Кино Франции после «новой волны»

В середине XX в. «новая волна» внесла во французское кино свежую струю, приблизила его к реальности, обогатила киноязык, сделав его более непосредственным, гибким, эмоциональным. Постепенно крайности молодых новаторов забывались, а их открытия стали общим достоянием. Последняя треть столетия во французском кинематографе прошла под знаком так называемого кино хорошего качества.

Люди приходят в актерскую профессию по-разному. Жана Луи Трентиньяна (родился
в 1930 г.) привела в нее природная робость. После тихой провинции шум и ритм столичной жизни ошеломили его. На людях Трентиньян чувствовал непреодолимую скованность. Если бы удалось убедить себя, что ты не живешь, а только играешь роль, и все происходящее вокруг тебя, в сущности, не касается. Так, чтобы победить проклятую застенчивость, Трентиньян решил стать актером.

Во французском кино он стоит особняком. Трентиньян способен сыграть все, не играя ничего: один взгляд, поворот головы, странная улыбка, смущенная или безжалостно жестокая, - и перед зрителем персонаж либо неотразимо обаятельный, либо отталкивающе отвратительный. Но чаще всего Трентиньян играет людей, способных и на низость, и на благородство - в зависимости от обстоятельств. Его лучшие фильмы - «Мужчина и женщина» (1966), «Конформист», «Покушение» (1972; в советском прокате «Похищение в Париже»), «Поезд» (1973), «Полицейская история» (1975). В успехе Трентиньяна большую роль сыграл режиссер Клод Лелуш (родился в 1937 г.). Фильм «Мужчина и женщина» ознаменовал начало мировой славы и режиссера, и актера. В этой истории любви счастливо совпало все: изящная режиссура Лелуша, его умение создать поэтическое настроение, игра исполнителей главных ролей - Трентиньяна и пленительной Анук Эме (настоящие имя и фамилия Франсуаза Сориа, родилась в 1932 г.) и, конечно, музыка композитора Франсиса Лея.

Комедия во всех ее разновидностях (лирическая, сатирическая, фарсовая и т.д.) всегда была сильной стороной французского кино. Со временем она несколько огрубела, ей стали изменять ее «фирменные» качества: изящество и хороший вкус. Тем не менее, комедии таких мастеров, как Жерар Ури («Разиня», 1965; «Большая прогулка», 1966; «Укол зонтиком», 1980, и др.) и Клод Зиди («Горчица бьет в нос», 1974; в советском прокате «Он начинает сердиться»; «Банзай», 1983,
и др.), пользуются успехом во Франции и за ее пределами не один десяток лет.

Немалая заслуга в этом принадлежит и замечательным комедийным актерам, особенно тем, кто сумел создать собственный постоянный комедийный персонаж (или маску). В первую очередь это Луи де Фюнес (1914-1983). Его герой - маленький человечек, самоуверенный, предприим-чивый, вспыльчивый. Он вечно попадает впросак, но в последний момент находит самый невероятный выход из положения (достаточно вспомнить его комиссара Жюва из юмористической серии фильмов о Фантомасе).

Пьер Ришар (настоящие имя и фамилия Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей, родился в 1934 г.) запомнился зрителям в таких фильмах, как «Высокий блондин в черном ботинке» (1972), «Игрушка» (1976) и др. Его персонаж - это нескладный простофиля, все время остающийся в дураках из-за рассеянности, но, в конце концов, одерживающий верх благодаря своей чистосердечности и доброте. Ришар выступает также в качестве режиссера; одна из его комедий имеет символическое название: «Я робкий, но я лечусь» (1978). В комедиях Франсиса Вебера «Приманка» (1981; в советском прокате «Невезучие»), «Папаши» (1983) и «Беглецы» (1986) он сыграл в паре еще с одним знаменитым актером французского экрана - Жераром Депардье (родился в 1948 г.).

Депардье - актер не только комический; диапазон его возможностей чрезвычайно широк. Режиссеры Франции, а также Италии и США приглашают его на психологические, исторические и романтические роли («Мой американский дядюшка», «Последнее метро», оба - 1980; «Соседка», 1981; «Дантон», 1983; «Сирано де Бержерак», 1990, и др.). Депардье не очень привлекателен внешне: грубоватое лицо, падающие на лоб прямые волосы, грузная фигура, - что не мешает ему выступать на экране в роли неотразимого сердцееда. Большой успех Депардье у зрителей обусловлен его «фактурностью» (т.е. физической выразительностью), сильным темпераментом и незаурядным актерским мастерством.

Стремительным и ярким метеором пронеслась по французскому экрану Брижит Бардо (родилась в 1934 г.). Пик ее популярности пришелся на конец 50-х - начало 60-х гг. Скромную девушку из состоятельной буржуазной семьи сделал кинозвездой режиссер Роже Вадим (настоящие имя и фамилия Роже Вадим Племянников, 1928-2000), сняв ее в фильме «И Бог создал женщину...» (1956). Очень скоро Брижит Бардо (или Б.Б., как стали ее называть) превратилась в символ эмансипированного (т.е. свободного от прежних запретов) молодого поколения.
В сущности, героиня Бардо не делала ничего недозволенного, просто она хотела жить и любить так, как подсказывало ей сердце. Девушки подражали ее героиням: они одевались, причесывались, вели себя так же, как их кумир. Колоссальная популярность оказалась тяжелым грузом для молодой женщины. Бардо преследовали репортеры, беззастенчиво влезая в ее личную жизнь. Доведенная до крайности, она даже пыталась покончить с собой. Эту драматическую ситуацию режиссер Луи Маль отразил в фильме «Частная жизнь» (1962), где актриса исполнила главную роль, во многом сыграв себя. Молодая бунтарка удостоилась, тем не менее, высшего официального признания: она стала моделью для бюста Марианны - символа Французской Республики. (Позднее такой же чести удостоилась актриса Катрин Денев.) Когда молодость миновала, Брижит Бардо была вынуждена сойти с экрана: для зрителей «пожилая» Б.Б. была совершенно немыслима. Героини французского экрана 70-80-х гг. другие: они уже не «ослепляют» и не кажутся недоступной грезой. Их внешность становится ближе к облику обычной женщины,
а привлекательность обусловлена скорее внутренней значительностью. Типична в этом отношении профессиональная карьера актрисы Анни Жирардо (родилась в 1931 г.). Она не является кинозвездой в старом понимании, т.е. актрисой-идолом. «Если ты звезда, то тебе место на небе,
а не на земле», - говорит Жирардо. Она хочет оставаться на земле вместе со своими героинями - обыкновенными женщинами, ведущими трудную, но интересную и драматичную жизнь. Сама актриса похожа на них: «Я хочу жить на свой страх и риск. Хочу проигрывать и выигрывать, но тем и другим быть обязанной себе самой». Анни Жирардо легко миновала столь трудный для многих актрис рубеж, отделяющий зрелость от пожилого возраста. Ее героини - самостоятельные женщины не первой молодости, которые занимаются солидной «мужской» работой врача или комиссара полиции. Они не ищут приключений и легкой жизни, но в то же время сохраняют женственность и способность любить.

Не секрет, что самым большим успехом во всем мире пользуется американское кино. Среди молодых французских режиссеров немало таких, которые пытаются внести в свои фильмы изрядную долю «американизма»: приключенческий сюжет, головоломные трюки, герои-супермены, погони, драки, стремительный ритм. Однако они хотят сохранить и национальное своеобразие; отсюда слегка ироничное отношение к тому, что происходит на экране.

Это весьма характерно для творчества Люка Бессона (родился в 1959 г.), создателя приключенческих лент «Голубая бездна» (1987) и «Леон» (1994). Его фильм «Никита» (1989;
в российском прокате «Ее звали Никита») - о женщине, завербованной секретной правительствен-ной службой и превращенной в суперубийцу, - имел такой успех, что в Канаде на его основе, но уже другими режиссерами был сделан длинный сериал.

Используя популярный в американском кино жанр космической сказки, Бессон поставил сенсационный блокбастер «Пятый элемент» (1997) о грозящем Земле вторжении космического Зла. Отразить это вторжение можно только с помощью «пятого элемента», которым является Любовь. В фильме ее воплощает бесстрашная героиня, а помогает ей преданный спутник. Главных героев сыграли американская актриса и модель Милла Йовович (родилась в 1975 г.) и прославившийся ролями в боевиках американский же актер Брюс Уиллис (родился в 1955 г.). Действие происходит попеременно то в прошлом, то в фантастическом будущем: на Земле и на неведомых планетах. По технике комбинированных съемок фильм Бессона не уступает знаменитым блокбастерам Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга.



Оглавление
История зарубежного киноискусства.
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ. Зарождение и формирование кино в Европе и США
Кино Франции
Кино Италии
Кино Великобритании
Кино Дании
Кино США
Кино Германии
Кино Швеции
Основные направления в кино послевоенной Германии
Теория и практика французского «Авангарда»
Закат немого шведского кино
«Золотой век» Голливуда
Звуковое кино США
Звуковое кино Франции
Звуковое кино Великобритании
Звуковое кино Германии
Кино США в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Франции в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Великобритании в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Италии в годы второй мировой войны (1939–1945)
Итальянский неореализм
Кино Франции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Великобритании в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Швеции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино США в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Японии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Венгрии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Новая волна
«Молодые рассерженные»
Расцвет кино Италии: Феллини, Антониони, Висконти
Расцвет творчества Бергмана
Новое американское кино
Молодое кино Польши и Чехословакии
Кино Франции после «новой волны»
Итальянское кино 70–80-х гг.
Основные тенденции современного кино США
Кинематограф стран восточной Европы - Венгрия
Кинематограф стран восточной Европы - Польша
Кинематограф стран восточной Европы - Чехословакия
Все страницы