Организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов

Одним из приоритетных направлений модернизации образования является формирование новых моделей организации учебной деятельности, учитывающей вариативность и индивидуальность общего образования.

Модели организации обучения по индивидуальным учебным планам решают проблемы гума-низации образования, так как нацелены на личностно-ориентированный подход в обучении, ориентированы на реализацию основных прав ребенка в сфере образования, так как позволяют осуществлять свободный выбор индивидуальной траектории развития. Обеспечение универсальности образования в сочетании с индивидуальным подходом существенно расширяет возможности образовательного учреждения. Внедрение индивидуальных учебных планов позволяет значительно продвинуться в решении проблем снижения перегрузок учащихся старшего звена.

ИУП обучающегося предполагает прохождение некоторых учебных предметов в учреждениях дополнительного образования, заочных школах; в рамках семейного образования, самообразования, экстерната и пр.

Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образователь-ных учреждений при составлении ИУП возможно использование учебных предметов нескольких образовательных учреждений (организаций). Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучаю-щихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования, в общеобразовательных учреждениях различных видов.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

• Закон РФ «Об образовании», который указывает, что «...обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения»;

• концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования исходит из многообразия форм его реализации. Наряду с созданием профильных классов и групп, на основе примерных учебных планов профилей важно предоставить обучающемуся право освоения образовательных программ на основе ИУП;

• федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 №1312);

• уставы общеобразовательных учреждений, реализующих практику ИУП.

В соответствующих разделах уставов данных общеобразовательных учреждений целесообразно прописать:

а) наличие прав обучающихся на обучение по ИУП;

б) возможность организации образовательного процесса для обучающихся по ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов обучения, экстерната);

в) особый порядок оценивания промежуточной и по некоторым дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП;

г) порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся (это также может быть отнесено к компетенции администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления и пр.).

Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов меняет принципы форми-рования учебного плана общеобразовательного учреждения, равно как и составления школьного расписания занятий. Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем формируются индивидуальные учебные планы каждого ученика, и лишь затем их совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного учреждения в целом. В общеобразовательных учреждениях, работающих на основе ИУП, изменяется практика изучения обучающимися всех учебных предметов в составе одного и того же класса.

Индивидуальные учебные планы создают условия для увеличения возможностей выбора обучающимися моделей своего дальнейшего образования. В то же время внедрение модели связано с целым рядом проблем, требует соблюдения комплекса условий.

Внедрение индивидуальных учебных планов в школе должно начинаться с анализа имею-щихся условий в образовательном учреждении – кадровых, содержательных, материальных, психологических и т.д.

Работа по переходу на индивидуальные учебные планы предполагает несколько этапов. На первом, подготовительном, необходимо выделить в содержательном аспекте уровни дифференциации, которые станут основой для индивидуального плана. Так, например, если в школе в старшем звене реализуются, по крайней мере, два профиля (например, филологический и физико-математический), то это создает предпосылки для формирования индивидуального плана.

Проблема выбора ученика – основная проблема индивидуальных планов. Как показывает опыт различных школ, примерно 25% десятиклассников так или иначе меняют или уточняют выбор, сделанный в конце 9 класса. Осуществление выбора невозможно без его психологического сопровождения, которое целесообразно начинать еще в 8 классе с диагностики структуры интеллекта. Также в 8 классе целесообразно провести первичную профессиональную диагностику. На протяжении 9 класса необходимо отслеживать выбор каждого ученика по следующим параметрам.

1. Успешность обучения (используется метод экспертов).

2. Психологический комфорт учащегося в группе (используется метод наблюдения, тест школьной тревожности Филипса).

3. Устойчивость интересов в соответствии с выбранным направлением. Используются методы: беседа, экспертные оценки, повторно проводится методика «карта интересов», проекционные методики (сочинения «Мое будущее», « Я через 10 лет» и др.).

Подготовительный этап завершается определением количества учебных групп, необходимыми потребностями в кадрах, их расстановкой.

На втором, организационном этапе основной проблемой является составление индивидуаль-ного расписания. Принцип составления индивидуального расписания несколько отличается от составления общего расписания школы. Вначале необходимо безотносительно к дням недели составить комбинацию уроков в учебных группах, на которых было бы задействовано наибольшее количество учеников.

На третьем этапе внедрения ИУП главной проблемой видится проблема контроля и коррекции выполнения ИУП ребенка. С этой целью целесообразно каждый предмет разбить на учебные модули и их изучение завершить зачетной или контрольной работой. Результаты зачетов и контрольных работ можно фиксировать в зачетных книжках учащихся.

В процессе выбора и последующего его осуществления, в процессе прохождения своей образовательной траектории через урок, спецкурс или практикум, исследовательскую работу в лабораториях у детей начинают формироваться такие качества, как ответственность за свой выбор, самоконтроль, самооценка.

На четвертом аналитическом этапе на материале проведенных в течение года диагностических мероприятий анализируются основные итоги работы.

На заключительном этапе работы следует провести исследование по изучению удовлетво-ренности сделанным выбором, изучить отношения к ИУП со стороны учащихся, их родителей, педагогов, исследуя степень психологического комфорта в группах, степень удовлетворенности индивидуальным расписанием, соответствие индивидуального плана дальнейшей образовательной траектории.



Оглавление
Индивидуальное обучение.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Исторические аспекты становления домашнего образования в России
Педагог в системе домашнего обучения
Основные формы получения образования
Получение образования в форме семейного обучения
Получение образования в форме экстерната
Работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся
Формирование у учащихся действий, входящих в умение учиться
Проблемы формирования учебной мотивации у детей
Пути формирования у детей мотивации к учебной деятельности
Организация домашней работы учащихся
Технология индивидуализации обучения
Общие особенности технологий индивидуализации
Индивидуальная форма организации работы на уроке
Интернет-технологии в индивидуальном обучении
Новые технологии индивидуального обучения
Контроль в процессе обучения
Оценка знаний учащихся
Неуспеваемость учащихся
Измерение и оценка достижений ребенка
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
Индивидуальная образовательная траектория учащегося
Индивидуальная система занятий ученика
Организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов
Все страницы