора в том, что корпорация способна достичь запланированного объема продаж.

5. Стратегия маркетинга. Дать прогноз, касающийся сбыта и доли продукции предприятия на рынке, описать, как корпорация будет выявлять своих потребителей и налаживать с ними контакты, обслуживать их, назначать цены, рекламировать свой товар и т.д.

6. Планы конструкторских разработок. Если для предприятия требуются конструкторские разработки, то надо описать характер и масштаб мероприятий, включая затраты и возможные трудности.

7. Производственный план. Представить информацию о производственных мощностях, оборудовании, требующейся рабочей силе, включая послужные списки руководителей, директоров и управленческого аппарата высшего звена.

8. Общий график. Указать, как будет развиваться компания в соответствии со сроками выполнения основных пунктов бизнес-плана.

9. Максимальный риск и трудности. Честно указать все негативные факторы.

10. Финансовая информация. Представить подробную смету организационных и эксплуатационных издержек, а также трехлетний прогноз доходов, расходов и движения денежной наличности.

Бизнес-план – это важный корпоративный акт. Его объем, как правило, довольно значителен, поскольку в нем затрагиваются все стороны деятельности корпорации. Он имеет соответствующие разделы.

Функции бизнес-плана. В предпринимательской деятельности бизнес-план выполняет четыре функции.

Первая связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция является главной в период создания корпорации, а также при выработке новых направлений ее деятельности.

Вторая – собственно планирование. Бизнес-план позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция заключается в том, что бизнес-план позволяет привлечь извне денежные средства (ссуды, кредиты и т.п.).

Четвертая функция состоит в том, что бизнес-план дает возможность привлечь к реализации планов корпорации потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью функционирования любой корпорации независимо от ее размеров.



Оглавление
Корпоративное право. Особенная часть
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Финансы корпорации и управление ими
Финансовый менеджер: его правовой статус и функции
Уставный капитал корпорации
Фонды и резервы корпорации
Распределение прибыли в корпорации
Налоговое планирование в корпорациях
Самофинансирование и кредитование корпораций
Финансовая отчетность корпораций
Рынок ценных бумаг и его участники
Понятие и виды ценных бумаг
Облигации
Акции
Выпуск и размещение акций
Регистрация и обращение ценных бумаг
Дивиденды
Общие принципы управления корпорацией
Планирование работы корпорации
Общее собрание
Совет директоров
Правление и генеральный директор
Структурные подразделения корпорации
Задачи и организационная структура управления персоналом
Роль и значение договора
Стадии договорной работы
Нормативная регламентация договорной работы
Все страницы