Налоговое планирование в корпорациях

Понятие налогов. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов бюджета. Долгое время фискальная функция налогов доминировала. Однако в XX веке на первый план выходит регулирующая функция: перераспределение денежных средств, предоставление налоговых льгот позволяет стимулировать определенные отрасли народного хозяйства, поддерживать наиболее слабые в материальном плане слои населения и др. С помощью налогов можно регулировать структуру потребления и уровень доходов населения.

Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата налогов часто свидетельствует о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения осуществляется контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным законным использованием имущества.

Можно дать следующее определение налогов.

Налоги – обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи организаций и граждан, установленные органом законодательной власти, обеспечиваемые государственным принуждением, не являющимся наказанием.

Квалифицированное исполнение законов о налогообложении означает также удовлетворение корпорацией своих интересов. Однако корпоративные интересы в процессе налогообложения оказываются прямо противоположными интересам государственным. Как же их совместить? Оказывается, это возможно, если использовать принцип налогового планирования.

Налоговое планирование – формирование хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и финансовых результатов, которое при прочих равных показателях ведет к наименьшим размерам выплат налогов и других аналогичных платежей.

Иными словами, речь идет об оптимизации и минимизации налогообложения отдельных предприятий.

Необходимость налогового планирования на предприятиях обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, меняющейся кредитной ставкой Центрального банка Российской Федерации, а
во-вторых, возможными проверками со стороны налоговых органов. Но самое главное – планирование налогов позволяет корпорации достичь такого положения, когда налоги можно будет уплачивать по минимуму.

Налоговое планирование основывается на двух основных принципах:

1) платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов;

2) платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

Элементами налогового планирования являются:

1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты требуемых налогов, а также представления отчетности, не допуская при этом задержек, влекущих за собой неизбежные санкции.

2. Стратегия минимизации (или оптимизации) налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии.

3. Строгое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию на срок свыше четырех месяцев.

4. Удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать оперативную объективную информацию о хозяйственной деятельности, в том числе и для целей адекватного налогового планирования.

В налоговом планировании можно выделить ряд укрупненных последовательных этапов, каждый из которых представляет собой целый набор взаимосвязанных процедур:

I. На первом после создания корпорации этапе налогового планирования анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет использования их в предпринимательской деятельности. По результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.

II. Проводится анализ всех возможных сделок, планируемых в предпринимательской деятельности (купля-продажа, посредническая деятельность и т.п.), с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.

III. Решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия с учетом не только предполагаемой доходности инвестиций, но и налогов, уплачиваемых с этого дохода.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности корпорации и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности на всех ее этапах, будучи ее непременным элементом.

Налоговое планирование доступно любой корпорации, но браться за него следует не после завершения какого-либо дела, а до его начала.

Задача-максимум для финансистов, отвечающих за «анатомию» корпорации, – прокладывать финансовый курс таким образом, чтобы избежать уплаты налогов и чтобы это в то же время не выглядело как явное уклонение от их уплаты. Если задачу-максимум (избежать уплаты налогов) выполнить невозможно, то следует налоги хотя бы минимизировать.

Этого можно добиться, если вменить в обязанность финансистам предприятия качественное выполнение следующих операций:

— прогнозирование налогооблагаемой базы;

— подготовка необходимых для ее уменьшения документов;

— исключение всех переплат налогов;

— исключение всех недоплат налогов как оснований для применения штрафных санкций;

— исключение нарушения сроков уплаты налогов;

— правильное ведение бухгалтерского учета;

— исключение укрывательства оборотов;

— тщательный расчет авансовых платежей в бюджет;

— использование налоговых льгот;

— минимизация налогооблагаемой базы, например, путем оформления беспроцентных долгосрочных ссуд вместо различных выплат с целью уменьшения оборотов, подлежащих налогообложению, или увеличения стоимости основных производственных фондов в целях снижения налогооблагаемой базы по прибыли за счет увеличения амортизационных отчислений.

Составление программы по оптимизации и минимизации налогообложения – деятельность очень трудоемкая в плане не столько временных затрат, сколько интеллектуальных. Поэтому она с полным основанием может быть признана интеллектуальной собственностью той или иной личности, финансового менеджера и должна соответственно оплачиваться.

Вместе с тем составление всех планов по налогообложению основывается на общих принципах, которые могут быть закреплены в корпоративном акте под названием, скажем, «Памятка финансовому менеджеру (финансисту)». В нем должны содержаться основные правила уплаты налогов, изложенные в виде заповедей:

1) Налоги надо платить непременно. Древнеримская пословица гласит: «Закон суров – но это закон».

2) Сокрытие от налогов опасно.

3) Правильно рассчитывайте налог: не делайте ни недоплат, ни переплат.

4) Платите налоги своевременно.

5) Ведите налоговое планирование, с его помощью можно значительно уменьшить выплаты налогов.

В корпоративном акте «О порядке расчета и распределения прибыли», утверждаемом общим собранием, может быть дана и схема расчета налога на прибыль и ее распределение:

1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг).

2. Затраты, включаемые в себестоимость.

3. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) (стр. 1 – стр. 2).

4. Доходы от внереализационных операций.

5. Расходы на внереализационные операции.

6. Балансовая прибыль (стр. 3 + стр. 4 + стр. 5).

7. Сумма рентных платежей, дивидендов по акциям, процентов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим обществу, доходов от долевого участия в других предприятиях.

8. Сумма превышения расходов на оплату труда работников предприятия в составе себестоимости по сравнению с нормируемой величиной.

9. Льготы по налогу (если таковые имеются).

10. Прибыль, подлежащая налогообложению (стр. 6 – стр. 7 + стр. 8 – стр. 9).

11. Ставка налога.

12. Сумма налога (стр. 10 х 11/100).

13. Прибыль, остающаяся в распоряжении общества (чистая прибыль) (стр. 6 – стр. 12).

Банковское кредитование. Слово кредит по происхождению и обычному словоупотреблению представляет собой синоним доверия. Но в юридическом значении под кредитом или кредитными отношениями подразумевают общественные отношения, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности на условиях возврата их эквивалента по прошествии некоторого времени.

В настоящее время в России уже существуют устойчивые специальные учреждения – банки, осуществляющие кредитование. Действительность такова, что у предприятий часто не хватает для расширения производства, как, впрочем, и для некоторых других целей, собственных денежных средств, и тогда им приходится обращаться в банки за получением кредита.

Банковские отношения в результате реорганизации системы банков существенно изменились. Если ранее кредиты находились полностью в ведении государства, то теперь, с появлением коммерческих банков (спецбанков, кооперативных, совместных, частных, акционерных и др.), они переместились в основном в сферу корпоративного права. Банки определяют своих клиентов, принципы взаимоотношения с ними, кредитный процент, процент по вкладам и т.п. Подобная метаморфоза происходит и с системой страхования.

Но банковский кредит очень дорог. Порой процент за пользование им многократно превышает сумму кредита. Кроме того, банковское кредитование может вести и ведет к усилению неравенства между субъектами права: тот, кто уже обладает большой экономической силой, тот при содействии кредита может ее легко умножить. В данной сфере имеются и другие издержки. Отсюда следует вывод: корпоративное регулирование кредитных отношений, осуществляемое банками как особыми разновидностями корпораций, должно быть дополнено централизованным.

Корпоративное регулирование, выдвигаясь на первый план в деятельности как коммерческих банков, так и страховых организаций, должно быть пока ограниченным.

Многие предприятия стремятся досрочно погасить задолженность поставщикам и другим кредиторам, прибегая с этой целью к любым способам, в частности, за неимением денежных средств даже к бартерным сделкам.

Вексель как средство кредитования. Помимо кредитования банковского в нашей стране имеет место взаимное кредитование предприятий. Конечно, обращаются к данной форме, как правило, находясь не в лучшем финансовом положении. Ситуации, в которых одно предприятие кредитует другое, в основном складываются не в связи с расширением ими своего производства (это процесс длительный, взаимное же кредитование обычно имеет краткосрочный характер). Чаще всего это имеет место в связи с поставкой продукции без предварительной оплаты.

Расчетным орудием такого кредита служит вексель покупателя или его обязательство погасить долг в срок. Срок же векселя зависит от времени формирования денежной выручки, необходимой для погашения долга поставщику. Поставщик, в свою очередь, может расплатиться этим векселем с другим предприятием за купленную у него продукцию.

Если у предприятия-поставщика выявляется потребность в деньгах, то оно сдает в банк вексель покупателей для получения средств. Под вексель можно взять ссуду, зачислить средства банков на счета предприятий в виде их депозитов. Векселя, таким образом, позволяют покрыть финансовый вакуум, снять с бюджета необоснованную нагрузку по поддержке всех предприятий.

Вексельная форма взаиморасчетов имеет ряд преимуществ, связанных с природой векселя. Вексель – это ничем не обусловленное денежное обязательство. При этом простой вексель является ценной бумагой, содержащей ничем не обусловленное обязательство векселедержателя уплатить по наступлении срока определенную сумму денег держателю векселя.

Несмотря на грядущее развитие вексельного дела в нашей стране, статус основного кредитного института по-прежнему будут сохранять банки.

Представители коммерческих банков ратуют за предоставление им полной свободы и за право решать свои дела самостоятельно. Однако на определенном этапе коммерческие банки стали своего рода насосами для перекачки безналичных денег в наличные, что существенно подстегнуло уровень инфляции.



Оглавление
Корпоративное право. Особенная часть
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Финансы корпорации и управление ими
Финансовый менеджер: его правовой статус и функции
Уставный капитал корпорации
Фонды и резервы корпорации
Распределение прибыли в корпорации
Налоговое планирование в корпорациях
Самофинансирование и кредитование корпораций
Финансовая отчетность корпораций
Рынок ценных бумаг и его участники
Понятие и виды ценных бумаг
Облигации
Акции
Выпуск и размещение акций
Регистрация и обращение ценных бумаг
Дивиденды
Общие принципы управления корпорацией
Планирование работы корпорации
Общее собрание
Совет директоров
Правление и генеральный директор
Структурные подразделения корпорации
Задачи и организационная структура управления персоналом
Роль и значение договора
Стадии договорной работы
Нормативная регламентация договорной работы
Все страницы