Педагог в системе домашнего обучения

Реализация семейного образования предусматривает использование услуг домашнего педагога. При этом функции домашних педагогов были различными.

Богатые семьи в разных странах, в том числе и в России, уже в 18 веке нанимали нескольких домашних педагогов, каждый из которых выполнял свои специфические обязанности: одни преи-мущественно воспитывали (гувернер, гувернантка, бонна), другие (учителя, репетиторы) занимались обучением, давали уроки, готовили к поступлению в то или иное образовательное учреждение (например, в гимназию). Нередко первые надзирали за работой вторых: гувернантки присутство-вали на уроках учителей, следили, чему и как учат их воспитанников, осведомляли хозяев о состоянии обучения. В некоторых случаях гувернер (гувернантка) давали своим подопечным уроки, сами готовили их к поступлению в учебное заведение.

Обычно бонну (гувернантку, гувернера) приглашали к маленьким детям (5–7 лет), поэтому в ее задачи входило первоначальное обучение, преимущественно иностранному языку. Но основные усилия направлялись на воспитание, привитие норм приличия, формирование соответствующих манер поведения. Находясь рядом со своими воспитанниками, домашний воспитатель оказывал на них влияние в естественных жизненных ситуациях, направляя и регулируя поведение, предупреждая возможные ошибки. Часто такое влияние было многолетним, особенно это касалось девочек, которым «держали» гувернантку до замужества. Предусматривалась дифференциация воспитания в зависимости от пола ребенка: к мальчикам приглашали гувернеров, к девочкам – гувернанток.

После революции 1917 г. домашнее образование и деятельность домашнего педагога, воспитателя, гувернера были запрещены и соответственно приостановлена подготовка отечест-венных кадров данной специализации. Однако в семьях государственной и партийной элиты, как показывает мемуарная литература, прибегали к услугам домашних педагогов. Возможность приг-ласить для своих детей домашнего педагога всегда была и, видимо, останется привилегией состоятельных семей. Социально-экономические перемены в России последнего десятилетия привели к расслоению общества, формированию среднего класса, что создало предпосылки для возрождения института гувернерства как общественно необходимого социально-педагогического явления.

Немаловажным фактором, который вызвал к жизни идею домашнего воспитания силами педагога-профессионала, явилось негативное отношение части населения, особенно состоятельной, к единообразной системе общественного воспитания, медленно перестраивающейся на личностно-ориентированную модель. Многие семьи отказываются от общественных образовательных учреж-дений из-за достаточно высокого уровня заболеваемости детей в них. Другие родители хотели бы давать детям более качественное образование того или иного содержания. Наконец, сегодня доста-точно много детей, нуждающихся в особых условиях обучения и индивидуального развития: плохо адаптирующихся, с трудом преодолевающих жесткую регламентацию их поведения, деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения. Особая атмосфера развития и специального обучения требуется для детей с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями, а также одаренных детей. Таким образом, многие современные семьи отказываются от традиционного общественного воспитания и ищут альтернативную образовательно-воспитательную систему для своих детей.

Все указанные выше причины неприятия общественной системы воспитания и обучения привели к появлению спроса на гувернанток, домашних воспитателей. Назначение современного института гувернерства заключается в том, чтобы удовлетворить образовательные и воспита-тельные потребности, которые возникли на современном этапе в отдельных семьях, но являются весьма значимыми для общества в целом (А.Н. Ганичева, С.В. Куприянов).

С принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) возникла потребность в домашних учителях (а не только в репетиторах, как это было ранее). Впервые узаконено образование в семье. Образование в семье – одна из форм получения всех трех ступеней образования: начального, основного и общего. Перейти на семейную форму получения образования или предпочесть школьную учебу можно на любой ступени по договору родителей со школой. Естественно, что не всякая семья сумеет своими силами обеспечить образование своему ребенку. Привлечение домашних учителей позволит справиться с этим.

Обязанности домашнего педагога во многом зависят от особенностей семьи (в частности, от количества детей, занятости родителей), ее представлений о воспитании и образовании ребенка. Очень часто педагог сочетает функции ухода за ребенком, воспитания, образования, но бывает готов к различным дополнительным поручениям, не оговоренным первоначальным договором (выйти на работу в выходной или праздничный день, вывезти ребенка на отдых в другой город и т.д.). Специфична деятельность домашнего педагога, если его воспитанник – ребенок с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями (инвалид). Помимо доброго, отзывчивого сердца, особой выдержки потребуется высокая работоспособность, уравновешенность, медицинская осведомленность, практические навыки ухода за больным ребенком.

Работа домашнего педагога предъявляет свои требования и к его профессиональному уровню и личностным качествам. Необходимость войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи, завоевать сердце ребенка – вот некоторые условия успешности работы домашнего педагога. Соответствие им зависит от психоло-гической подготовки педагога, от наличия таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважительность к людям, искренность в отношении с ними, развитое чувство такта, выдержанность. У домашнего педагога должен быть «острый» глаз, который поможет увидеть и поддерживать нормы и правила, господствующие в семье, ее традиции, стиль общения между всеми ее членами. Для сохранения мира в семье домашний педагог не торопится с мнением о ребенке, тем более –
с оценками, не поучает, а тактично высказывает сомнения, не злоупотребляет советами и рекомендациями. Особенно тактично следует в интересах воспитанника корректировать цель и задачи семейного воспитания, если родители добиваются их реализации без учета индивидуальных особенностей ребенка, возможностей его развития.

Домашний учитель и воспитатель – педагоги, которые должны способствовать установлению в семье атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения и предупреждать агрессивность родителей по отношению к ребенку, поскольку берут на себя монотонную повседневную воспитательную работу, приучая воспитанника к дисциплине, порядку, сдержанности, вырабатывая у него положительные привычки поведения, культуру деятельности и т.д. Нередко домашний педагог становится доверенным лицом ребенка, хранителем его детских тайн, что особенно важно, если родители заняты собственной карьерой, бывают в частых отъездах. Профессиональный педагог выступает посредником между ребенком и родителями, которые не всегда понимают особенности его развития, объясняя отдельные из них детским капризом, упрямством и т.д.

Домашний педагог должен быть готов к многопрофильной образовательной работе с детьми разного возраста. Образовательная работа с детьми дошкольного возраста заключается в подготовке к школе, углубленных занятиях какой-либо областью знаний. Содержание углубленной образовательной работы обычно «заказывает» семья, исходя из чего и приглашают педагога, имеющего соответствующую подготовку. Чаще всего современные родители желают, чтобы ребенка обучали иностранному языку, живописи, игре на фортепьяно, пению и др. Направление углубленной работы может идти и от педагога, когда он предлагает, например, занятия лепкой, техническим творчеством, свою программу ознакомления с искусством на базе музеев, выставок и т.д.

Воспитание ребенка в семье с помощью приглашенного педагога может идти автономно от образовательных учреждений (детский сад, школа, школа искусств и др.). Однако задача домашнего педагога – убедить родителей ребенка в том, что ему необходимо детское общество не от случая к случаю, а достаточно постоянно, иначе будет формироваться обедненный или искаженный соци-альный опыт. Поэтому целесообразно сочетать домашнее воспитание с занятиями ребенка в спортивной секции, художественной студии, кружках и т.д. Тогда в функции домашнего педагога входит взаимодействие с педагогами учреждений дополнительного образования.

Специфика деятельности педагога – отсутствие сиюминутного результата труда: учитель, воспитатель действуют в настоящем, а результат их педагогической деятельности принадлежит будущему. Следовательно, деятельность педагога (и современного гувернера, в частности), рас-сматривается как общегосударственная проблема. Подготовка гувернера в условиях вариативного и альтернативного образования может осуществляться как в государственной, так и в негосударст-венной образовательной системе. В документах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации отмечается, что обе системы образования имеют право на существование, они равноправны.

Особенности образовательной деятельности современного домашнего педагога:

• гибкость графика работы домашнего педагога и режима организации детской деятельности, что способствует адаптации воспитанника к условиям окружающей среды;

• возможность расширения образовательного пространства и личностно-ориентированная модель обучения, что позволяет создавать оптимальные условия для развития и формирования личностных новообразований ребенка-дошкольника;

• возможность моделирования технологии подготовки гувернера к образовательной деятельности с учетом ценностных ориентаций семьи и национальных традиций воспитания;

• открытость и постоянно действующая система контроля за деятельностью гувернера, требу-ющая формирования установки на саморазвитие и самообразование как показателя профессиональной компетенции.

На основе выявленных особенностей образовательной деятельности домашнего педагога в условиях семьи определена специфика этой деятельности на современном этапе по сравнению с тем, как она осуществлялась в прошлом. К специфическим особенностям можно отнести следующие характеристики:

• всестороннее образование подрастающего поколения может осуществляться сегодня во взаимодействии с государственными образовательными учреждениями;

• требования, предъявляемые к современному гувернеру, не ограничиваются его личностными качествами, а предусматривают подготовку специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками;

• в условиях смены образовательной парадигмы взаимодействие гувернера и воспитанника строится на принципах субъектно-субъектных отношений, в рамках педагогики сотрудничества, что позволяет при организации образовательного процесса учитывать индивидуально-психологические характеристики личности ребенка;

• профессиональная деятельность домашнего педагога не исключает педагогическое сотруд-ничество с родителями и другими членами семьи через оказание семье консультативной психолого-педагогической помощи;

• возрастание потребности в услугах домашнего педагога связывается с возможностью оказания семье многопрофильных образовательных услуг (уход за больным ребенком, диагностика и коррекция индивидуального психического развития, формирование и развитие способностей и др.);

• образовательная деятельность домашнего педагога носит двойственный характер: европеизация российского образования с одной стороны и устойчивое стремление к формированию национального его своеобразия – с другой.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса напрямую связана с многогранной творческой деятельностью домашнего педагога. Положение о том, что воспитать личность может только личность, не нуждается в доказательствах. Однако, наряду с необходимостью оценки личностных качеств и педагогических способностей домашнего педагога-гувернера, следует разработать квалификационные требования к его деятельности, определить его основные функции.

В Государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (повышенный уровень) по специальности «Домашнее образование» (0315) отмечается: профессио-нальная деятельность специалиста должна быть направлена на развитие, воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях семьи. Основные виды деятельности домашнего педагога: воспитательно-образовательная; социально-педагогическая; культурно-просветительская; коррекционно-развивающая и учебно-методическая.

Специалист, ориентированный на работу в условиях семьи, должен соответствовать следующим общим требованиям:

• осознавать самоценность детского возраста как фундамента формирования личности и развития жизнеспособности человека;

• обладать гражданской зрелостью, педагогической этикой, высоким нравственным сознанием, любить детей;

• иметь необходимое для решения педагогических задач целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе;

• при выполнении своих профессиональных функций уметь решать поставленные задачи, требующие анализа ситуаций и выбора правильных путей их реализации;

• знать Международную конвенцию о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании» и содействовать охране прав личности в соответствии с ними;

• быть готовым к взаимодействию с семьей, а также другими специалистами, работающими с детьми;

• владеть профессиональным языком, корректно выражать и аргументировано обосновывать положения профессиональной области знаний.

Специалист, имеющий квалификацию воспитателя детей дошкольного возраста, должен владеть психолого-педагогическими знаниями:

• о ребенке как субъекте образовательного процесса;

• о возрастной периодизации и основных ступенях и закономерностях развития;

• об основах психологии общения, видах и уровнях общения;

• о целях образования, задачах, содержании, формах, методах, средствах воспитательно-образовательной деятельности;

• об основных принципах создания развивающей среды;

• о формах работы с родителями;

• об особенностях детей с проблемами в развитии;

• о воспитании и образовании детей, имеющих отклонения в развитии и нуждающихся в сопровождении, в интеллектуальной и эмоциональной поддержке.

Он должен уметь:

• анализировать и оценивать уровень обученности, воспитанности, развития детей;

• создавать условия для развития, обучения и воспитания детей;

• выбирать целесообразные формы, методы и средства воспитания и обучения;

• профессионально взаимодействовать с работниками образовательных учреждений при координации педагогического воздействия на ребенка;

• планировать и организовывать работу с родителями;

• использовать знания об основах коррекционной и этнопедагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми и просветительско-педагогической работе с родителями.

Профессионально значимые качества педагога – эрудиция, педагогическая наблюдательность, искренность, тактичность, выдержка, гибкость поведения, порядочность, чувство собственного достоинства, способность идти на компромисс, эмпатия, высокий уровень перцептивных способностей и др.

Коммуникативные качества педагога – богатый словарный запас, правильность, образность и выразительность речи; умеренная экстравертированность в общении; общая направленность личности на общение, взаимодействие, диалог; эмоциональная устойчивость в общении, низкий порог психопатизации и невротизма (психической неустойчивости и конфликтности).

Вместе с тем, специфика образовательной деятельности в условиях семьи требует определенного уровня развития специальных способностей: умения находить нетрадиционные решения в нети-пичных ситуациях, адаптироваться к разнообразным условиям, экономить эмоциональные ресурсы, иметь способность к рефлексированию и релаксации.

Особенности профессиональной деятельности домашнего педагога требуют вычленения умений и навыков, которые ее обеспечивают. Обеспечивающие навыки и умения – это практические и практико-технологические умения и навыки.

Владение практико-технологическими умениями и навыками позволяет домашнему педагогу не только качественно выполнять профессиональные обязанности, но и осуществлять обучение детей в адаптированной, облегченной форме. Практические умения и навыки направлены на овладение профессионально значимыми для домашнего педагога функциями, формирующими способность определить психотип, организовать развивающую среду, провести диагностику и коррекцию нервно-психического развития и др.

Значимыми в подготовке специалиста являются установленные И.А. Зимней показатели многоплановости соответствия педагога своей деятельности. Первым планом такого соответствия выступает пригодность к педагогической деятельности.

Пригодность к педагогической деятельности – отсутствие анатомо-морфологических и психологических противопоказаний к профессии.

Предрасположенность к педагогической профессии – некоторое стабильное единство нормы интеллектуального развития человека, положительного эмоционального тона (стеничность эмоций) и нормального уровня развития лингвистических и коммуникативных способностей.

Второй план – готовность к педагогической деятельности. Готовность к педагогической деятельности – широкая и системная профессиональная компетентность, стойкая убежденность человека, социально-значимая направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности общения, передачи опыта.

Завершающий план соответствия педагога его профессии – включаемость в педагогическую деятельность: легкость, правильность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее.

Сегодня любой педагог должен четко осознавать степень личного соответствия требованиям и специфике своей деятельности и наметить программу профессионального самосовершенствования.

Таким образом, педагог-профессионал, педагог-мастер находится в постоянном поиске новых путей совместного решения задач домашнего и существенного воспитания. В то же время следует отметить, что статус домашнего педагога до сих пор остается неопределенным, нет нормативно-правовой базы его деятельности, поэтому специалист оказывается социально не защищенным.
В то же время в последние годы выдвигаются идеи построения системы гувернерской службы



Оглавление
Индивидуальное обучение.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Исторические аспекты становления домашнего образования в России
Педагог в системе домашнего обучения
Основные формы получения образования
Получение образования в форме семейного обучения
Получение образования в форме экстерната
Работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся
Формирование у учащихся действий, входящих в умение учиться
Проблемы формирования учебной мотивации у детей
Пути формирования у детей мотивации к учебной деятельности
Организация домашней работы учащихся
Технология индивидуализации обучения
Общие особенности технологий индивидуализации
Индивидуальная форма организации работы на уроке
Интернет-технологии в индивидуальном обучении
Новые технологии индивидуального обучения
Контроль в процессе обучения
Оценка знаний учащихся
Неуспеваемость учащихся
Измерение и оценка достижений ребенка
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
Индивидуальная образовательная траектория учащегося
Индивидуальная система занятий ученика
Организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов
Все страницы