Звуковое кино Франции

Время расцвета французского кино пришлось на 20-40-е гг., когда многие его мастера создали свои лучшие произведения, вошедшие в золотой фонд национального киноискусства. Замечательный кинорежиссер Жан Ренуар (1894-1979), сын художника-импрессиониста Огюста Ренуара, с детства был окружен полотнами отца и жил в атмосфере искусства. Во время Первой мировой войны Жан Ренуар был кавалеристом. Получив ранение, он попал в госпиталь. После выздоровления Ренуар пилотировал самолет-разведчик. Как и многие сверстники, он увлекся кинематографом. Первый фильм Ренуара - «Дочь воды» (1924) - был полностью снят на природе: залитые солнцем пейзажи напоминают полотна его отца и других импрессионистов. В 30-х гг. Жан Ренуар создал свои наиболее интересные произведения: «Тони» (1934), «Загородная прогулка» (1936, выпущена в 1946 г.), «Великая иллюзия» (1937), «Правила игры» (1939). Свойственное Ренуару ощущение единства и многообразия жизни нашло впечатляющее выражение в картине «Великая иллюзия». В основу сюжета легла правдивая история побега военнопленных, рассказанная Ренуару его товарищем, участником Первой мировой войны. Главными действующими лицами являются трое пленных французских офицеров. Их играют знаменитые актеры, выбранные Ренуаром со снайперской точностью. Пьер Фрэне исполняет роль де Буальде, аристократа, офицера Генерального штаба; Жан Габен - летчика Марешаля, который до войны был простым механиком; Розенталя, военного из семейства богатейших банкиров-евреев, сыграл Марсель Далио. Все эти люди, принадлежащие к разным классам общества, смогли оказаться вместе лишь в обстоятельствах войны и плена. У каждого из них свои предрассудки, свой стиль поведения, и вступить друг с другом в контакт им очень непросто. Тема преодоления социальных и национальных барьеров оказалась в фильме центральной. Она видоизменяется во взаимоотношениях между героями-офицерами и между персонажами разных национальностей: французами, немцами, англичанами. Поскольку действие происходит во время войны, патриотические чувства героев накалены. Однако им достаточно немного остыть, чтобы понять простую истину: все они люди и человеческое взаимопонимание выше ненависти и вражды.

В первых фильмах другого режиссера той поры, Рене Клера (настоящая фамилия Шомет, 1898-1981), обнаружился главный его талант - свободный полет воображения. Озорной, ироничный, наполненный трюками «Антракт» (1924) принес Клеру признание в авангардистских кругах Франции 20-х гг. Фильм начинается как монтаж забавных аттракционов: раздуваются и вновь опадают головы-шары; мелькает карусель; яйцо «танцует» в струйке фонтана; двое мужчин играют в шахматы на крыше дома, в шевелюре одного из них вспыхивает спичка. Он скребет голову, а в это время неизвестно откуда взявшийся поток воды смывает с доски фигуры... Чередование внешне не связанных между собой кадров производит жизнерадостное впечатление благодаря светлому колориту, ощущению открытого пространства и стремительному, легкому ритму монтажа. Первая звуковая картина Клера «Под крышами Парижа» (1930) стоит на грани между артистическими (во Франции их называли «танцующие») 20-ми годами и грозовыми предвоенными 30-ми, между воспоминанием об уходящем дне и ожиданием того, что принесет с собой тревожное завтра. Сентиментальный и поэтический стиль фильма подсказан парижской уличной песенкой. Похож на нее и сюжет (любовное соперничество уличного певца Альбера и главаря местных бандитов Деде из-за кокетливой и вероломной Полы), и эмоциональная атмосфера фильма. Его мелодии, слетев с экрана, живут до сих пор: Ах, Париж в двадцать лет - Это жизни расцвет. Будем жить и любить нараспев!

Кинорежиссер Жан Виго (1905-1934) за свою короткую жизнь успел снять только три фильма. «По поводу Ниццы» (1929) - поэтический, но в то же время и сатирический репортаж о жизни курортного города, нарядного летом и убогого в межсезонье. Любопытно, что оператором фильма был Борис Аркадьевич Кауфман (1906-1980), родной брат знаменитого советского кинодокумен-талиста-авангардиста Дзиги Вертова. Кауфман снял и два других фильма Виго.

Картина «Ноль за поведение» (1933) изображает жизнь воспитанников школы-интерната. Режиссер мастерски передал царящие в душах мальчиков тоску, чувство сиротства, ненависть к казарменному распорядку и строгим учителям. Сын революционера-анархиста, погибшего в тюрьме, Виго сам провел несколько лет в школе такого типа. Его фильм носит характер автобиографического свидетельства, однако не похож на сведение счетов с прошлым.

«Аталанта» (1934) - последняя и самая значительная картина Виго. Это лирическое повествование о жизни маленького экипажа речной самоходной баржи со странным названием «Аталанта». Жена капитана, деревенская девушка Жюльетта, впервые отправилась в плавание по рекам и каналам Франции. И камера, как бы глядя вокруг ее глазами, открывает неожиданную прелесть и в отблесках солнца на воде, и в речном тумане, и в пейзажах, медленно проплывающих за бортом... «Аталанта» не понравилась прокатчикам. Они заставили продюсера перемонтировать фильм и заменить музыку. Жан Виго не смог этому помешать: с юности страдавший туберкулезом, он простудился во время съемок и лежал при смерти. Картина вышла на экраны в порезанном виде и провалилась. Ее спасли французские киноклубы - они включили «Аталанту» в свой постоянный репертуар и тем самым сохранили от забвения. Позднее фильм был восстановлен в первоначальном виде.



Оглавление
История зарубежного киноискусства.
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ. Зарождение и формирование кино в Европе и США
Кино Франции
Кино Италии
Кино Великобритании
Кино Дании
Кино США
Кино Германии
Кино Швеции
Основные направления в кино послевоенной Германии
Теория и практика французского «Авангарда»
Закат немого шведского кино
«Золотой век» Голливуда
Звуковое кино США
Звуковое кино Франции
Звуковое кино Великобритании
Звуковое кино Германии
Кино США в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Франции в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Великобритании в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Италии в годы второй мировой войны (1939–1945)
Итальянский неореализм
Кино Франции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Великобритании в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Швеции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино США в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Японии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Венгрии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Новая волна
«Молодые рассерженные»
Расцвет кино Италии: Феллини, Антониони, Висконти
Расцвет творчества Бергмана
Новое американское кино
Молодое кино Польши и Чехословакии
Кино Франции после «новой волны»
Итальянское кино 70–80-х гг.
Основные тенденции современного кино США
Кинематограф стран восточной Европы - Венгрия
Кинематограф стран восточной Европы - Польша
Кинематограф стран восточной Европы - Чехословакия
Все страницы