Кино Венгрии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)

На протяжении долгого периода своей истории почти всем странам Балканского полуострова приходилось вести тяжелую и трудную борьбу за свою свободу и национальную независимость. Венгрия находилась под гнетом монархии Габсбургов. Венгерские крестьяне, не раз поднимавшие знамя восстания против гнета Австрии, мало что выиграли от превращения Габсбургской монархии в Австро-Венгерскую.

После создания двуединой монархии пришедшая к власти венгерская буржуазия начала проявлять необычайное рвение в деле промышленного развития страны. В конце XIX и начале
XX веков с помощью европейских, и главным образом немецких, банков в Венгрии возводились предприятия тяжелой индустрии, строились железные дороги, расширялся торговый оборот с другими странами.

С ростом промышленности быстро увеличивалась численность рабочего класса. В 1905 году под влиянием русской революции в Венгрии происходили массовые забастовки, проводились демонстрации с требованием демократических свобод и повышения жизненного уровня. Революционное брожение в стране всколыхнуло круги молодой венгерской интеллигенции. В ее среде усиливаются левые настроения, появляется интерес к марксистской теории, растет недовольство умеренно реформистской политикой венгерского буржуазного правительства.
В литературе и театре возрастает интерес к истории национально-освободительной борьбы, развиваются прогрессивные, обличительные тенденции, направленные против земельных магнатов, буржуазии и духовенства. В обстановке промышленного подъема в стране развитие венгерской кинематографии происходило более быстрыми темпами, чем в других балканских государствах.

Первая прокатно-производственная фирма «Проэктограф» была основана в 1908 году актером театра Иозефом Нейманном и коммерсантом Мором Унгерлиндером. Выпущенные ею короткометражные (60-100 м) фильмы представляли собой хроникальные сюжеты, снятые прямо на улице: «Жизнь бродячих цыган», «Пьяный велосипедист», «Происшествие в Будапеште» и т.д.

Выпуск игровых фильмов связан с деятельностью фирмы «Гунния». В 1912 году она построила первый в Будапеште кинопавильон и пригласила на работу в качестве режиссера Шандора Гота. Человек весьма далекий от кинематографа, он все свои постановки делал в явно подражательной манере. Просмотрев продукцию фирмы «Гунния»: «Горькая любовь», «История одного поцелуя», «Дочь рыбака» и ряд других, нетрудно установить, что прототипами для них служили фильмы Пате и Гомона. Студия «Гунния» не завоевала авторитета и вскоре прекратила свое существование.

За период с 1912 по 1918 года в Будапеште появилось немало новых кинофирм: «Уран», «Люкс», «Стар», «Проя», «Педагогика», «Корвин», но только три из них обладали достаточно прочной финансовой базой, имели свои павильоны и необходимое оборудование. Это были «Корвин», «Стар» и «Педагогика». Студия «Корвин», построенная в 1916 году, не раз переходила из рук в руки и меняла своих хозяев. Студией «Стар» с момента ее организации в 1916 году и до
1929 года бессменно руководил крупный торговец и владелец нескольких кинотеатров Ричард Гегер. Небольшая студия «Педагогика» своим рождением была обязана пионеру венгерского
кино - учителю Беле Житковскому, который снимал учебные, научно-популярные и докумен-тальные фильмы. Небольшой павильон этой студии сдавался в аренду частным компаниям для съемок игровых фильмов.

В годы Первой мировой войны, когда поступление фильмов из Франции прекратилось,
а Германия еще только наращивала темпы кинопроизводства, Венгрия оказалась перед очень трудной дилеммой - нужно было или срочно создавать достаточное количество отечественных фильмов, или закрывать кинотеатры. Владельцы киностудий обратились за помощью к «варягам».

Весной 1915 года из Германии приехал в Будапешт Мартин Гараш, венгр по происхождению. Он работал в Берлине главным режиссером студии «Пате-леттерария», ликвидированной по условиям военного времени. Из Австрии прибыли три режиссера - Корнелиус Хинтер, Эмиль Юстиц и Иосиф Штейн. Кроме, того, сын будапештского фотографа Эден Ухер, проходивший практику на киностудиях Копенгагена и Берлина, вернувшись на родину, переоборудовал фотопавильон своего отца в киностудию и стал снимать игровые фильмы.

Успехи будапештских кинематографистов получили отклик и подражание в других городах Венгрии. Директор Коложварского драматического театра Эне Янович - человек широко эрудированный в вопросах искусства и отличный организатор - с 1913 года начал производство фильмов в довольно широком масштабе. Он привлек к себе на работу нескольких молодых людей, и под его руководством они вскоре стали самыми многообещающими режиссерами венгерского кино.

В 1913 году на студии «Янович-фильм» в Коложваре проявил свои незаурядные режиссерские способности актер Михай Кертис (впоследствии крупнейший режиссер Голливуда Майкл Кертиц). Он поставил для Э. Яновича три фильма, и в том числе «Банк Бан» по популярной театральной пьесе. По рекомендации Э. Яновича М. Кертис отправился в Данию для изучения кинодела. Там он работал ассистентом режиссера А. Блома по фильму «Атлантис». Осенью 1915 года, вернувшись на родину, он стал работать режиссером в фирме «Рипорт».

На коложварской студии начал свой творческий путь и Шандор Корда (впоследствии крупнейший деятель английской кинематографии Александр Корда). В прошлом студент факультета изобразительных искусств, журналист и кинокритик, он изучал кино в Париже
в 1911-1912 гг. Вернувшись в Будапешт, он создал и редактировал киножурналы «Кино Пешта» (1912-1913) и «Кино-неделя» (1915-1919). Первый свой фильм он поставил в 1914 году совместно с режиссером Зилахи. Познакомившись с Э. Яновичем и переехав по его приглашению в Коложвар, Ш. Корда поставил там несколько фильмов, и в их числе: «Белые ночи», «Бабушка», «Цикламен». В 1916 г. он вместе с Э. Яновичем принимает деятельное участие в строительстве крупнейшей студии «Корвин» в Будапеште и после ее открытия работает там режиссером и директором-распорядителем. Когда в 1918 г. Трансильвания отошла от Венгрии, Э. Янович уехал из Будапешта в свой родной город Коложвар, а студию «Корвин» продал Ш. Корда и Миклашу Пастори. На этой студии Ш. Корда поставил более 20 художественных фильмов, пользовавшихся большим успехом у публики.

Производство фильмов в Венгрии увеличивалось с каждым годом. Если в первый год войны (1914) было выпущено 18, то в 1916 - уже 47, а в 1917 - 75 фильмов. Даже из этого беглого обзора нетрудно увидеть, что в годы войны венгерская кинематография стала занимать довольно заметное место среди кинопредприятий других европейских стран. Ее жизнеспособность объяснялась в первую очередь тем успехом, которым венгерские фильмы пользовались на внутреннем рынке страны. Они были близки зрителям своей тематикой, своим национальным колоритом.

В некоторых венгерских фильмах отчетливо проглядывали критические тенденции в адрес капиталистов и помещиков: «Среди надломленных жизнью людей» (реж. Э. Иллеш, 1915), «Мальчики с улицы Пал» (реж. Б. Балог, 1916), «Я не виновен» (реж. Э. Янович, 1916) и ряд других.

Одновременно с фильмами прогрессивной направленности на экран выпускалось немало и чисто развлекательной продукции - светские мелодрамы, комедии и фарсы. Но в венгерском киноискусстве перед войной, и особенно в военные годы, коммерческие интересы предпринимателей не играли такой решающей роли, как в некоторых других капиталистических странах. Это с особой силой можно было почувствовать в годы революционного подъема, охватившего всю Венгрию в конце Первой мировой войны.

В 1918 г. в Венгрии произошла буржуазно-демократическая революция. К власти пришли буржуазные партии, которые при поддержке социал-демократических лидеров старались ограничиться половинчатыми реформами и затянуть время. Помимо внутренних трудностей, перед республикой встали и внешнеполитические проблемы, разрешить которые буржуазное правительство не смогло. Когда обнаружилось полное банкротство буржуазии, венгерские рабочие 21 марта 1919 г. установили в своей стране диктатуру и провозгласили Венгрию Советской республикой.

Подавляющее большинство деятелей культуры, и в том числе основная масса киноработников, присоединилось к идеологической платформе рабочего класса. Директор крупнейшей студии «Корвин» Ш. Корда принимал самое деятельное участие в проведении всех мероприятий Советской власти. В соответствии с правительственным декретом были национализированы кинотеатры и студии, был организован специальный литературный отдел, который разрабатывал тематику новых кинопостановок. Была создана «Пролетарская академия», где изучались вопросы постановки и продвижения художественных фильмов, фильмов для детей и юношества и инструктивных фильмов для рабочих. Началась организация специальных кинотеатров тематического репертуара.

Подъем, царивший в среде киноработников, был так велик, что отдельные режиссеры работали буквально и дни и ночи. За 4 месяца была проведена съемка 31 художественного
фильма - это не считая научно-популярных и документальных фильмов. Ничего подобного не наблюдалось за все годы существования венгерского кино. Некоторые режиссеры, - в частности Ш. Корда, Г. Мартон, А. Дези, - выпускали каждый месяц по одному новому фильму.

Шандор Паллош, ранее работавший ассистентом режиссера, после прихода Советской власти смог, наконец, получить самостоятельную постановку и приступить к осуществлению своей заветной мечты - созданию цикла кинофильмов по произведениям М. Горького. Он успел поставить из этой серии только один фильм - «Деньги».

Лазарь Лайош, в прошлом юрист по профессии, начавший работать в кино с 1917 г., совмест-но с Дежо Орбаном поставил фильм «Вчера». Его сценарий был обсужден в «Пролетарской академии». В прессе фильм называли «первым рабочим фильмом для рабочих».

Съемки производились на одном из национализированных заводов. Кроме актеров, снимавшихся в главных ролях, все эпизодические роли исполняли рабочие. Они же принимали участие и в массовых сценах.

Пришедшее к власти правительство социал-предателей поспешило отменить все важнейшие завоевания Советской власти и расчистило путь контрреволюционному правительству Хорти.

Опасаясь преследования за активное сотрудничество с органами Советской власти, многие киноработники поспешили покинуть родину. В октябре 1919 г. Ш. Корда уехал в Вену, туда же уехал и М. Кертис. За ними последовали Э. Ухер и М. Гараш. Некоторое время спустя в Германию перебрались братья Ш. Корда - Залтан и Винцент. Покинули страну многие крупные киноактеры и актрисы.

С приходом к власти Хорти начался закат венгерского киноискусства. Производство фильмов катастрофически падало. В 1922 г. было сделано всего четыре фильма, а в дальнейшем, с 1925 по 1929 гг., на экраны выпускалось в среднем по три фильма в год.

Такое резкое снижение уровня венгерского кинопроизводства объяснялось рядом причин: во-первых, эмиграцией почти всех талантливых киноработников, не пожелавших работать в условиях фашистской диктатуры; во-вторых, возросшим прокатом иностранных фильмов; в-третьих, идейным убожеством и скудостью мысли тех картин, которые были призваны прославлять фашистские идеи венгерских правителей.

Характерные черты, присущие прежде венгерскому национальному киноискусству, бесследно исчезли. В таких космополитических развлекательных картинах, как «Только не женщины» (реж. Б. Гаал), «Чудо ребенок» (реж. 3. Корда), «Седьмая вуаль» (реж. Я. Яничек), нельзя было обнаружить и признака таланта. Все они относились к той категории кинопродукции, которая классифицировалась специальным термином - «любовь и шампанское».

Если каким-либо образом в фильмах проскальзывали критические тенденции, эти фильмы немедленно запрещались цензурой. Так было с фильмом режиссера Л. Лайоша «Птицы в клетке» и с фильмом режиссера Белы Балога - «Мальчики с улицы Пал» (повторная постановка). Режиссеры, сделавшие эти прогрессивные фильмы, в течение длительного времени оставались без работы.

Обеспокоенное упадком кинопроизводства, правительство Хорти пыталось материально поддержать выпуск фильмов за счет введения квоты на иностранную продукцию. Однако из этого мероприятия ничего не вышло. Американские кинокомпании в ответ на решение венгерского правительства перестали продавать свои фильмы Венгрии. Не прошло и полугода, как квота была отменена.

Фашистский режим Хорти фактически свел на нет венгерское киноискусство. С 30-х гг. фильмы венгерского режиссера Майкла Кертица обогащали американских предпринимателей; Александр Корда в первые годы звукового кино поднял из руин английскую кинематографию. Аналогичные явления происходили со многими венгерскими актерами. Не случайно в кинема-тографических журналах, издаваемых в Будапеште, можно было прочитать в 1927-1929 гг. патетические восклицания: «Наших актеров видит весь мир!» Это было верно, но с небольшой поправкой: все эти актеры снимались не в венгерских, а в иностранных фильмах.

Венгерское кино второй половины XX в. так или иначе, отразило катастрофы, пережитые страной: Первая мировая война, революция 1918 г., Венгерская советская республика (1919), правление диктатора Миклоша Хорти (1920-1944), Вторая мировая война, восстание 1956 г. против коммунистического режима. В 60-х гг. появилась целая плеяда кинематографистов, фильмы которых получили название «венгерское чудо». Этих режиссеров интересовала как история страны, так и ее влияние на современность. Создатели «венгерского чуда» получили множество наград на фестивалях. Главными «чудотворцами» можно считать Миклоша Янчо, Андраша Ковача и Иштвана Сабо.

Миклош Янчо (родился в 1921 г.) начинал как документалист и в течение 50-х гг. снял множество репортажей и публицистических лент. В художественном кино он выработал условный стиль - его фильмы напоминают балет. Декорации в них скупы: действие может происходить в открытом поле, на необъятном пространстве, как в фильме «Любовь моя, Электра» (1975). Режиссер снимал быстро и много. Все его картины примерно равны по своим достоинствам.
О событиях прошлого в документалистской манере рассказывал Андраш Ковач (родился в 1925 г.) в самых значительных своих фильмах. В «Холодных днях» (1966; в советском прокате «Облава в январе») он воссоздал неприглядную страницу истории Венгрии - массовый расстрел жителей сербского городка Нови-Сад в 1942 г., произведенный венгерскими войсками, которые выступили на стороне фашистской Германии. В другой картине - «Октябрьское воскресенье» (1979) - Ковач с еше большей точностью воспроизвел события одного дня - 15 октября 1944 г., когда правитель страны - диктатор Хорти заявил о выходе Венгрии из войны, однако под давлением Гитлера изменил свое решение. Через шесть лет режиссер снял «Красную графиню» - фильм о графе Михае Каройи (1875-1955), вожде революции 1918 г., первом президенте страны (в начале 1919 г.) после распада Австро-Венгерской монархии.



Оглавление
История зарубежного киноискусства.
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ. Зарождение и формирование кино в Европе и США
Кино Франции
Кино Италии
Кино Великобритании
Кино Дании
Кино США
Кино Германии
Кино Швеции
Основные направления в кино послевоенной Германии
Теория и практика французского «Авангарда»
Закат немого шведского кино
«Золотой век» Голливуда
Звуковое кино США
Звуковое кино Франции
Звуковое кино Великобритании
Звуковое кино Германии
Кино США в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Франции в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Великобритании в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Италии в годы второй мировой войны (1939–1945)
Итальянский неореализм
Кино Франции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Великобритании в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Швеции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино США в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Японии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Венгрии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Новая волна
«Молодые рассерженные»
Расцвет кино Италии: Феллини, Антониони, Висконти
Расцвет творчества Бергмана
Новое американское кино
Молодое кино Польши и Чехословакии
Кино Франции после «новой волны»
Итальянское кино 70–80-х гг.
Основные тенденции современного кино США
Кинематограф стран восточной Европы - Венгрия
Кинематограф стран восточной Европы - Польша
Кинематограф стран восточной Европы - Чехословакия
Все страницы