«Молодые рассерженные»

«Свободное кино» хотело уничтожить старый кинематограф, тиражировавший музыкальные комедии и драмы из жизни сливок общества. Бунтуя против «добропорядочной» продукции, «свободные» считали себя наследниками школы Грирсона. Первые работы «свободных» тоже были документальными: они хотели говорить о простых людях в их повседневном существовании.

Союз с «рассерженными» осуществился, когда Тони Ричардсон (настоящее имя Сесил Антонио, 1928-1991), один из лидеров «свободного кино», поставил по пьесам Джона Осборна игровые картины «Оглянись во гневе» (1959) и «Комедиант» (1960). Арчи Райе, герой второго фильма, был полной противоположностью «рассерженному» Джимми Портеру. Семья Райе издавна выступает в мюзик-холле, сам Арчи работает конферансье. Однако семья обеднела, и Арчи всячески выкручивается, чтобы добыть денег, - унижается и мошенничает. Если Портер воплощал собой бунтарскую сторону программы «рассерженных», то Арчи Райе старался приспособиться. Обнищавшие герои «Комедианта» свидетельствовали о распаде «старого доброго» английского уклада жизни.

Еще одним лидером группы можно считать Линдсея Андерсона (родился в 1923 г.). Его картина «Эта спортивная жизнь» (1963; в советском прокате «Такова спортивная жизнь») повествует о бывшем горняке, который стал знаменитым регбистом. Несмотря на славу и достаток, он не может оставить свою среду. Он влюблен в женщину, которую не прельщают ни слава, ни деньги. Ей чужды новые времена, когда можно оказаться на вершине успеха лишь благодаря бесполезной беготне на стадионе.

Герой должен выбирать. Его манит спортивная жизнь, успех и слава, но сердцем он привязан к рабочей среде, которую покинул и которую не хочет покидать его возлюбленная. Герой Андерсона не может сделать выбор - его делает герой картины Ричардсона «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962). Колин Смит совершает ограбление и попадает в исправительную колонию. Директор колонии - страстный поклонник спорта. Узнав, что Колин - хороший атлет, директор предлагает ему состязание с учениками богатой частной школы и в случае победы обещает свободу. Колин воспринимает «спортивную жизнь» как продолжение законов и порядков общества, которое он ненавидит. Поэтому, обогнав соперников, он как вкопанный останавливается у финиша - отвергая успех и отказываясь от сомнительной возможности свободы.

Следующая картина Ричардсона - «Том Джонс» (1963) - экранизация романа Генри Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Это первый фильм, в котором наиболее отчетливо проявились тенденции английского кино 60-х гг. Произошло смещение акцентов: в центре внимания оказались не причины бунтарства, а сам бунт. Сценарий «Тома Джонса» написал Джон Осборн. С этого фильма началась американизация британского кинопроизводства.

Вивьен Ли и Лоренс Оливье - знаменитые актеры - представляет собой связующее звено между 30-ми и 60-ми гг., между кинематографом Александра Корды и «рассерженными».
В фильме «Пламя над Англией» (1936), продюсером которого был Корда, Вивьен Ли и Лоренс Оливье впервые встретились на съемочной площадке. Героиня «Пламени...» - английская королева Елизавета I Тюдор. Сюжетные перипетии фильма связаны с гибелью в 1588 г. испанского флота - Непобедимой армады, отправившейся на завоевание Британских островов. Оливье играет английского дворянина, посланного в Испанию на разведку и хранящего верность возлюбленной - фрейлине королевы (Вивьен Ли). Разведчика разоблачают, он спасается бегством, возможно не чувствуя горечи поражения, поскольку возвращается к любимой. Впоследствии Оливье и Ли лишь один раз снялись вместе в фильме Корды «Леди Гамильтон». Эмма Лайон, девушка из бедной семьи, попала в высшее общество, выйдя замуж за Уильяма Гамильтона, английского посла в Неаполитанском королевстве. Позже Эмма познакомилась со знаменитым адмиралом Нельсоном. Знакомство переросло в роман, принесший немало страданий всем троим. Когда Нельсон скончался, Эмма осталась без средств к существованию, за долги попала в тюрьму и умерла в нищете. Фильм снимался не в Англии, уже вступившей в войну, а в Америке. Там же Вивьен Ли сыграла еще две роли, навсегда вписавшие ее имя в историю кино, - Скарлетт О'Хара в «Унесенных ветром» (1939), и Бланш Дюбуа в «Трамвае „Желание"» (1951). Позже актрисе часто предлагали роли женщин утонченных, но проигравших в жизненной схватке.

Лоренс Оливье блистал на сцене, играл в шекспировских пьесах. Его фильмы считаются украшением кинематографической шекспирианы. Актерское мастерство сделало Оливье привлекательным и для режиссеров «свободного кино». Своим авторитетом он поддержал первые их работы, сыграв Арчи Райса в «Комедианте» Т. Ричардсона. Картина звучала как поминальная молитва по «старой доброй» Англии, но ее лучший актер доказал, что она и не думает сдаваться.
В 1970 г. Оливье стал пэром и теперь официально именовался «барон Оливье Брайтонский».

Особое место не только в английском, но и в мировом кино занимает Дэвид Лин (1908-1991). Он рос в строгой протестантской семье, где кино считалось искусством греховным. Лин, однако, взбунтовался и пошел работать на киностудию, правда, всего лишь мальчиком на побегушках.

Позже Лину предложили должность монтажера. А в 1942 г. его как умелого профессионала приставили к известному английскому драматургу Ноэлу Пирсу Коуарду (1899-1973), дебютиро-вавшему в кинорежиссуре. Вместе они поставили одну из самых заметных английских картин военной поры - «В котором мы служим» (1942) - выдержанную в документальном стиле историю эсминца от его спуска со стапелей возле острова Крит. Следующие фильмы Лин ставил уже самостоятельно, многие по сценариям Коуарда. Один из них, созданный в пору расцвета итальянского неореализма, известен как провозвестник «английского неореализма», так и не получившего развития. Это драма «Короткая встреча» (1945). Ее героев - домохозяйку и провинциального врача, случайно познакомившихся на лондонском вокзале, - связало внезапно вспыхнувшее чувство. Однако они расстаются, чтобы не разрушать свои семьи.

Особое место Лин занял, когда на экраны вышла его картина «Мост через реку Квай» (1957). В главной роли снялся известный английский актер и режиссер Алек Гиннесс. Герой фильма, полковник Николсон, во время Второй мировой войны оказывается в японском плену вместе со своим отрядом, и победители заставляют англичан строить стратегически важный мост в бирманских джунглях. Полковник подчиняется, и постепенно в нем просыпается страсть к созиданию. Она трагична и бессмысленна, поскольку идет на пользу врагу; абсурдность ситуации усиливается тем, что в то же самое время на американской базе идет подготовка диверсантов, которые взорвут мост.

Следующую картину Лина - «Лоуренс Аравийский» (1962) - считают шедевром, поскольку здесь найдено равновесие между зрелищностью и глубоким смыслом произведения. Герой, которого сыграл Питер О'Тул (родился в 1932 г., по другим данным, в 1934 г.), - реальное лицо, английский разведчик, поднимавший арабские племена в годы Первой мировой войны на восстание против Османской империи.

Равновесие, достигнутое в «Лоуренсе Аравийском», было нарушено картинами «Доктор Живаго» (1965; экранизация романа Б.Л. Пастернака) и «Дочь Райана» (1971). В центре внимания обоих фильмов - история любви, раздавленной историческими бурями и ненавистью враждующих масс - революцией в России и борьбой ирландцев за независимость. После этих картин Лин замолчал на долгие годы. Он появился на съемочной площадке спустя четырнадцать лет. Лучшие фильмы режиссера остались непревзойденными образцами глубины и человечности в том жанре, который исходно отличался гигантоманией и стремился поражать своей пышностью.



Оглавление
История зарубежного киноискусства.
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ. Зарождение и формирование кино в Европе и США
Кино Франции
Кино Италии
Кино Великобритании
Кино Дании
Кино США
Кино Германии
Кино Швеции
Основные направления в кино послевоенной Германии
Теория и практика французского «Авангарда»
Закат немого шведского кино
«Золотой век» Голливуда
Звуковое кино США
Звуковое кино Франции
Звуковое кино Великобритании
Звуковое кино Германии
Кино США в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Франции в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Великобритании в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Италии в годы второй мировой войны (1939–1945)
Итальянский неореализм
Кино Франции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Великобритании в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Швеции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино США в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Японии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Венгрии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Новая волна
«Молодые рассерженные»
Расцвет кино Италии: Феллини, Антониони, Висконти
Расцвет творчества Бергмана
Новое американское кино
Молодое кино Польши и Чехословакии
Кино Франции после «новой волны»
Итальянское кино 70–80-х гг.
Основные тенденции современного кино США
Кинематограф стран восточной Европы - Венгрия
Кинематограф стран восточной Европы - Польша
Кинематограф стран восточной Европы - Чехословакия
Все страницы