Кино Швеции

Зрители европейских стран познакомились со шведскими фильмами только в годы Первой мировой войны. И первые встречи были радостными. В те годы крупнейшие французские кинокритики Луи Деллюк и Леон Муссинак написали немало восторженных статей о национальном своеобразии, высоком уровне мастерства и художественных достоинствах шведского киноискусства. А спустя пять-шесть лет в мировой кинопрессе появились статьи, говорящие об упадке шведского кино.

Родоначальник шведского кино Карл Магнуссон был по профессии фотографом. Первые съемки он провел у себя на родине, в Вермлянне. Они должны были иллюстрировать народные песни, исполняемые хором. Увлеченный идеей соединения изображения и звука, Магнуссон записал хор на валики фонографа Эдисона и стал показывать свои фильмы в кинотеатрах, сопровождая их этой механической записью. Фильмы-песни пользовались большим успехом у публики. Но примитивность звукозаписывающей аппаратуры и плохая слышимость помешали Магнуссону широко внедрить свою конструкцию. В 1907 г. по инициативе Магнуссона в небольшом городке Кристианстаде было создано объединение шведских кинотеатров -
«А.Б. Свенска биографтеатерн», которое сокращенно именовалось «Свенска био». Именно это объединение и начало в 1909 г. регулярно заниматься съемками игровых фильмов. Организатор и вдохновитель этого нового дела - Магнуссон, в отличие от своего датского коллеги Ольсена, был по натуре скорее художником, чем дельцом. Главное внимание он всегда уделял не коммерции,
а творческому процессу: он сам снимал и монтировал фильмы-песни, руководил работой начинающих режиссеров и операторов. Искренне влюбленный в природу своего родного края, Магнуссон во многом содействовал росту изобразительной культуры операторского мастерства.
В первые годы своего существования фирма «Свенска био» не имела кинопавильона - он был построен в Стокгольме только в 1912 г. Отсутствие павильона в Кристианстаде вынуждало шведских киноработников снимать все свои фильмы на натуре. Это сыграло свою роль в развитии шведской кинематографии: в подавляющем большинстве шведских игровых фильмов именно натурные съемки вызывали единодушный восторг и у зрителей и у критиков. Другой примечательной особенностью шведского кино было высокое качество режиссуры. Магнуссон умел находить талантливых людей. Его проницательности шведское кино обязано появлению на студии «Свенска био» двух крупнейших режиссеров - Виктора Шестрома и Морица Стиллера. Оба они пришли из шведского Королевского театра и к моменту начала своей работы в кино обладали достаточным творческим опытом. Виктор Шестром (1879-1960) родился в Вермлянне.
С раннего детства его окружали чудесные горные леса, быстрые реки, падающие красивыми каскадами. Он увлекался народным фольклором, поэтическими преданиями седой старины. Все это сыграло немалую роль в формировании его творческой индивидуальности. Его всегда привлекала романтика борьбы человека с природой, сильные и цельные характеры. Шестром начал работать в кино в качестве актера. С 1910 по 1912 гг. он, не прерывая связи с театром, более или менее регулярно снимался, приобретая необходимый практический опыт. С 1912 г. он начал работать режиссером, но, как правило, во всех своих постановках продолжал исполнять главные роли. Его крупное мужественное лицо с правильными привлекательными чертами оставляло глубокое впечатление. Играя самые различные роли и легко переходя от драмы к комедии, Шестром пользовался наибольшим успехом в ролях бытового плана. Ему особенно удавались образы хуторян, рыбаков, ремесленников. Если не считать первых режиссерских опытов, носивших явно ученический характер, творческую биографию Шестрома, как режиссера, следует начинать с «Ингеборг Хольм» (1913). В основу сценария этого фильма положен роман прогрессивного писателя Нильса Кроока. В нем рассказывалось о судьбе женщины, оставшейся после смерти мужа с тремя ребятишками на руках.

Период творческой зрелости Шестрома совпадает по времени с постановкой «Горного Эйвинда и его жены». Сценарий был создан на основе пьесы исландского драматурга И. Сигурйо-унссона. В этой постановке проявилось все своеобразие творческой манеры Шестрома: его умение четко нарисовать характеры своих героев, ярко изобразить среду, в которой они действовали, подчеркнуть органическую связь человека с природой. Горные ландшафты, величественные хвойные леса, бурные реки, лавины, обвалы и снежные ураганы имели в фильмах Шестрома большую смысловую нагрузку, и «Горный Эйвинд» может служить наглядным примером этому. Придавая такое большое значение выразительности киноязыка, Шестром, как правило, работал с одним и тем же оператором - Юлиусом Йенцоном. С его помощью он снял все свои лучшие фильмы. Оба они хорошо понимали и дополняли друг друга, добиваясь тесной гармонии между характерами действующих лиц и окружающей их средой.



Оглавление
История зарубежного киноискусства.
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ. Зарождение и формирование кино в Европе и США
Кино Франции
Кино Италии
Кино Великобритании
Кино Дании
Кино США
Кино Германии
Кино Швеции
Основные направления в кино послевоенной Германии
Теория и практика французского «Авангарда»
Закат немого шведского кино
«Золотой век» Голливуда
Звуковое кино США
Звуковое кино Франции
Звуковое кино Великобритании
Звуковое кино Германии
Кино США в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Франции в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Великобритании в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Италии в годы второй мировой войны (1939–1945)
Итальянский неореализм
Кино Франции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Великобритании в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Швеции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино США в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Японии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Венгрии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Новая волна
«Молодые рассерженные»
Расцвет кино Италии: Феллини, Антониони, Висконти
Расцвет творчества Бергмана
Новое американское кино
Молодое кино Польши и Чехословакии
Кино Франции после «новой волны»
Итальянское кино 70–80-х гг.
Основные тенденции современного кино США
Кинематограф стран восточной Европы - Венгрия
Кинематограф стран восточной Европы - Польша
Кинематограф стран восточной Европы - Чехословакия
Все страницы