Новая волна

В 50-х - начале 60-х гг. во французское кино пришло новое поколение молодых кинематографистов. У них не было общей программы, они не составляли единой группы. Однако со временем в их творчестве появились некоторые одинаковые черты. Журналисты назвали их «новой волной». Движение за обновление развернулось сначала в области короткометражного кино, где коммерческие интересы были не так сильны. Фильмы «неполного метра» намного дешевле, и режиссеры могли более свободно экспериментировать с киноязыком.

В 1953 г. группа кинематографистов выступила с манифестом в защиту короткометражного фильма. Под документом стояло тридцать подписей, поэтому творческое объединение получило название «Группа тридцати». В недрах группы сформировался стиль многих будущих мастеров большого кино. Другой областью, где в 50-х гг. бурно развивалась киномысль, стала критика. Здесь вокруг Андре Базена (1918-1958) собралась молодежь, атаковавшая рутину и штампы. Они полагали, что фильм - это средство выражения индивидуального взгляда на мир, а не просто занимательный сюжет, призванный развлечь зрителя. Кинематографист должен пользоваться кинокамерой так же свободно, как писатель пользуется пером. Молодые ополчились на старое «папино кино». Для французского кинематографа тех лет, задыхавшегося в пыльных декорациях и шаблонных сюжетах, их требования были более чем своевременными. Одним из первых режиссеров «новой волны» был Франсуа Трюффо (1832-1984). Первая полнометражная картина «400 ударов» (1959) принесла ему известность. Герой фильма, тринадцатилетний Антуан Дуанель, не находит со взрослыми общего языка, что является источником драмы. Картина автобиогра-фична: как и главный герой, Франсуа Трюффо рос трудным ребенком; его поместили в детскую колонию, из которой он пытался сбежать.

Сбежав из колонии, Антуан (Жан Пьер Лео, родился в 1944 г.) направляется к морю. Море для него - мечта, символ освобождения. И вот за полосой безлюдного пляжа перед мальчиком открывается бескрайний водный простор. Антуан заходит по колено в набегающие волны. Камера приближает к зрителю в стоп-кадре его растерянное, вопрошающее лицо. Путь закончен, дальше бежать некуда.

Другой основоположник «новой волны» - Жан Люк Годар (родился в 1930 г.) начинал так же, как и Трюффо: кинокритика, короткометражные фильмы, а в I960 г. - первый большой фильм «На последнем дыхании». Его герой Мишель Пуакар (роль, принесшая славу молодому Жану Полю Бельмондо) враждебно настроен по отношению ко всем нравственным нормам. Однако разрушительный порыв героя ведет его к гибели.

Убив полицейского и поставив себя вне закона, Пуакар мчится на украденной машине; похоже, что движение - его единственная цель. Пробеги, проезды, монтажные скачки, динамич-ные перемещения камеры - все воплощает стихию движения, родную для героя. Эту картину, как и другие работы Годара, отличает удивительное мастерство оператора Рауля Кутара (родился
в 1924 г.), с которым режиссер работает постоянно.

Почти во всех последующих фильмах Годара будут появляться преступления, убийства, совершаемые среди бела дня, на глазах людей и при их полном равнодушии. Всем все равно, человеческая жизнь обесценилась.

Ален Рене (родился в 1922 г.) уже в 50-х гг. получил известность как создатель коротко-метражных фильмов - «Ночь и туман» (1956; о фашистских концлагерях). Его первый полно-метражный игровой фильм «Хиросима, любовь моя» (1959) произвел большое впечатление.

В картине рассказывается о любви француженки и японца, семья которого погибла в Хиросиме во время взрыва атомной бомбы. А задолго до этого, во Франции, героиня, будучи юной девушкой, полюбила немецкого солдата, оккупанта. За это ее подвергли оскорблениям и унижениям. Две любовные истории, два временных плана сопоставлены и переплетены в фильме Рене. Среди других режиссеров «новой волны» следует назвать Эрика Ромера (настоящие имя и фамилия Жан Морис Шерер, родился в 1920 г.), Жака Ривета (родился в 1928 г.), Клода Шаброля (родился в 1930 г.), Луи Маля (1932-1996), Аньес Варда (родилась в 1928 г.), Жака Деми
(1931-1990) и др. Каждый из них потом пошел собственным путем. Молодые мастера проявили большую чуткость к веяниям времени, соединив в своих работах документальность и поэтичес-кую образность

Интересные процессы происходили в те годы и в документальном кино. Не просто скользить по поверхности явлений, а проникнуть в их суть - такова была задача. Речь шла не об экзотических явлениях, а о самых обычных вещах. Например, в фильме «Хроника одного лета» (1961) показано, как живут простые парижане, и что они думают о своей жизни. Авторами картины были отвергнуты и метод инсценировки, и метод «подсматривания» скрытой камерой. Съемки строились как эксперимент, на который его участники шли сознательно и добровольно. Создатели фильма - режиссер Жан Руш (родился в 1917 г.) и социолог и философ Эдгар Морен (родился в 1921 г.) назвали свой метод «синема-верите». Это буквальный перевод на французский язык выражения «киноправда» пущенного в оборот советским документалистом Дзигой Вертовым. Для Вертова главной установкой была агитация, для французов - объективный анализ общества.



Оглавление
История зарубежного киноискусства.
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ. Зарождение и формирование кино в Европе и США
Кино Франции
Кино Италии
Кино Великобритании
Кино Дании
Кино США
Кино Германии
Кино Швеции
Основные направления в кино послевоенной Германии
Теория и практика французского «Авангарда»
Закат немого шведского кино
«Золотой век» Голливуда
Звуковое кино США
Звуковое кино Франции
Звуковое кино Великобритании
Звуковое кино Германии
Кино США в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Франции в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Великобритании в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Италии в годы второй мировой войны (1939–1945)
Итальянский неореализм
Кино Франции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Великобритании в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Швеции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино США в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Японии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Венгрии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Новая волна
«Молодые рассерженные»
Расцвет кино Италии: Феллини, Антониони, Висконти
Расцвет творчества Бергмана
Новое американское кино
Молодое кино Польши и Чехословакии
Кино Франции после «новой волны»
Итальянское кино 70–80-х гг.
Основные тенденции современного кино США
Кинематограф стран восточной Европы - Венгрия
Кинематограф стран восточной Европы - Польша
Кинематограф стран восточной Европы - Чехословакия
Все страницы