Расцвет кино Италии: Феллини, Антониони, Висконти

В начале 50-х гг. в Италии начался бурный экономический подъем (так называемое «итальянское экономическое чудо»). Тематика неореализма - ужасы фашизма, героизм партизан, нищета народа - утратила остроту. На первый план выдвинулись философские вопросы. Зачем человек живет? Отчего, несмотря на внешнее благополучие, в обществе растут разобщенность и равнодушие? Основоположники неореализма чувствовали, что время требует иного художест-венного подхода. Одним из активных приверженцев неореализма был кинорежиссер и сценарист Федерико Феллини (1920-1993). Он же сделал первые шаги в новом направлении. Феллини стремился к тому, чтобы фильм не только показывал жизнь, но и выражал личность режиссера - его фантазии и воспоминания. Идеи неореализма были переосмыслены мастером в фильме «Дорога» (1954; в советском прокате «Они бродили по дорогам»).

На первый взгляд может показаться, что это вполне неореалистическая лента. В ней рассказывается о тяжелой жизни бродячих комедиантов. Циркач Дзампано, зверообразный силач, берет себе в помощницы девочку-подростка Джельсомину - он просто покупает ее у матери-крестьянки, живущей в нищете. Он обучает девочку ремеслу, дрессирует ее, как животное. Однажды Джельсомина заболевает и становится в тягость своему хозяину. Дзампано оставляет ее и продолжает путь в одиночестве. Сходство фильма с неореалистическими лентами обманчиво. Картина превращается в притчу, в поэтическое иносказание о смысле жизни и трагической разобщенности людей в мире. В лице героев сталкиваются не просто разные социальные или психологические типы, но разные жизненные начала.

Фильм Феллини жесток, но не безнадежен. Он дает ощущение катарсиса (греч. «очищение») - духовного преображения через сочувствие и сопереживание. Узнав о смерти Джельсомины, Дзампано пробуждается от душевного оцепенения. Томимый непонятными ему чувствами, он идет ночью на берег моря и там рыдает, упав на холодный песок. Однако главное открытие фильма - это Джельсомина (ее роль исполнила Джульетта Мазина, жена и любимая актриса Феллини): смешная, трогательная и нелепая, она в то же время воплощает готовность к любви и самопожертвованию. Игра актрисы сочетает психологическую правду и эксцентрику, лиризм и клоунаду. Среди работ Феллини фильм «8 1/2» (1963) занимает особое место: кинокамера делает зримыми внутренний мир героя, его мысли, сны, воспоминания. Действие фильма колеблется на грани воображаемого и реального, его стилистика передает их взаимопроникновение. Герой фильма, кинорежиссер Гвидо Ансельми, которого сыграл Марчелло Мастроянни (1923-1996), никак не может приступить к съемкам очередной картины. Жизненная суета и разлад с самим собой мешают ему сочинить сюжет. Творческий кризис, связанный с кризисом моральным и экзистенциальным, ставит героя на грань самоубийства. Однако фильм заканчивается примирением - символической сценой хоровода, в котором взялись за руки все те, кого Гвидо когда-либо знал в жизни. Соединение реальности и фантазии в сплошном потоке образов вначале сбило с толку не только зрителей, но и многих критиков. Однако прошло время, и стали очевидными внутренняя логика и гармоничность построения фильма.

Микеланджело Антониони (родился в 1912 г.) тоже начинал карьеру режиссера в русле неореализма, но спустя несколько лет стал искать новые пути. Главная тема его картин - неспособность людей к взаимопониманию, а изобразительный лейтмотив - пейзаж индустриаль-ного города, приспособленный лишь к материальным потребностям современного человека. Мир фильмов Антониони - это мир угасающих чувств. Стиль режиссера окончательно оформился в его знаменитой трилогии: «Приключение», «Ночь» (1960), «Затмение» (1961).

В «Затмении» тема одиночества получила наиболее отчетливое выражение. Картина начинается с долгой, утомительной паузы. В тусклый рассветный час герои фильма - Виттория и Рикардо слоняются по изысканной гостиной, перед тем как поставить точку в конце своего романа.

Антониони обладает талантом передавать на экране моменты пустоты, когда нет ни любви, ни злобы, ни надежды, ни отчаяния. Души героев размагничены, чувства охладели, воля умерла. Почему это произошло? Режиссер не указывает на конкретные причины. Ответ нужно искать в общем стиле жизни - в атмосфере фильма. Болезнь поразила не отдельных людей - она поразила общество.

В Монике Витти (настоящие имя и фамилия Мария Луиза Чеччарелли, родилась в 1931 г.) Антониони нашел идеальную исполнительницу для своих фильмов. Профессиональную актрису, прошедшую школу театра, он использовал в одном ключе, словно стирая ненужные ему краски ее актерской палитры. Такой деспотизм устраивал Витти: роли в фильмах Антониони она считает вершиной своей карьеры. Актриса играла женщин, способных на большое, сильное чувство, которое не находило отклика и постепенно угасало. Отсюда двойственность в поведении ее героинь: тревога, ожидание, нерешительность, замкнутость - эмоциональный порыв, сразу же прерываемый холодной отстраненностью.

Если стихия Анны Маньяни - простонародная раскованность чувств, темперамент, сметающий все преграды, то героини Моники Витти полны аристократической сдержанности, за которой скрыт страх перед жизнью. Анна Маньяни стала идеальной исполнительницей для неореалистических фильмов, а Моника Витти - для периода итальянского кино, стремящегося проследить скрытые процессы, происходящие в душе современного человека.

Марчелло Мастроянни - актер с легким, кипучим, истинно итальянским темпераментом.
В студенческой самодеятельности, где он делал первые шаги, юношу заметил режиссер Лукино Висконти и взял его в свои спектакли, шедшие на профессиональной сцене. Вскоре Мастроянни стал одним из самых популярных актеров итальянского кино. Особенно хорошо получались у него легкомысленные влюбленные; предприимчивые, но остающиеся в дураках авантюристы; чудаковатые жулики и наивные чудаки; мнимые донжуаны, которых женщины водят за нос. Такими были роли Мастроянни в легких, так называемых розовых, комедиях из «народной жизни». Эти комедии в 50-х гг. пришли на смену неореализму.

Лукино Висконти (настоящая фамилия Висконти ди Модроне; 1906-1976) также был одним из основоположников неореализма («Одержимость», 1942; «Земля дрожит», 1948; «Самая красивая», 1951). Представитель аристократического рода, человек утонченной культуры, он сделал предметом своего искусства жизнь низших слоев общества.

В фильмах, поставленных режиссером в более поздний период, центральное место заняла тема гибели старой культуры, уход в небытие ее последних представителей.

Таков старый князь Фабрицио ди Салина в фильме «Леопард» (1962), поставленном по одноименному роману Джузеппе Томази ди Лампедузы. Князь Фабрицио чувствует, что близится к концу не только его жизнь, но и жизнь класса, к которому он принадлежит. Понимая, что на смену идут мелкие людишки с меркантильными страстями, герой находит в себе силы, не теряя достоинства, дать дорогу неизбежному. Уходя в небытие, он благословляет молодость и жизнь - какими бы они ни были.

«Леопард» - масштабный и зрелищный фильм. Своей красотой он вызывает одновременно
и восхищение, и горькое чувство, что эта красота обречена.

В своих поздних картинах («Гибель богов», 1969; «Смерть в Венеции», 1971; «Людвиг», 1972; «Семейный портрет в интерьере», 1974) Висконти показал умирание - человека, семьи, класса, культуры, эпохи. Он решительно отверг успокоительные иллюзии, и это придало его произведениям сумрачное величие.



Оглавление
История зарубежного киноискусства.
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ. Зарождение и формирование кино в Европе и США
Кино Франции
Кино Италии
Кино Великобритании
Кино Дании
Кино США
Кино Германии
Кино Швеции
Основные направления в кино послевоенной Германии
Теория и практика французского «Авангарда»
Закат немого шведского кино
«Золотой век» Голливуда
Звуковое кино США
Звуковое кино Франции
Звуковое кино Великобритании
Звуковое кино Германии
Кино США в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Франции в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Великобритании в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Италии в годы второй мировой войны (1939–1945)
Итальянский неореализм
Кино Франции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Великобритании в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Швеции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино США в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Японии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Венгрии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Новая волна
«Молодые рассерженные»
Расцвет кино Италии: Феллини, Антониони, Висконти
Расцвет творчества Бергмана
Новое американское кино
Молодое кино Польши и Чехословакии
Кино Франции после «новой волны»
Итальянское кино 70–80-х гг.
Основные тенденции современного кино США
Кинематограф стран восточной Европы - Венгрия
Кинематограф стран восточной Европы - Польша
Кинематограф стран восточной Европы - Чехословакия
Все страницы