Ранний период нового времени. Зарождение капиталистического уклада. Опережающие темпы развития Европы сравнительно с остальными частями света. XV - XVII вв.

Возрождение, Ренессанс (фр.Renaissance) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - конец XV-XVI вв.). Раньше всего и наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии. Тому есть несколько причин. В Италии не существовало единого государства, за исключением юга полуострова, где располагалось созданное нормандскими рыцарями королевство Обеих Сицилий, и средней его части с Папской областью. Основной формой политического существования были относительно небольшие города-государства с республиканской формой правления, где довольно рано феодальная знать слилась с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому на большей части Италии феодализм в его полных и законченных формах так и не сложился. Обстановка соперничества между городами, необходимость изыскивать решения в сложной и тонкой политической игре ставили на первое место не происхождение, а личные способности и богатство. Разбогатевший простолюдин вполне мог войти в состав городского патрициата. Разнообразие политических форм и методов власти - от олигархической республики до тирании, сложность экономической жизни, далёкой от простоты натурального хозяйства классического феодализма, рождали потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Причём образованность должна была в корне отличаться от средневековой схоластической, так как нужны были знания об окружающем реальном мире, в котором споры о догматах веры могли мало чем помочь. На этой базе и появляется гуманистическое направление в образовании и мировоззрении.

Почему именно Италия стала центром Возрождения? Ведь сходные процессы происходили и во Фландрии, и в вольных городах Германии. Дело в том, что и средневековый человек, и люди нового времени свои идеалы правильного, разумного мироустройства склонны были искать в прошлом. В эпоху cредневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжалась и культурная традиция: латынь, изучение римской литературы, разница ощущалась только в религиозной сфере. Но в эпоху Возрождения изменился взгляд на античность, в которой увидели нечто, в корне отличающееся от средневековья, главным образом, отсутствие всеобъемлющей власти церкви, духовную свободу, отношение к человеку как к центру мироздания. Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы, столь созвучные новым тенденциям развития, породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Возрождение проявлялось и вошло в историю как период необыкновенного взлёта искусства, причём оно (искусство) принципиально изменило свою суть. Если раньше произведения искусства служили церковным интересам, являясь деталью собора, освящённым изображением, то есть были культовыми предметами, что нисколько не умаляет, естественно, их художественной ценности, то теперь создаются произведения, служащие исключительно удовлетворению эстетических потребностей. Это прямо связано с концепцией гуманистов о том, что жизнь как таковая должна приносить удовольствие, средневековый монашеский аскетизм отвергался принципиально. Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли такие итальянские писатели и поэты, как Данте Алигьери (1265 - 1321), Франческо Петрарка (1304 - 1374), Джованни Боккаччо (1313 - 1375), все трое родом из Флоренции или её округи - самого богатого и развитого города Италии того времени. Собственно, они, особенно Петрарка, и явились основоположниками и ренессансной литературы, и самого гуманизма.

Возрождение принято делить на Раннее (начало XIV - конец XV вв.) и Высокое (конец XV - первая четверть XVI вв.). К этой эпохе относят величайших художников Италии - Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564) и Рафаэля Санти (1483 - 1520). Такое деление применимо непосредственно к Италии и, хотя наивысшего расцвета Возрождение достигло на Апеннинском полуострове, его феномен распространился и на другие части Европы. Сходные процессы к северу от Альп получили название “Северного Возрождения”, наиболее яркой фигурой которого был Эразм Роттердамский (1466 или 1469 - 1536), его часто называли “королём гуманистов”.

Свою эпоху гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным из них было то, что при всей привлекательности новой идеологии она оставалась идеологией элиты, в народные массы новые идеи, за редким исключением, не проникали. Да и самим гуманистам подчас были присущи весьма пессимистические настроения. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Пожалуй, наиболее показательным в этом смысле было напряжённое ожидание конца света в 1500 году, когда в падении Константинополя, открытии Америки видели явные признаки близкого пришествия Антихриста. Самые светлые идеалы гуманистов оказывались извращёнными, когда стремление к красоте вдруг оборачивалось стяжательством, освобождение от устаревших моральных норм - полнейшей безнравственностью, декларируемый принцип всемогущества человека - всевластием правителей. Но, несмотря на все издержки, узость социальной базы, Ренессанс закладывал основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской суверенной личности.

Реформация (от лат. reformatio - преобразование). Широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви - главной идеологической опоры феодального строя. Основные направления Реформации: бюргерско-буржуазное (Мартин Лютер, Жан Кальвин, У.Цвингли); народное, соединяющее требование упразднения католической церкви с борьбой за уничтожение феодального гнета, за установление равенства (Т.Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских феодалов, стремившихся укрепить свою власть и захватить земельные наделы церкви. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии в 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландская и Английская буржуазные революции. Реформация положила начало протестантизму.

Формально Реформация началась с того, что 31 октября 1517 года монах ордена августинцев и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям дворцовой церкви в саксонском городе Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, направленных против продажи индульгенций. Эта практика, по которой папский престол за деньги заочно отпускал любые грехи и как бы давал пропуск в рай, вызывала наибольшее недовольство и критику со стороны многих искренне верующих людей, но требования реформирования церкви шли гораздо дальше.

Протестантизм имеет свою предысторию: в Англии Джон Виклиф перевёл Библию на английский язык и добивался богослужения на нём (в католической церкви до сих пор весь обряд проходит на латыни). В начале XV века в Чехии огромным влиянием пользовались проповеди священника Яна Гуса, выступавшего со сходными требованиями, а его казнь в 1415 году вызвала так называемые гуситские войны, длившиеся до 1434 года.

Основные требования протестантов сводились к следующим положениям: признание права каждого человека читать и толковать Священное Писание; отрицание какой-то особой благодати, присущей священникам, в силу которой они могут отпускать простым верующим их грехи; ликвидация церковной иерархии и, по сути, духовной власти римского папы; признание права каждого на выбор религии, то есть свободу совести. Оставалось и требование богослужения на родном языке. Проповеди Мартина Лютера, особенно их обличительная, направленная против папского престола часть, нашли в Германии огромное число сторонников, а в Северной Германии - просто массовую поддержку. Особенно важным оказалось то, что Лютера поддержали и князья, увидевшие в протестантизме удобный повод прибрать к рукам церковные богатства и стать неограниченными властителями в собственных землях, не обязанными ни с кем делиться доходами. У простого народа требование свободы совести и освобождения от духовной власти папы напрямую ассоциировалось со свободой вообще, в том числе и освобождением от власти феодалов.

Начало Реформации в Германии сопровождалось такими событиями, как крестьянская война в 1524 - 1525 гг. и рыцарское восстание, прошедшее несколько ранее - в 1522 - 1523 гг. Объективно оба восстания были направлены против церкви и князей, всем было бы выгодно создание сильного централизованного государства. Но крестьяне также добивались и освобождения от феодальных повинностей, увеличение которых и явилось одной из причин восстания. Как крестьяне не поддержали рыцарей, так и рыцари за редким исключением остались в стороне от их движения. В своих религиозных требованиях крестьяне пошли дальше Лютера, и в момент восстания лидер протестантизма однозначно поддержал феодалов, призывая к жестоким расправам с крестьянами. Города, как и рыцари, остались в стороне от борьбы, вследствие чего восстание оказалось потопленным в крови. Но на этом все не закончилось, борьба продолжилась между сторонниками Лютера и папы, завершившись в 1555 г. Аугсбургским религиозным миром, по которому был утверждён принцип “чья власть, того и вера”. В результате всех этих событий выиграли князья, окончательно похоронившие идею единого государства в Германии, поскольку все сколько-нибудь серьёзные сторонники объединения были разгромлены.

Лютеранство было не единственной разновидностью протестантизма, огромную роль в этом движении сыграл Жан Кальвин (1509 - 1564), резиденцей которого была Женева. Кальвинизм, пожалуй, стал наиболее ригористичным и жёстким из всех религиозных течений. Основным содержанием его было учение о предопределении и оправдание накопительства и земного богатства. Это было совершенно новым, поскольку средневековая церковь отрицательно относилась к богатству и накопительству, осуждала ростовщичество, а Кальвин заявил, что успех на этом поприще свидетельствует о богоугодности самого дела. Новое учение как нельзя лучше отвечало психологии и настроениям нарождавшейся буржуазии. Не случайно именно кальвинизм стал идеологическим знаменем первых буржуазных революций: нидерландской и английской.

Своеобразием отличалась Реформация в Англии: здесь её главным инициатором стал король Генрих VIII, в действиях которого по реформе церкви в 1536 - 1539 гг. вообще невозможно усмотреть какой-либо идейности и убеждённости. Англиканская церковь заняла как бы промежуточное место между католичеством и протестантизмом: выйдя из под власти папы, она сохранила и организацию, подчиняющуюся королю, и многое из католического обряда. Были ликвидированы монастыри, и служба стала вестись на английском языке, догматических расхождений с католицизмом у англикан не наблюдалось. Последователей кальвинизма в Англии, выступавших за углубление Реформации, стали называть пуритане.

Папский престол не собирался мириться с победами протестантизма, попытки противодействовать ему получили название Контрреформации. В 1559 г. вышел в свет первый “Индекс запрещённых книг”, чтение которых грозило католику отречением от церкви. Важнейшим событием стало основание бывшим рыцарем, испанцем Игнатием Лойолой в 1540 г. монашеского ордена “Воинство Иисуса Христа”, который стал главным орудием борьбы с Реформацией. Мощным оружием борьбы с еретиками, каковыми католической церквью воспринимались протестанты, стала “Святая инквизиция”. Сама по себе эта организация существовала ещё с XIII века, теперь был учреждён верховный инквизиционный трибунал в Риме. Любой мог быть привлечён к суду инквизиции. Наиболее известные процессы - Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея. Наибольшей властью инквизиция пользовалась в Испании, где фанатичный католик король Филипп II оказывал ей всемерную поддержку. Иной раз в Мадриде и других крупных городах на аутодафе - так назывались публичные казни еретиков - одновременно сжигались сотни осуждённых.

Движение Реформации породило весьма напряжённую обстановку и во Франции. Вся история XVI века прошла под знаком религиозных войн, в которых с переменным успехом соперничали католики и гугеноты, как во Франции называли протестантов. Кульминацией этих войн явились события Варфоломеевской ночи в Париже и во многих других городах королевства в 1572 году. По приказу католического правительства в течение двух недель были перебиты многие тысячи гугенотов. В результате борьбы династия Валуа уступила власть Бурбонам, первый представитель которой Генрих IV ( 1589 - 1610), поменяв протестантство на католичество (“Париж стоит мессы!”), в итоге пал жертвой покушения религиозного фанатика.

Надо отметить, что огромную роль в Реформации сыграло изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (1399 - 1468), сделавшее книгу доступной простым людям, городским жителям, а не только богачам или церковнослужителям. С распространением книгопечатания церковь окончательно утратила монополию на грамотность и знание. Кроме того, книгопечатание сделало распространение антикатолических памфлетов явлением массовым, обратив их в мощное идеологическое оружие в борьбе с папой.

В результате Реформации и Контрреформации Западная Европа утратила религиозное единство. Все конфликты XVI века неизбежно получали религиозную окраску и поэтому до крайности обострялись. Споры о смысле веры перестали быть уделом богословов, они становились причиной раскола народов и государств, семейных и дружеских союзов. Религия перестала быть традицией, доставшейся в наследство от предков, а становилась делом личного выбора. Это в корне меняло психологию людей, ведь свобода выбора - одно из существеннейших достижений человека нового времени, без которой не имело бы смысла говорить и о капитализме в том числе.

Великие географические открытия. Ещё в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания. К ним относятся появление кормового руля, сменившего рулевые вёсла, и внедрение косого латинского паруса. Это резко увеличило возможности кораблей при лавировании, позволяло им идти при боковом и встречном ветрах, закладывая крутые галсы. Мореплаватели теперь меньше зависели от капризов погоды. Появляются навигационные приборы, важнейшим из которых был компас, изобретённый в Китае и завезенный арабами в Европу. Кроме того, начинают применять квадрант, секстант и лаг. Всё это позволяет морякам с большой точностью определять положение корабля в открытом море. Именно невозможность определиться привязывала мореходов к берегам, теперь эта причина отпала.

Изобретения такого рода как бы материально подготовили возможность дальних плаваний, но не явились их причиной. Традиционно торговля с Востоком, которая со времён Крестовых походов играла всё большую роль в жизни Европы, велась через порты Средиземного моря, что определяло большое политическое и экономическое значение городов Италии: Венеции, Генуи, Пизы. Завоевания турок-османов, которые захватили Балканы, весь Ближний Восток и Северную Африку, отсекли Европу от традиционных рынков. Начался поиск новых торговых путей на Восток. Исследовались два направления: вокруг Африканского материка, который прокладывали португальцы, и западный путь, где главную роль играла Испания.

Участие и прямая заинтересованность государства могли обеспечить организацию дальних экспедиций, поскольку частным лицам подобное мероприятие было не под силу. Путь в Индийский океан вокруг Африки открыл португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш в 1487 - 1488 гг., после чего в 1497 - 1499 гг. другой португалец, Васко да Гама, добрался уже до самой Индии. Прямая торговля восточными товарами, в основном пряностями, приносила португальским торговцам огромные прибыли, которыми они не собирались ни с кем делиться. Представление о шарообразности Земли породило идею о возможности добраться до Индии западным путём. Считалось, что этот путь должен быть короче, чем путь вокруг Африки. Первым попробовал это сделать генуэзец на испанской службе Христофор Колумб, три каравеллы которого - “Санта Мария”, “Пинта” и “Нинья” - в ночь с 11 на 12 октября 1492 года достигли суши после сорокадневного плавания. Открытая земля оказалась одним из островов Антильского архипелага. Эта дата считается днём открытия Америки, хотя сам Колумб до конца жизни считал, что он добрался до Индии. В 1519 - 1522 гг. Фернан Магеллан совершает первое в мире кругосветное плавание, обогнув Южноамериканский материк и пройдя Тихим океаном в Азию. Все вновь открытые земли объявлялись владениями испанской или португальской короны согласно заключенному в 1494 г. между Испанией и Португалией Тордесильясскому договору о разделе сфер колониальных захватов в Западном полушарии.

В 1519 году Испания начинает завоевание Мексики, где находилось богатое государство ацтеков. Отряды конкистадоров, как называли испанцев, вторгшихся в Новый Свет, состояли из бедных идальго, которым после освобождения Испании от власти мавров некуда было приложить свою энергию, и их могла увлечь любая авантюра, тем более если в перспективе вырисовывалась возможность обогатиться. В течение нескольких десятилетий испанцы создают в Америке настоящую колониальную империю, покорив государство ацтеков, города народа майя, империю инков, расположенную на территории современных Перу и Боливии. Португальцы захватили земли в Бразилии, в Африке ими были завоеваны колонии в Анголе и Мозамбике. Несколько позднее к колониальным захватам приступают Голландия и Англия, причём огромную роль в борьбе в испанцами в Новом Свете сыграли пираты, многие из которых пользовались даже не слишком завуалированной поддержкой правительств. Наиболее показательна в этом отношении карьера Фрэнсиса Дрейка, первым после Магеллана совершившим кругосветное плавание в 1577 - 1580 гг., целью которого было ограбление испанских владений на тихоокеанском побережье Америки. В организации и снаряжении экспедиции приняла участие сама английская королева Елизавета I. Освоение новых владений требовало большого числа рабочих рук, т.к. сами идальго работать не умели и не хотели, а местные жители-индейцы ожесточённо сопротивлялись всем попыткам подчинить их. Поэтому уже с начала XVI века начинается ввоз чернокожих рабов из Африки в испанские и португальские владения в Америке. Работорговля процветала несколько столетий, вплоть до середины XIX века.

Одним из величайших последствий Великих географических открытий было изменение представлений о мире и людях, его населяющих. Оказалось, что европейская цивилизация и её ценности далеко не единственные, что существует много других народов, каждый из которых внёс свой вклад в культуру человечества в целом.

С эпохи Великих географических открытий начинает складываться система мировой торговли. Одним из следствий переноса главных торговых путей из Средиземного моря в океан явился упадок торговых городов Италии, особенно Венеции и Генуи. Из самой экономически развитой страны Европы Италия постепенно превращается в отсталую и политически малозначащую. Отрицательно на судьбе Италии сказалось и сохранение политической раздробленности.

Центр мировой торговли переместился на Атлантическое побережье Пиренейского полуострова, а затем в Нидерланды, куда направлялись потоки колониальных товаров. Для обслуживания возросшей мировой торговли и крупных оптовых сделок в Антверпене, Амстердаме и Лондоне были открыты фондовые биржи.

Капитализм как общественно-экономическая формация. Все вышеописанные события происходили на фоне становления и развития нового экономического строя, который обычно именуют капитализмом. Зародился он в средневековом городе, в ремесленной и купеческой среде. Главным отличием капитализма от феодализма явилось преобладание экономических методов принуждения над неэкономическими. Феодал, имевший земельную собственность, владел ею по праву принадлежности к своему сословию. В процессе производства феодал практически никак не участвовал, получая доход в виде ренты, которую ему обязаны были выплачивать крестьяне. Богатство и знатность происхождения были неразрывно связаны друг с другом. Капиталист же своим богатством обязан исключительно собственной предприимчивости и инициативе, рабочий на него трудится не в силу сословных привилегий, а по обоюдному согласию, получая деньги за свой труд. Отношения между работодателем и рабочим при капитализме можно охарактеризовать как чисто экономические. Для развития капиталистичекого уклада необходимы два условия: наличие свободных капиталов и рынка рабочей силы. Капиталы притекают в Европу из колониальных владений, свободные руки появляются в большом количестве после личного освобождения крестьян.

Своеобразием отличался процесс становления капитализма в Англии, где выгодным оказалось разведение овец для получения шерсти. Наиболее успешно внедрялись капиталистические методы в текстильной промышленности, ей требовалось сырьё во всё возраставших количествах. Многие английские землевладельцы начинают превращать пашню в пастбища, сгоняя крестьян с земли. В результате Англия наполняется десятками и сотнями тысяч бродяг, против которых принимаются жестокие законы и которые являются резервной трудовой армией для капиталистической промышленности.

Большие изменения происходят в организации промышленного производства. На смену ремесленной мастерской приходит мануфактура, главным признаком которой является разделение труда. Средневековый ремесленник все операции производил сам от начала и до конца, на мануфактуре производственный цикл подразделялся на ряд последовательных операций, закреплённых за отдельными работниками. В результате производительность труда возросла в десятки раз, увеличился объём промышленной продукции. Если ремесленник достаточно часто работал на заказ, то мануфактура изначально была ориентирована на рынок. Мощным стимулом развития промышленности были постоянно возраставшие потребности государства, связанные с необходимостью снаряжения постоянных армий. При производстве огнестрельного и холодного оружия, отливке артиллерийских орудий внедрялись наиболее прогрессивные технологии и методы организации труда.

поставившей Англию в центр мировых торговых путей, переориентации поместий с зернового производства на разведение овец, а также организации мануфактур. Конфликт обострился из-за личных качеств английского монарха, который не желал считаться с изменениями, произошедшими в стране. Помимо этого, Карл был убеждённым сторонником абсолютной королевской власти.

В 1628 году Карл распустил парламент, подвергнув репрессиям некоторых его членов. Но собранный в начале 1640 года новый парламент, который вошел в историю под названием Долгий парламент, отказался разойтись по приказу короля, и противостояние перешло в следующую стадию. В 1642 году начинается гражданская война, в которой перевес сначала был на стороне короля и кавалеров - так называли сторонников Карла. Реформа армии парламента, проведённая Томасом Ферфаксом и Оливером Кромвелем, позволила одержать ряд побед над королевскими войсками, в итоге и сам король попал в плен. Суд, состоявшийся над ним, закончился смертным приговором, который был приведён в исполнение 30 января 1649 года. Впервые в мировой истории подданные судили своего короля за государственную измену и приговорили его к смертной казни. Тем самым был провозглашён верховный суверенитет нации и преобладание государственных интересов над суверенитетом монарха, который обязан им подчинять свою волю и желания. Короли гибли и раньше, но происходило это либо в результате тайных заговоров, либо, как это случилось с Марией Стюарт, в результате споров с другим венценосцем - Елизаветой I. До английской революции и в голову никому не могло прийти, что подданные могут осмелиться судить собственного монарха, власть которого, по средневековым понятиям, дана от Бога.

После казни короля в Англии установилась парламентская республика, но просуществовала она до 1653 года, когда власть перешла в руки Кромвеля (1653 - 1658), получившего титул лорда-протектора, или хранителя. Протекторатом Кромвеля завершился период демократического этапа в развитии Английской революции, высшим пиком которого был суд над королём и его казнь. Но наиболее радикальные круги армии желали продолжения революции. Дело в том, что результаты революции, которые дали свободу вероисповедания пуританам, свободу предпринимательства купцам, освободили новое дворянство от податей в королевскую казну, удовлетворили лишь самые богатые круги английского общества. Основной массе населения революция ничего не дала: в деревне сохранились феодальные повинности крестьян, они продолжали платить церковную десятину. Земельная собственность, конфискованная после победы революции у сторонников короля, поступила в продажу слишком большими наделами, которые в состоянии были приобрести только зажиточные люди. Всё это вызывало недовольство среди солдат и многих младших офицеров - выходцев из народа. Кромвелю пришлось подавлять недовольство в армии, наиболее последовательным сторонником углубления революции в которой был капитан Джон Лильберн, лидер движения “левеллеров” - уравнителей. Увольнение из армии наиболее решительных деятелей оппозиции не означало прекращения недовольства. И Кромвель во главе армии, составленной из полков, где влияние левеллеров было наиболее заметным, в 1649 - 1652 гг. предпринял завоевание Ирландии, причём все солдаты и офицеры получили большие поместья на захваченных землях. Революционные настроения были, таким образом, подавлены. В 1652 году Кромвель осуществляет и завоевание Шотландии, с независимостью которой было покончено на этот раз навсегда. Цели и задачи английской революции характеризует внешняя политика во время протектората Кромвеля. Англия в это время ведёт две победоносные войны: с Голландией - основным торговым конкурентом на мировом рынке, и с Испанией - основным противником в заморских колониях.

Цели и задачи английской революции характеризует внешняя политика во время протектората Кромвеля. Англия в это время ведет две победоносные войны: с Голландией - основным торговым конкурентом на мировом рынке, и с Испанией - основным противником в заморских колониях.

После смерти Кромвеля в Англии происходит реставрация монархии, и на престол восходит сын казнённого короля Карл II, давший клятву не покушаться на основные завоевания революции и не преследовать её деятелей. Но вскоре он начал нарушать свои обязательства, стремясь к восстановлению абсолютной королевской власти. Его сын, Яков II, пошёл ещё дальше, решив реставрировать католическую церковь, что породило огромное недовольство в обществе. И в результате в 1688 году произошла так называемая “Славная революция”, в ходе которой практически без сопротивления власть перешла к Вильгельму Оранскому. Корону он получил на условиях, продиктованных парламентом, и в стране установилась парламентская монархия, где правительство ответственно не перед королём, а перед парламентом. По сути, именно тогда были заложены основы современного английского политического устройства.

Английская революция оказала огромное влияние на ход мирового и европейского развития, в стране начало складываться представление о верховенстве закона над всем остальным, в том числе и над властью королей, позднее это назовут правовым государством. Провозглашенные Английской революцией новые принципы и идеи, новый экономический порядок легли в основу новой индустриальной цивилизации. Кроме того, быстрое развитие капиталистического уклада в сельском хозяйстве и промышленности превратило в скором времени Англию в ведущую в экономическом отношении страну мира, а английские товары и английская торговля стали могучими инструментами английской внешней политики.

Важную роль в европейской истории начала XVII века сыграла Тридцатилетняя война (1618 - 1648 гг.), проходившая на территории Германии и Чехии. Формально причиной войны были религиозные противоречия: столкнулись два объединения германских княжеств - Протестантская уния и Католическая лига. В конфликт втянулся и ряд европейских государств: Испания на стороне католиков, Англия, Дания и Швеция на стороне протестантов. Но религиозная сторона дела уже явно уступает территориально-политической, когда некоторые протестантские князья оказываются в союзе с католическим императором, а Франция, во главе политики которой стоял кардинал римско-католической церкви Ришелье, поддерживает протестантов Северной Германии. Эти тенденции свидетельствовали о том, что принцип национальных интересов начинает брать верх над принципом конфессиональным. Война закончилась практически ничем, подтвердив принцип Аугсбургского мира ( “чья власть, того и вера”), но Германии тридцатилетние боевые действия обошлись потерей трети населения, на долгое время была похоронена идея о политическом объединении страны.

В отношении развития тактики и стратегии война представляет заметный этап в истории военного искусства. Главная роль в ведении боевых действий окончательно перешла к наёмным армиям и их полководцам, некоторые из них чувствовали себя полными хозяевами на театре военных действий. Они также взимали контрибуции, не делая особой разницы между населением противника и своим собственным. Главной страдающей стороной в любом конфликте становится мирное население, наибольшие беды которому приносили даже не сами боевые действия, а постои войск, как своих, так и чужих. Воюющие армии представляли собой интернациональную смесь авантюристов со всей Европы, которые не чувствовали и не могли чувствовать никакой связи с населением той страны, за которую в данный момент воевали. Гораздо больше они были привязаны к своему полководцу, искусство которого в немалой степени определялось не только военными талантами, но и умением вовремя изыскивать средства для своевременной выплаты жалованья. Утверждается принцип, что война должна сама себя кормить. Что касается самого военного искусства, то в ходе войны применяется так называемая линейная тактика, главным смыслом которой было стремление ввести в дело как можно больше стволов одновременно. Для достижения этой цели пехота разворачивается в длинные непрерывные линии, прикрытые с флангов кавалерией. В ходе войны окончательно устанавливается полковая организация войск, появившаяся ещё во время французских религиозных войн но сейчас в полной мере можно говорить о таком понятии, как постоянные штаты, которыми и руководствовались полководцы при организации армий. Выдающуюся роль во всех этих нововведениях сыграл шведский король и талантливый полководец Густав II Адольф (1594 - 1632); во время его царствования шведская армия становится одной из сильнейших в Европе, а Швеция выдвигается в число первоклассных держав, превратив Балтийское море, по сути, в “шведское озеро”.

XVII век для других европейских государств характеризуется проявлением разных тенденций, в первую очередь можно отметить изменение в политическом весе и влиянии на европейские дела ведущих государств. Прежде всего это касается Испании. Если в XVI веке она была сильнейшим государством, вмешивалась во внутренние дела Франции, Германии, Италии, могла не пускать в свои американские владения купцов других стран, то теперь положение в корне изменилось. После поражения в борьбе с Голландией, разгрома Непобедимой армады в 1588 году, направленной для наказания Англии, утверждения династии Бурбонов во Франции, значение Испании и её престиж резко падают. Последним масштабным вмешательством Испании в дела Западной Европы было, пожалуй, участие испанских войск в Тридцатилетней войне. Постепенно страна из субъекта мировой политики превращается в её объект. Всё больше Испания думает об обороне, о том, как бы сохранить свои многочисленные заморские владения. Очевидно, это связано с экономическим ослаблением Испании, когда приток большого количества драгоценных металлов из американских владений короны породил тенденцию не развивать собственную промышленность. Вместо упорного и каждодневного труда у себя дома для многих активных и предприимчивых людей слишком велик был соблазн быстро обогатиться в Новом Свете. В итоге Испания практически все свои богатства отдавала за необходимые ей товары, произведённые в других странах, в той же Голландии, например. Необходимо помнить, что основой богатства голландской и английской буржуазии явилось не ограбление колоний, этот момент наступил позднее, а собственное производство. К тому же нельзя не учитывать, что Испания была страной-оплотом католицизма, где полностью сохранял своё влияние суд инквизиции, а католическая религия отнюдь не поощряет стяжательства, и ростовщичества в частности. Если учесть, что первые крупные представители буржуазии в Европе вышли из кальвинистской или вообще протестантской среды, где действовали совершенно иные ценностные установки, то ослабление Испании в конкуренции со своими соперниками становится более понятным.

После успокоения религиозных волнений во Франции наступил период укрепления центральной власти. Именно эта страна даёт пример классического королевского абсолютизма. После смерти Генриха IV Бурбона на престол вступил его малолетний и, как оказалось, слабохарактерный сын Людовик XIII, при котором вся фактическая власть принадлежала кардиналу Ришелье. За время правления этого человека как раз и сложилась эта форма правления, суть которой в том, что королевская власть в обстановке нарастающего кризиса феодализма получает относительную свободу и независимость в проведении как внутренней, так и внешней политики. Дело в том, что класс феодалов, особенно титулованная знать, потерявшая много сил в предыдущий период борьбы с королевской властью и религиозных войн, потеснённая со своих экономических позиций, уже не в состоянии оказывать действенное сопротивление королю и нуждается в его власти, поскольку для многих, даже очень знатных, феодалов государственная служба, нахождение при дворе становятся основными источниками доходов. Это не значит, что прекращаются заговоры и попытки сменить царствующую особу; эпоха Ришелье наполнена этими событиями, и очень многие представители французского дворянства заканчивают жизнь на плахе. Но не подвергается сомнению сам принцип центральной власти, речь идёт лишь о личности монарха. С другой стороны, нарождающийся класс буржуазии ещё не достиг такой силы, чтобы выступать на самостоятельных политических ролях. Буржуазия так же, как и дворянство, нуждается в королевской власти, которая является во многом единственным гарантом от феодального произвола. Не следует забывать, что к этому времени оформились такие институты, как налоговая служба, постоянная армия, бюрократический чиновничий аппарат - прямая и непосредственная поддержка королевского трона. Как раз в этот период относительного равновесия между старыми и новыми тенденциями общественно-экономического развития и возникает абсолютизм, который во Франции существовал вплоть до Великой Французской буржуазной революции.

Окончательное оформление абсолютизма и его расцвет связаны с личностями таких королей, как Людовик XIV и Людовик XV. Первому из них принадлежит (по крайней мере, традиция приписывает) высказывание “Государство - это я!”, а второму - “После нас - хоть потоп!”, с наибольшей, пожалуй, силой выразившие ощущение полной свободы королевской власти, её независимости от каких-либо обстоятельств, безнаказанности и безответственности. Давалась такая свобода, конечно, недаром. Ужасающее положение крестьян, полный произвол чиновничества на местах, разворовывание казны фаворитами, провалы во внешней политике - вот цена абсолютной власти. Но проявилось это в полном объёме уже позднее, во время царствования Людовика XVI.

В XVII же веке абсолютизм сыграл свою положительную роль в ликвидации остатков феодальной раздробленности, укреплении центральной власти, сложении французской нации. Именно в эпоху абсолютизма Франция становится одним из сильнейших государств Европы.

Своеобразием отличалось историческое развитие стран Центральной и Юго-восточной Европы, где одним из основных элементов политики явились попытки противодействия османской экспансии. После подчинения Балканского полуострова турецкое государство предпринимает энергичные попытки продвинуть свои владения далее на север, где его основным противником было Венгерское королевство. Занимая большую территорию, это государство, однако, не отличалось внутренним единством, распри между крупными магнатами сильно его ослабляли. В результате в 20-е гг. XVI в. Венгерское королевство утратило политическую независимость, большая его часть попала под власть османов.

В это же время началось выдвижение австрийских эрцгерцогов из династии Габсбургов, которые сумели превратить доставшийся им трон Священной Римской империи в орудие создания своей собственной империи. Возникшее новое государство Австрия, в отличие от Франции, Англии или Испании, никогда не имело единой этнической основы, а представляло собой конгломерат самых разнообразных владений и территорий. В него входили немецкие, чешские, трансильванские, венгерские, южнославянские земли. На первых порах их не могло ничего объединять, кроме личной унии. Правда, известную роль в оформлении этого государства сыграла его политика постоянного противодействия Османской империи, которое продолжалось вплоть до конца XVIII века. В этой борьбе до начала XVII в. заметный перевес был на стороне турок, но постепенно положение меняется, Австрия усиливает давление в южном направлении. В целом можно считать, что наступательный период этих войн со стороны турок заканчивается 1606 годом, с заключением мира между Габсбургами и Османской империей, по которому впервые османы пошли на уступки, а австрийский эрцгерцог стал именоваться ими императором. Последний крупный поход турок в 1683 году, в ходе которого им даже удалось осадить столицу Габсбургов - Вену, можно считать нехарактерным эпизодом.

Необходимо отметить, что на борьбу с турками негативное влияние оказывала позиция Польши и Великого Княжества Литовского, а после их унии в 1569 году - Речи Посполитой. Занятые борьбой с усиливавшимся Московским государством, короли зачастую не стремились поддерживать антиосманскую борьбу и борьбу с вассалами Порты, в частности Крымским ханством, видя в них угрозу своему восточному противнику. Тем не менее честь разгрома турок под Веной в 1683 году принадлежит польскому королю Яну Собесскому.

Стремясь объединить свои земли и организовать сопротивление туркам, Габсбурги использовали императорский трон Священной Римской империи для укрепления власти в собственных землях, а не для объединения Германии. Сложилась достаточно парадоксальная ситуация, при которой императоры стали одним из главных препятствий на пути к действительному объединению страны. Немалую роль в этом играли и религиозные различия: Габсбурги австрийские так же, как и испанские, были главным оплотом католицизма и Контрреформации в Европе, а значительная часть имперских князей, особенно на севере Германии, придерживалась лютеранства.

Основные страны Востока в XV-XVII вв. На Востоке к концу XV в. сложилось несколько регионов с развитой цивилизацией. На Ближнем и Среднем Востоке - Османская империя; на юге, юго-востоке, Дальнем Востоке - Индия, Китай, Япония и др. На этапе позднего феодализма эти страны обладали определенным потенциалом для капиталистической эволюции. Уровень развития производительных сил в них не уступал европейскому, но развитие буржуазных отношений на Востоке имело свою специфику.

Одним из крупнейших государств на Востоке была Османская империя, достигшая своего могущества в XVI в. при султане Сулеймане I, прозванном Великим турком. Владения империи раскинулись в Азии, Африке, Европе.

Во второй половине XVI в. в Османской империи усилился процесс формирования частной собственности. Создаются крупные поместья. Усиливается экономическое могущество мусульманского духовенства. Растет торговый и ростовщический капитал. Идет процесс постепенного разрушения военно-феодальной системы.

Главным фактором, сдерживающим развитие новых тенденций, была деспотическая власть, не ограниченная законом. В условиях длительных завоеваний был необходим разветвленный бюрократический аппарат (для сбора налогов, дани, пошлин и т.д.). Консолидация господствующих слоев на базе бюрократического аппарата позволяла поддерживать высокий уровень эксплуатации непосредственных производителей, что затрудняло их вовлечение в новые экономические отношения. Другим фактором, сдерживающим капиталистическое развитие на мусульманском Востоке, было отсутствие этнического и культурного единства, необходимого для формирования национальной государственности и рынка.

Социально-экономическое развитие Китая в эпоху Мин (1368-1644 гг.), начавшуюся после освобождения от монгольского ига, способствовало формированию необходимых предпосылок для капиталистической эволюции. Многие технические открытия были сделаны в Китае раньше чем в Европе. Значительное распространение в Китае получили частновладельческие отношения (существовало право наследования земельной собственности бюрократией и помещиками, крестьянская наследственная аренда).

В начале XVII в. в Китае особенно усилился процесс концентрации земель в руках крупных землевладельцев. Широкое распространение получили частные мануфактуры. В земледелии, ремесленном производстве применялся наемный труд. В то же время гипертрофированное развитие государства, его вмешательство в экономику стали препятствием на пути становления новой системы отношений. Ограничивающее воздействие на развитие капитализма оказывала и идеология конфуцианства с ее ориентацией на чинопочитание, соблюдение традиций. В такой культурно-психологической атмосфере трудно было достичь повышения социального статуса приобретением богатства в результате частнопредпринимательской деятельности.

Острые социальные конфликты, происходившие в XV-XVI вв. в Японии, свидетельствовали о том, что и в этой стране шла борьба за развитие новых феодальных отношений. Самые крупные восстания в этот период происходили под знаменем икко, деятельность которой представляла собой японский вариант религиозной реформации. Социальной опорой секты икко были широкие слои укреплявшегося среднего крестьянства, боровшегося за узаконивание своих прав на землю, а также часть мелких и средних феодалов и духовенства.

Наметившаяся в первой половине XVI в. тенденция к объединению страны вылились в мощное объединительное движение, завершившееся в начале XVII в. с приходом к власти династии сёгунов Токутава, правившей в Японии до 1867 г. Однако процесс объединения страны сопровождался укреплением и частичным обновлением феодальных порядков. Крестьянские волнения были жестоко подавлены. Развитие торгово-ростовщического капитала ограничивается. В 30-х гг. XVII в. японское правительство проводило политику самоизоляции Японии от внешнего мира. Иностранным судам (за исключением голландских и китайских) было запрещено заходить в японские порты. Но несмотря на предпринятые меры, феодализм расшатывался, и буржуазные отношения постепенно развивались.

Таким образом, на Востоке процесс развития новых общественных отношений был более замедленным, чем в Европе. Социально-политическая структура и духовно-психологическая атмосфера в восточных странах блокировала импульсы развития экономики нового типа. Тем не менее и здесь развивался потенциал буржуазных отношений.



Оглавление
История нового и новейшего времени.
ПРОГРАММА КУРСА
Введение
Ранний период нового времени. Зарождение капиталистического уклада. Опережающие темпы развития Европы сравнительно с остальными частями света. XV - XVII вв.
Развитие и утверждение капиталистического уклада в Европе и Азии. XVIII - XIX вв. XVIII век
Первая половина XIX века
Вторая половина XIX века
Империализм и социализм (эпоха революций). Вторая мировая война. Становление постиндустриального общества в современном мире. XX век. XX век - до начала Второй мировой войны
Вторая мировая война (1939 - 1945гг.)
XX век - после окончания Второй мировой войны и современный этап
Все страницы