Кинематограф стран восточной Европы - Чехословакия

Когда Чехословакия была занята советскими войсками, Форман находился за границей. На родину он уже не вернулся. С 1967 г. Форман живет и работает в США, где стал одним из ведущих режиссеров. Работая в Голливуде, он удостоился многочисленных «Оскаров» за фильмы «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (1975; по роману Кена Кизи о доме умалишенных;
в советском прокате «Полет над гнездом кукушки») и «Амадей» (1984; о жизни Вольфганга Амадея Моцарта). Чешская «новая волна» просуществовала недолго - всего пять-шесть лет, однако благодаря любви к простому человеку навсегда вошла в историю мирового кино.

Реалистичные методы «новых волн» усилили воздействие картин с политической подоплекой на зрителей многих стран мира. Они показали публике, что кино может не только развлекать, но и пропагандировать различные идеи, давать информацию без помощи целостного сюжета, гигантских декораций.

Иржи Мениель (родился в 1938 г.), еще один выдающийся художник чешской «новой волны», ставит фильмы преимущественно о прошлом - давнем и недавнем. Он рассказывает о простых людях, в нормальную жизнь которых вторглись исторические события, чтобы ее исковеркать. Мениель относится к этим вторжениям без драматизма. История страны у него скорее смешна и абсурдна, чем страшна.

В двадцать восемь лет режиссер удостоился чести, которая многим художникам не выпадает за всю жизнь: он получил премию «Оскар» за картину «Поезда под пристальным наблюдением» (1966). Действие происходит во время Второй мировой войны, герой фильма - парень, только что окончивший школу. Он работает на железнодорожной станции и присоединяется к подпольщикам. Но главным для него оказывается не подпольная борьба, а те волнения, которые посещают всякого молодого человека: стремление найти свою девушку, полюбить ее, быть счастливым. В финале герой погибает от случайной пули, однако фильм все равно оставляет светлое впечатление благодаря доброй усмешке, с которой режиссер наблюдает за жизнью своего героя. В 1969 г. Менцель закончил картину «Жаворонки на нитях»; фильм сразу же запретили, и он увидел свет лишь в 1990 г., после падения коммунистического режима. «Жаворонки» - это двое влюбленных; на пути их чувства возникают все новые преграды, поскольку парень и девушка - узники лагерей, где в начале 50-х гг. коммунистическая власть перевоспитывала «нетрудовой элемент». Мениелю не присущ обличительный пафос, он любит своих героев и посмеивается над режимом. Естественно, фильм очутился «на полке».



Оглавление
История зарубежного киноискусства.
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ. Зарождение и формирование кино в Европе и США
Кино Франции
Кино Италии
Кино Великобритании
Кино Дании
Кино США
Кино Германии
Кино Швеции
Основные направления в кино послевоенной Германии
Теория и практика французского «Авангарда»
Закат немого шведского кино
«Золотой век» Голливуда
Звуковое кино США
Звуковое кино Франции
Звуковое кино Великобритании
Звуковое кино Германии
Кино США в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Франции в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Великобритании в годы второй мировой войны (1939–1945)
Кино Италии в годы второй мировой войны (1939–1945)
Итальянский неореализм
Кино Франции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Великобритании в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Швеции в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино США в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Японии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Кино Венгрии в первое послевоеное десятилетие (1945–1955)
Новая волна
«Молодые рассерженные»
Расцвет кино Италии: Феллини, Антониони, Висконти
Расцвет творчества Бергмана
Новое американское кино
Молодое кино Польши и Чехословакии
Кино Франции после «новой волны»
Итальянское кино 70–80-х гг.
Основные тенденции современного кино США
Кинематограф стран восточной Европы - Венгрия
Кинематограф стран восточной Европы - Польша
Кинематограф стран восточной Европы - Чехословакия
Все страницы