Развитое средневековье. Завершение процесса образования основных европейских государств. Формирование средневекового города и городских сословий (X - XIII вв.)

Период X - XIII веков обычно характеризуют как время развитого средневековья. Именно тогда окончательно сложился новый общественный и политический уклад, отдельные черты которого стали проявляться ещё в период Римской империи. Характерным для этого времени было образование основных европейских государств, большинство из которых существует и сегодня. Во всех этих странах господствовал феодализм, сложились сословные структуры, главным признаком которых является принадлежность каждого члена общества к определённому сословию. Каждое сословие должно было заниматься своим делом и в этом средневековый человек усматривал и гармонию, и смысл жизни. Феодал-рыцарь сражался и защищал страну и свои владения. Служители церкви молились за всех, представляя мирян перед Богом. Крестьяне трудились и обеспечивали существование как своё, так и двух других сословий. Несколько выбивались из этой стройной и законченной картины мироустройства города с их торговлей, ремёслами и стремлением избавиться от опёки феодалов. Именно в городах возникли ростки будущего капиталистического строя, который сменил феодализм в Западной Европе. Сословие феодалов достигает своего расцвета. Европу покрывают замки рыцарей, в которых они чувствуют себя полными хозяевами, как и в своих владениях.

В политическом плане государства характеризуются феодальной раздробленностью, основа которой таится в экономических причинах. Хозяйство феодальных государств носит натуральный характер, когда отдельные районы страны, в принципе, могут жить совершенно самостоятельно, не нуждаясь в связях друг с другом. Это не значит, что в то время исчезает торговля, она никогда не прекращалась, но характер её в корне отличается: в основном торгуют экзотическими товарами, крайне дефицитными, например, солью, а также предметами роскоши. Потребляет всё это господствующий класс, а подавляющее большинство населения, то есть крестьянство, с рынком практически не связано. Отсутствие экономических связей привело к ослаблению связей политических. Запутанность династических и наследственных отношений нередко приводила к тому, что феодал мог, имея несколько владений, оказаться вассалом двух сюзеренов, что давало некоторую свободу действий в случае войны между ними. В этот период условно пожалованные феодалам земли стали рассматриваться ими как полная и безраздельная собственность, которая не связывала их никакими обязательствами вроде военной службы. В таких владениях графы, бароны, маркизы и другие представители феодальной знати чувствовали себя полновластными и абсолютно суверенными властелинами. Сил у королевской власти изменить положение вещей и ограничить вольности феодалов не было. Король рассматривался ими как “первый среди равных”. Одним из священнейших прав феодал считал право войны, которую он мог вести против кого угодно и когда угодно. Поэтому период феодальной раздробленности характеризуется непрерывной войной всех против всех. Нередки были случаи, когда вассалы вели войну против собственного короля. Страны Европы в это время представляли собой, по сути дела, конгломерат из нескольких десятков, а то и сотен совершенно независимых государств.

Но в этот же период проявляются и несколько иные тенденции. Дезурбанизация Европы, имевшая место в период раннего средневековья, заканчивается и начинается достаточно интенсивное развитие старых городов, сохранившихся ещё с античных времен, а также появление новых городов. Они в корне отличались от городов античной эпохи, где не существовало противопоставления города и деревни. Большая часть горожан античности никогда не порывала с сельским хозяйством, обеспечивая себя необходимыми продуктами питания. Конечно, речь не идёт о таких гигантах, как Рим, Антиохия, Александрия или Константинополь, но в них, несмотря на многочисленность населения, проживала меньшая часть всего городского населения империи. Поэтому город средневековья, нуждавшийся в обеспечении продуктами питания, привозимыми из ближайшей сельской округи и специализировавшийся почти исключительно на городских видах промыслов - ремесле и торговле, представляет совершенно иное явление.

В городах зарождается новое сословие - горожан, или бюргеров, буржуа. Они объединены в ремесленные цехи или купеческие гильдии. Города, со временем сосредоточившие у себя значительные средства, стремятся освободиться от власти феодалов. Особенно интенсивно этот процесс проходит в XII - XIII веках, когда появляются свободные городские общины. Обнесённые крепкими стенами, имевшие средства для вооружения собственных горожан или найма солдат и даже рыцарей, города успешно отстаивали обретённую свободу от посягательств соседних феодалов. Нуждаясь в притоке дополнительной рабочей силы, предоставить которую могла только деревня, города явочным порядком устанавливают и защищают правило, по которому крепостной крестьянин, проживший год в городе, становился свободным.

Эти тенденции несколько оживили экономические связи между различными регионами, постепенно и крестьянские хозяйства, особенно в деревнях, близко расположенных к городам, начинают втягиваться в рыночные отношения. Намечается тенденция к получению крестьянами личной свободы, что, правда, не означает освобождения их от всех феодальных повинностей.

Крестовые походы. Эпоха средневековья, помимо всех остальных признаков, может быть охарактеризована высшей степенью религиозности. В этот период вера принимала характер крайней экзальтированности, переплеталась с самыми причудливыми суевериями, люди жили в постоянной готовности увидеть чудо, козни дьявола. Достаточно упомянуть о многочисленных ожиданиях конца света, которые порой принимали форму настоящего психоза.

В атмосфере такой повышенной восприимчивости к религиозным идеям и призывам становится понятным воодушевление, вызванное речью римского папы Урбана II о Гробе Господнем на соборе в Клермоне, в которой он призывал освободить “Святую землю”, то есть Палестину, где происходили основные события священной истории, от власти мусульман. Призыв был поддержан огромным количеством феодалов, решивших отправиться освобождать Гроб Господен и в знак этого решения нашивших на плечо крест, как правило, из красной материи, почему они и стали называться крестоносцами.

Первой в крестовый поход отправилась в 1096 году беднота под предводительством отшельника Петра Пустынника и бедного рыцаря Вальтера Голяка, но в Малой Азии они почти все были перебиты турками-сельджуками. Несколько позднее состоялся Первый крестовый поход рыцарей, продолжавшийся 3 года ( 1096 - 1099 гг.) и завершившийся взятием Иерусалима и образованием христианских государств на Востоке - королевства Иерусалимского, графства Эдесского, графства Триполи и княжества Антиохийского. Первый поход оказался самым удачным, больше ни разу крестоносцам не удавалось достичь подобных успехов.

Продолжались крестовые походы до конца XIII века, всего их, по официальным данным, насчитывают восемь, в действительности походов было больше. Наиболее известны Третий, в котором проявил себя английский король Ричард Львиное Сердце ( 1189 - 1199 гг.), и Четвёртый, в ходе которого крестоносцы вместо Иерусалима, отобранного к тому времени уже мусульманами, взяли Константинополь в 1204 году. В 1291 году произошло падение Акры - последнего оплота крестоносцев на Востоке, история христианских государств в Палестине завершилась.

В наследство от этой эпохи Европе достались духовно-рыцарские ордена тамплиеров, иоаннитов, тевтонов, владение островом Кипром, знакомство с баней, пряностями, некоторыми овощами и фруктами. Но этим, естественно, значение походов не исчерпывается. Долгое время значительные силы рыцарей были отвлечены от внутренних усобиц, поскольку в крестовые походы отправлялись самые беспокойные и воинственные. Во время походов резко возросли авторитет и роль римского папы, увеличилось значение итальянских торговых республик Венеции и Генуи, которые обеспечивали большую часть всех морских перевозок крестоносцев, а также их снабжение. В период крестовых походов оживилась торговля с Востоком, расширился кругозор европейцев. Но в то же время были принесены огромные жертвы в ходе многолетних войн, ведь страдали не только непосредственно воевавшие стороны, но и страны, по которым проходили крестоносцы по пути в Иерусалим. Противостояние Востока и Запада всё более принимало религиозную окраску, возрастала непримиримость и нетерпимость представителей мусульманства и христианства друг к другу. Поэтому трудно говорить о положительной роли крестовых походов, скорее, в них больше негативных сторон, а все те выгоды и новые знания, полученные европейцами, вполне могли быть достигнуты и в ходе мирных торговых контактов.

Монгольское государство и его завоевания. Монгольские племена населяли обширные степные пространства южной Сибири и современной Монголии. Жившие рядом китайцы называли монголов татарами, хотя это было самоназванием только одного из монгольских племен. Со временем слово "татары" пришло в Русь и Европу. Часто в научной литературе объединяют оба названия в одно - монголо-татары.

Во главе монгольских племен стояли ханы, власть которых передавалась по наследству. Ниже стояла знать - нойоны, в служении у которых были нукеры - дружинники, получавшие за службу земли для кочевого скотоводства.

Монгольские племена не составляли единого государства и часто враждовали между собой. Предметом усобиц были пастбища и стада скота.

В середине XII века несколько монгольских племен возглавлял Есугей - богатур, который владел большими стадами. У него было несколько сыновей. Старший сын, Темучин, после гибели отца стал главой племени. Он был жестоким, мстительным, властолюбивым человеком.

В 1206 году монгольская знать съехалась на курултай - общее собрание, где Темучин был провозглашен великим ханом монголов с титулом Чингисхан, что означает "правитель, имеющий всю полноту власти". Чингисхан возглавил объединенное монгольское государство.

Чингисхан создал боеспособную армию, которая была поделена на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Строгая дисциплина в армии поддерживалась коллективной ответственностью: если один воин бежал к врагу, казнили весь его десяток, если бежал десяток - казнили сотню. Не только воровство, скупка краденого, но и более мелкие проступки карались смертью.

Чингисхан создал отряд гвардии из 10 тысяч человек, которая была не только его личной охраной, но и школой, откуда выходили его сподвижники и полководцы. Все гвардейцы были знатного происхождения и были окружены особым почетом. Чингисхан высоко ценил храбрость и воинскую доблесть, поэтому нередко жаловал высокие воинские звания выходцам из простых семей.

Основой армии монголов была конница, которая делилась на легкую и тяжелую. Легкая конница вела разведку и первой нападала на противника, осыпая его градом стрел и дротиков. Таким образом находились слабые места в обороне противника, его боевые порядки расстраивались и тогда в дело вступала тяжелая конница, которая наносила основной удар. Бегущего противника преследовала и добивала легкая конница.

Объединив монгольские племена, Чингисхан начал завоевывать соседние страны. Первым подвергся нападению Северный Китай. В 1215 году монгольские войска заняли город Пекин и разграбили его. Затем была завоевана Средняя Азия. Монголы захватили Самарканд, Бухару, Мерв, Герат, Ургенч. К началу 20-х гг. XIII века Средняя Азия была покорена, и монгольские войска двинулись в Закавказье. Завоевав Грузию и Азербайджан, они вторглись на Северный Кавказ, а затем в южно-русские степи. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям. В 1223 году на реке Калке произошло сражение, в котором русские и половецкие войска потерпели поражение.

В 1227 году Чингисхан умер. К этому времени Великое Монгольское государство охватывало территорию Монголии, Северного Китая, часть южной Сибири, всю Среднюю Азию и часть Ирана.

Зимой 1237 года войска под предводительством хана Батыя, внука Чингисхана, начали завоевание русских княжеств. На долгие 240 лет Русь попала под монголо-татарское иго. Покорив Русь, часть монгольских войск вторглась в страны Центральной Европы, разграбила их и повернула назад.

К середине XIII века монголам удалось подчинить Иран, разгромить Аббасидский халифат, а к концу XIII века - покорить весь Китай.

Монголы оказали большое влияние на судьбу многих народов и государств средневековья. Однако единое монгольское государство, созданное Чингисханом, просуществовало недолго. Уже после смерти основателя государства оно было разделено на три Орды - Белую, Синюю и Золотую (Большую).

Возникновение Османской империи. На западе Азиатского материка расположен большой полуостров, получивший название Малая Азия. С конца VI века сюда стали проникать тюркские племена, к концу XI века они захватили почти всю Малую Азию. Их религией стал ислам. Тюрки-кочевники смешивались с местным населением и таким путем сформировался новый народ - турки. Впервые название Турция появилось в европейской хронике XII века.

Турки создали на территории Малой Азии несколько княжеств, которые признавали свою зависимость от Великих Сельджукидов, обосновавшихся в Багдаде. В XIII веке государство Сельджукидов после поражения от монголов распалось на несколько мелких владений. Одним из них стал править бей Осман. В результате постоянных войн его владения существенно увеличились. В конце XIII века Осман провозгласил независимость Османского государства. Внук Османа Мурад принял титул султана, а государство стало называться султанатом.



Оглавление
История Древнего мира и средних веков.
ПРОГРАММА КУРСА
Периодизация мировой истории. Сравнение формационного и цивилизационного подходов к изучению мировой истории
Становление человеческого общества, возникновение присваивающего хозяйства на основе собирательства и охоты (2 млн. лет до н.э - V-IV тысячелетия до н.э.)
Становление производящего хозяйства. Появление земледелия и скотоводства, керамического производства. Начало металлургии и конец каменного века (V - IV тысячелетия до н.э. - II тысячелетие до н.э.)
Формирование классовых обществ и первых государств с бюрократическим аппаратом управления и принуждения, развитой системой налогообложения. Нарастание неравномерности темпов исторического развития различных регионов планеты (IV - III тысячелетия до н.э.)
Создание “мировых” территориальных империй. Возникновение античной цивилизации. Появление первых развитых философских систем и мировых религий II тысячелетие до н.э. - III в. н.э.
Начало I тысячелетия до н.э.
VIII - IV вв. до н.э.
Конец IV - I вв. до н.э.
I в. до н.э. - III в.н.э.
Гибель античной цивилизациии в Старом Свете. Распространение мировых религий (IV - V века новой эры.)
СРЕДНИЕ ВЕКА (V - XV вв.)
Возникновение предпосылок формирования современной западноевропейской цивилизации (V век)
Раннее средневековье. Становление феодального общества и государства (VI - IX вв.)
Развитое средневековье. Завершение процесса образования основных европейских государств. Формирование средневекового города и городских сословий (X - XIII вв.)
Позднее средневековье. Зарождение капиталистических отношений и конец эпохи средневековья (XIV - XV вв.)
Все страницы