Финансовая отчетность корпораций

Законодательство требует от крупных корпораций, какими, в частности, являются многие АО, предоставления всесторонней информации о состоянии дел. Характерно, что такая информация рассматривается обществом как вознаграждение государству за полученное от него благо нести не полную, а ограниченную имущественную ответственность. Если предприятие желает сохранить коммерческую тайну, то оно должно избрать для себя такую форму компании, члены которой несут неограниченную ответственность по обязательствам (например, полное товарищество).

Все акционерные общества обязаны вести книги, в которых фиксируются совершаемые сделки, составлять годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Открытое АО должно ежегодно публиковать в средствах массовой информации:

— годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков;

— проспект эмиссии акций общества (в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации);

— информацию о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Законом об акционерных обществах;

— списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций;

— иные сведения, определяемые Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.

Эти правила действуют и в отношении закрытых АО в случае публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг.

Отчетность акционерных обществ облегчает контроль за их деятельностью со стороны государства. Однако вмешательство государства в сферу отчетности должно осуществляться в определенных рамках.

Финансовая отчетность важна не только для государства, она может служить источником информации для различного рода организаций и отдельных лиц. Например, банки могут пожелать исследовать отчеты корпорации для принятия решения о кредитовании. Информация важна и для потенциальных акционеров, которые решают для себя вопрос о покупке акций общества.

Потребители финансовой отчетности существуют и внутри корпорации. Это акционеры, персонал корпорации, ее органы управления, а также профсоюзная организация. Вот почему отчетность ведется всеми корпорациями, а не только теми, кто обязан ее публиковать.

В нашей стране учет осуществляется главным образом в форме бухгалтерского учета и регулируется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Министерством финансов 26 декабря 1994 г. (в редакции от 19 декабря 1995 г.).

Согласно этому нормативному акту, акционерные общества самостоятельны в выборе учетной политики, ее организационных форм и способов бухгалтерской работы, исходя из конкретных условий хозяйствования, но с соблюдением единых методологических принципов, разработанных Министерством финансов России и другими государственными службами в соответствии с действующим законодательством.

Главное здесь – обеспечить полноту, точность и реалистичность финансовой информации, а также возможность:

— контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

— предупреждения негативных явлений в хозяйственной деятельности;

— выявления и мобилизации внутренних резервов.

Работа по составлению финансовых отчетов ведется постоянно. Однако кадровый состав предприятий, естественно, может меняться. Для того, чтобы работа в указанном направлении не прерывалась и велась с использованием предшествующего опыта, в корпоративном акте, посвященном организации отчетности, было бы уместно, прежде всего, сформулировать принципы, общие правила, определяющие процесс составления финансовой отчетности. К ним, в частности, можно было бы отнести:

— периодичность отчетности;

— полноту охвата;

— объективность;

— ясность;

— существенность;

— надежность;

— преемственность;

— двойная запись, т.е. корреспондирование одного счета с другим, отражение в данных аналитического учета первичных документов.

Основные финансовые документы: годовой отчет; бухгалтерский баланс; счет прибылей и убытков.

Ответственность за нарушение правил финансовой отчетности. Общество в лице своего исполнительного органа несет ответственность:

— за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета;

— за своевременность предоставления ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие государственные органы;

— за предоставление достоверных сведений о деятельности общества кредиторам, акционерам, в средства массовой информации.

В качестве санкций к АО как юридическому лицу могут применяться: непризнание учетных данных, их ревизия органами контроля, восстановление надлежащих форм и требований учета и отчетности.

Если АО не представило или отказалось представить финансовую отчетность, могут последовать: приостановка финансовых операций, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии или занижении прибыли, либо их осмотр и фиксация содержания должностным лицом налогового органа. Кроме того, подлежит взысканию вся сумма сокрытой или заниженной прибыли и дополнительно налагается штраф в размере этой же суммы. При повторном нарушении взыскивается штраф в двойном размере.

За отсутствие учета прибыли или неверное его ведение либо за несвоевременную подачу отчетных данных с АО взыскивается 10% от суммы налогов или других обязательных платежей.

На должностных лиц, виновных в нарушениях финансовой отчетности, также налагается юридическая ответственность – в виде штрафов, размер которых зависит от установленной на данный момент минимальной оплаты труда.

Хранение документов. Хранение документов почти полностью урегулировано Законом об акционерных обществах. К числу документов, которые следует хранить, относятся:

  1. устав общества с изменениями и дополнениями;

  2. решение о создании общества;

  3. свидетельство о государственной регистрации общества;

  4. документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;

  5. внутренние документы общества (корпоративные акты);

  6. положение о филиале или представительстве общества;

  7. годовой финансовый отчет;

  8. проспект эмиссии общества;

  9. документы бухгалтерского учета;

  10. документы финансовой отчетности, направляемые в соответствующие органы;

  11. протоколы органов управления обществом;

  12. списки аффилированных лиц;

  13. заключения ревизионной комиссии, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля.

Этот перечень может быть дополнен по решению руководства АО.

В альтернативном порядке законодательством определено и место хранения. Указанные документы могут храниться в месте нахождения исполнительного органа АО (наиболее часто) либо в другом месте, доступном для акционеров, кредиторов общества и иных заинтересованных лиц.



Оглавление
Корпоративное право. Особенная часть
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Финансы корпорации и управление ими
Финансовый менеджер: его правовой статус и функции
Уставный капитал корпорации
Фонды и резервы корпорации
Распределение прибыли в корпорации
Налоговое планирование в корпорациях
Самофинансирование и кредитование корпораций
Финансовая отчетность корпораций
Рынок ценных бумаг и его участники
Понятие и виды ценных бумаг
Облигации
Акции
Выпуск и размещение акций
Регистрация и обращение ценных бумаг
Дивиденды
Общие принципы управления корпорацией
Планирование работы корпорации
Общее собрание
Совет директоров
Правление и генеральный директор
Структурные подразделения корпорации
Задачи и организационная структура управления персоналом
Роль и значение договора
Стадии договорной работы
Нормативная регламентация договорной работы
Все страницы