Введение

В истории практически нет рубежей между эпохами, которые бы определялись точными датами. Формирование нового общества, тем более переход от одной формации к другой является длительным процессом. Поэтому все даты, которые приняты в качестве рубежей различных периодов, в значительной степени являются условными. И переход от средневековья к новому времени не исключение. Нам представляется наиболее логичным описание эпохи нового времени начать с таких явлений глобального характера, как Возрождение и Реформация, потому что именно эти процессы сформировали мировоззрение, психологию человека нового времени, положили начало новым экономическим реалиям, в корне изменили взгляды на взаимоотношения человека и общества, человека и государства, человека и религии, в частности человека и церкви.

Возрождение в центр поставило не догму, не веру, не обязанность человека перед кем-либо или чем-либо, а самого человека. Интерес к нему проявлялся в самых разных формах: от исследования анатомии человеческого тела (даже несмотря на страх церковного осуждения, которое могло привести к смертной казни) до появления и расцвета такого жанра живописи, как портрет. Всё это привело к смене коллективистской психологии индивидуалистической.

Деятели Возрождения открыли в наследии античного мира могучий источник гуманистического мировоззрения, воскресив из небытия его идеалы, которые и дали название всему явлению. Серьёзные изменения произошли и в религиозной сфере. Человек нового времени всё менее соглашался с монополией церкви и священнослужителей на знание истины и на их исключительное право трактовать вопросы веры. Можно сказать, что одним из главных требований Реформации, а именно так назвали процесс, приведший к окончанию всевластия пап и католической церкви над душами западных христиан, было требование права непосредственного, личного контакта с Богом.

Такие глубокие изменения и в идеологии, и в психологии означали, что общество претерпевает коренную ломку основных принципов, на которых оно раньше зижделось. Раз в центре мироздания стоит человек, то его происхождение и сословная принадлежность не имеют принципиального значения. Это дало мощный стимул проявлению способностей индивида, пробудило его активность - в Европе появляется огромное количество предприимчивых и инициативных людей, которые решаются на невероятно смелые предприятия, вроде кругосветных плаваний или покорения с горсткой воинов целых империй. Именно с XVI века Европа и начала обгонять Восток в экономическом и социальном развитии. Этот же индивидуализм послужил базой народившегося и крепнувшего капиталистического уклада. Первые ростки капитализма появились в городах Италии и Фландрии ещё в XIV веке в виде появления мануфактур с разделением труда и наёмными рабочими. К XVI веку это явление получает большее распространение, появляется буржуазия как новый класс, который совершенно не “вписывался” в феодальную общественную структуру. Рамки средневековых сословий оказались тесны для “новых” людей и проповедуемых ими новых идей.



Оглавление
История нового и новейшего времени.
ПРОГРАММА КУРСА
Введение
Ранний период нового времени. Зарождение капиталистического уклада. Опережающие темпы развития Европы сравнительно с остальными частями света. XV - XVII вв.
Развитие и утверждение капиталистического уклада в Европе и Азии. XVIII - XIX вв. XVIII век
Первая половина XIX века
Вторая половина XIX века
Империализм и социализм (эпоха революций). Вторая мировая война. Становление постиндустриального общества в современном мире. XX век. XX век - до начала Второй мировой войны
Вторая мировая война (1939 - 1945гг.)
XX век - после окончания Второй мировой войны и современный этап
Все страницы