Получение образования в форме семейного обучения

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» граждане РФ имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования. С учетом потребностей и возможностей личности обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования.

Семейное (домашнее) образование – семья самостоятельно, по своему решению и под свою ответственность организует процесс образования (т.е. обучения и/или воспитания), а также содер-жания своего ребенка. Таким образом, семья принимает на себя те обязательства и выполняет те функции государства, которые, в противном случае, выполняло бы само государство. Государство же, со своей стороны, передает семье те финансовые средства, которые оно само затратило бы на исполнение указанных обязательств и функций по отношению к семье и ее ребенку. При этом государство оставляет за собой права контроля за расходованием семьей выделенных средств по назначению, за результатами их использования и их взыскания из бюджета семьи в случае каких-либо нарушений или невыполнения ею взятых обязательств. Семья же оставляет за собой право обратиться к услугам государства и его системы образования.

Семейное образование – форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. Для семейного образования, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный стандарт. Общеобразовательное учреждение при этом осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных про-грамм обучающимся в форме семейного образования. Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.

Право дать ребенку образование в семье предоставляется всем родителям, или лицам, их заменяющим. Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Для осуществления семейного образования родители имеют право:

– пригласить преподавателя самостоятельно;

– обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;

– обучать самостоятельно.

При этом родители информируют общеобразовательное учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией общеобразовательного учреждения возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации.

Семья, желающая осуществлять семейное образование своего ребенка, обязана подать пись-менное заявление об этом в местные органы государственного управления образованием. Местные органы государственного управления образованием обязаны рассмотреть поданное заявление, и принять по нему решение в месячный срок со дня подачи заявления. Отказ в предоставлении права на семейное образование должен быть дан заявителю в письменном виде с указанием причин отказа не позднее указанного срока. Отказ может быть обжалован в судебном порядке. Предоставление права на семейное образование оформляется приказом (распоряжением) и договором с семьей. Один экземпляр документов выдается семье.

Семья самостоятельно выбирает из своего состава ответственное лицо – одного из совершен-нолетних членов семьи, которому остальные члены семьи передают право вести дела семьи, официально предоставлять и защищать ее интересы, интересы ребенка, а также нести ответст-венность по взятым семьей обязательствам, касающимся организации семейного образования. Передача прав должна быть подтверждена заверенной нотариально доверенностью.

Общеобразовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей с указанием выбора семейной формы получения образования. В приказе о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение указывается форма получения образования. Приказ хранится в личной карте обучающегося, которая, как и результаты промежуточной и итоговой аттестации, сохраняется в общеобразовательном учреждении в течение всего срока обучения.

Основной договор заключается между местным органом государственного управления обра-зованием в лице его руководителя и семьей, желающей осуществлять семейное образование своего ребенка, в лице выбранного семьей ответственного. Договор с семьей заключается на срок 1 (один) год. Дата начала договора устанавливается произвольно. Договор может быть пролонгирован по желанию семьи при отсутствии мотивированных возражений со стороны органов государственного управления образованием.

Договор может быть расторгнут в любое время любой из сторон при наличии уважительных на то оснований. Ответственность за расторжение договора и за связанные с этим последствия несет сторона, инициировавшая расторжение.

В договоре должны быть указаны: обязательства сторон, в том числе финансовые, права и обязанности сторон, ответственность сторон, контроль за выполнением обязательств, условия и порядок расторжения договора.

Обязательства сторон включают в себя:

Со стороны семьи:

– определение минимального объема и уровень образовательной программы, который семья обязуется выполнить. Указанный объем не должен быть ниже обязательного минимума содержания образовательной программы соответствующего уровня, установленного государственным образо-вательным стандартом и/или базисным учебным планом;

– добросовестное использование и добровольную отчетность в отношении выделенных семье государственных финансовых средств.

Со стороны органов государственного управления образованием:

– предоставление семье необходимых нормативных, методических и учебных материалов и консультаций по ним в размере оговоренного объема и уровня образовательной программы;

– сумму и порядок выплаты семье установленных законом финансовых средств, а также различных видов компенсаций, установленных местными органами управления.

При подписании договора с образовательным учреждением оно обязано:

– предоставлять обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;

– обеспечивать обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

– осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося.

Образовательное учреждение вправе расторгнуть договор при условии не освоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Родители, осуществляющие образование ребенка в семье, могут также заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими самостоятельно.

Как правило, семейное образование в наиболее полной форме реализует индивидуальное обучение. Индивидуальная форма обучения – взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.). Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы:

1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение;

2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных;

3) системы индивидуально-коллективных занятий.

Репетиторство – наиболее распространенная форма индивидуальных занятий, основой которых является интенсивное освоение знаний и умений, необходимых для изучения школьником, определенной системы требований. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов – школьных, вступительных в вузы. К уровню личностного и творческого развития учащихся в данном случае требований не выдвигается.

Тьюторство и менторство более распространены за рубежом. Эти формы обучения способны обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индиви-дуальной образовательной траекторией. Например, П. Торранс обнаружил, что те одаренные дети, которые работали с менторами, достигли больших успехов, чем их столь же талантливые сверстники. По мнению психологов, сотрудничество с менторами – лучший предсказатель творческих достижений, чем коэффициент интеллектуального развития (IQ) или другие традиционные критерии.

Ментор – наставник, советчик ученика, вносящий в содержание изучаемого предмета индивидуальность, которую невозможно достичь в обычной школьной системе обучения.
Он оказывает ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных проектов, вводит его в реальные профессиональные сферы, помогает преодолеть разрыв между школьным классом и жизнью.

Тьютор – это научный руководитель учащегося. Знаменитый немецкий философ Иммануил Кант девять лет работал тьютором в семьях, прежде чем начал свою деятельность в университете. Учителя могут выполнять функции тьютора во время проведения в школах творческих и научных недель. Возможна смешанная система обучения, когда одни учащиеся занимаются индивидуально с тьюторами, другие в это же время обучаются по классно-урочной системе.

В последние годы восстанавливаются традиционные когда-то формы семейного образования и гувернерства. В отдельных случаях имеет место кооперативное семейное образование, когда родители нескольких семей объединяются для организации занятий со своими детьми.



Оглавление
Индивидуальное обучение.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Исторические аспекты становления домашнего образования в России
Педагог в системе домашнего обучения
Основные формы получения образования
Получение образования в форме семейного обучения
Получение образования в форме экстерната
Работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся
Формирование у учащихся действий, входящих в умение учиться
Проблемы формирования учебной мотивации у детей
Пути формирования у детей мотивации к учебной деятельности
Организация домашней работы учащихся
Технология индивидуализации обучения
Общие особенности технологий индивидуализации
Индивидуальная форма организации работы на уроке
Интернет-технологии в индивидуальном обучении
Новые технологии индивидуального обучения
Контроль в процессе обучения
Оценка знаний учащихся
Неуспеваемость учащихся
Измерение и оценка достижений ребенка
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
Индивидуальная образовательная траектория учащегося
Индивидуальная система занятий ученика
Организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов
Все страницы