Организация учебно-познавательной деятельности учащихся

Для организации учебно-познавательной деятельности существенное значение имеет следующее: хотя овладение изучаемым материалом и происходит под руководством учителя, оно представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний.

Учение требует определенного «распредмечивания знаний», или «воссоздания», но только в более свернутом виде, тех мыслительных и практических операций (действий), которые когда-то совершались в процессе научного исследования (познания) тех или иных явлений или предметов. С этой точки зрения, как показано в педагогике, процесс этот включает три взаимосвязанные стадии (этапы).

На первой стадии происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала, или усвоение теоретических знаний.

На второй стадии осуществляется выработка умений и навыков в применении этих знаний на практике, что требует организации специальных тренировочных упражнений.

Третья стадия связана с дальнейшим повторением и углублением знаний по изучаемому материалу, их закреплением и совершенствованием практических умений и навыков.

Овладение учебным материалом – осуществление полного цикла учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, запоминание, упражнение в применении усвоенной теории в практике и повторение с целью углубления и более прочного усвоения знаний, умений и навыков.

Усвоение теоретического материала на первой стадии начинается с восприятия изучаемого материала. Сущность восприятия – учащиеся с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания и обоняния) воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений.

Восприятие – отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений.

Результат восприятия – формирование представлений как низшей формы знаний. Представление – сохранение в сознании человека внешних образов (признаков, свойств) воспринятых предметов и явлений.

Низшей формой знаний они являются потому, что в них фиксируются только внешние свойства предметов и явлений, но не раскрывается их сущность.

Как в научном познании, так и в обучении необходимо раскрывать сущность предметов и явлений. Еще Аристотель отмечал, что научное знание существенным образом отличается от восприятия и мнения: от восприятия тем, что его предметом является всеобщее и необходимое, а не единичное и случайное, а от мнения тем, что его суждение – всегда истинно. Постигнуть же это всеобщее, необходимое и истинное можно только с помощью мышления, осмысления.

Что же такое осмысление как познавательное действие? В словаре русского языка говорится, что осмыслить что-либо – это значит открыть его смысл, значение, понять.

Осмысление как познавательное действие – мысленное постижение причин и следствий, заключенных в изучаемых предметах и явлениях, раскрытие (уяснение) сущности последних и формирование на этой основе различных теоретических обобщений (правил и т.д.).

Процесс этот включает в себя следующие мыслительные операции (действия):

– анализ воспринятых внешних свойств и признаков изучаемых предметов и явлений;

– логическую группировку признаков и свойств изучаемых предметов и явлений и выделение из них наиболее существенных и общих для всех подобного рода предметов и явлений;

– «мысленное» постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов и явлений и формулирование теоретических понятий или выводов, правил и т.д.;

– проверку обоснованности и истинности сделанных теоретических выводов.

Исследованиями установлено, что для учащихся гораздо труднее выделять общие признаки, которые характерны для многих подобных явлений и предметов, чем их различия. Различия обычно выражены более рельефно, они более очевидны и в этом смысле находятся как бы на поверхности изучаемых явлений и предметов.

Результат осмысления – понимание изучаемого материала и образование понятий. Если в представлениях, как уже отмечалось, отражаются единичные, внешние свойства и признаки изучаемых предметов и явлений, то в понятиях выражается их глубинная сущность, заключенные в них внутренние причины и следствия.

Понятие – форма научного знания (мысли), в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обобщений. Слово понятие происходит от славянского, что означает «взять», «поймать» существенное в изучаемых предметах и явлениях и указывает на необходимость активного самостоятельного мышления учащегося.

В педагогике, однако, выделяется два вида осмысления – первичное и последующее. Конечно, если изучаемый материал бывает сравнительно легким и не содержит сложных понятий, то достаточно одного первичного восприятия и осмысления, чтобы его хорошо понять. Но в большинстве случаев, особенно в математике, физике, химии, изучаемый материал отличается достаточной сложностью, и его первичное восприятие и осмысление позволяет добиваться лишь понимания, которое зачастую бывает поверхностным, неполным. Вот почему при изучении подобного материала необходимо, чтобы учащиеся осуществляли последующее более глубокое осмысление.

Однако овладение теоретическим материалом не сводится только к его пониманию и формированию науки понятий. Вполне справедливым следует считать такое выражение: как много не знал он из того, что понимает. Разве, например, не бывает так, что ученик как будто все понимает, если кто-то другой отвечает на вопросы по изучаемой теме, но сам воспроизвести ее содержание не в состоянии. Следовательно, изучаемый материал нужно не только понимать, но и сохранять его в памяти, уметь свободно и логично воспроизводить.

Это обусловливает большую важность следующего познавательного действия – запоминания изучаемого материала. Возникает вопрос: что значит знать, усвоить изучаемый материал?

Знать изучаемый материал – значит уметь:

– осмысленно и полностью его воспроизводить;

– воспроизводить его в сокращенном виде;

– выделять в материале главные положения:

– разъяснять сущность усвоенных правил, выводов и других теоретических обобщений;

– доказывать правильность и обоснованность теоретических положений;

– отвечать на прямые и косвенные вопросы по изученному материалу;

– расчленять материал на смысловые части и составлять его план;

– иллюстрировать усвоенные теоретические положения примерами и фактами;

– письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;

– устанавливать связь изучаемого материала с ранее пройденным;

– применять полученные знания на практике, то есть выполнять практические задания, решать примеры и задачи, составлять различные схемы и т.д.;

– переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;

– выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изучаемом материале, выражать к ним свое отношение.

Приведенные положения показывают, что запоминание изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием. Наоборот, оно должно базироваться на глубоком и всестороннем понимании усваиваемых знаний и способствовать умственному развитию учащихся.

Обычно запоминание осуществляется путем повторения – воспроизведения изучаемого материала. Повторение может быть двух родов: активным и пассивным. Пассивное повторение – ученик вновь воспринимает то, что воспринимал уже прежде. Активное повторение – ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых прежде представлений. Это активное повторение гораздо действеннее пассивного, и способные дети инстинктивно предпочитают его первому: прочитав урок, они закрывают книгу и стараются проговорить его на память.

Лучший способ запоминания материала – его активное воспроизведение: пересказ вслух или про себя, устные ответы на вопросы учебника, составление плана прочитанного, устное или письменное составление тезисов. В таком случае, когда учащийся после осмысления нового учебного материала приступает к его усвоению (запоминанию), ему следует вдумчиво прочитать его по учебнику, выделить в нем основные положения, а затем приступить к его активному воспроизведению, пользуясь указанными выше приемами.

Для овладения изучаемым материалом существенное значение имеют его временные рамки.
С этой точки зрения выделяют концентрированное запоминание, которое осуществляется сразу, и рассредоточенное запоминание, когда усвоение изучаемого материала производится в несколько этапов и рассредоточивается во времени. Концентрированное запоминание – знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное запоминание – перевод знаний в память долговременную. Вот почему в процессе обучения необходимо рекомендовать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминания.

Было бы, однако, неверно сводить усвоение (запоминание) изучаемого материала только к воспроизводящей деятельности. Необходимо побуждать учащихся к тому, чтобы они раскрывали и осмысливали новые детали в изучаемом материале, которые ускользали от их внимания при первичном его восприятии.

Второй стадией в процессе овладения изучаемым материалом выступает организация упраж-нений по применению знаний на практике и выработке соответствующих умений и навыков. Большая важность этой стадии обусловливается не только тем, что знания нужны человеку для жизненной практики и духовного развития, но и тем, что формирование практических умений и навыков способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала, развитию сообрази-тельности и творческих способностей. Существенное значение для организации упражнений имеют два положения.

Первое. Тренировочные упражнения только тогда дают эффект и выполняются осмысленно, когда учащиеся хорошо овладели теорией. Если же знания осмыслены и усвоены недостаточно, то учащиеся не будут осознавать способов их применения на практике.

Второе. Процесс применения усвоенных знаний на практике имеет свои трудности. Это связано с тем, что общее проявляется в большом многообразии конкретного.

Вот это многообразие конкретного, в котором проявляется общее, а также наличие субъек-тивного момента при применении теоретических знаний на практике и вносит в этот процесс определенные затруднения. Усвоив на основе конкретных примеров, фактов то или иное правило, вывод или закон, учащийся должен решать сам, подходят ли они для решения новых задач или объяснения новых, ранее не встречавшихся явлений.

На третьей стадии происходит систематизация и обобщение материала с целью углубления, упрочения и совершенствования знаний, практических умений и навыков.

Это очень сложная стадия в овладении изучаемым материалом. Исходным положением необходимости этой стадии является то, что овладение знаниями не сводится к одному позна-вательному акту, что искомое не раскрывается сразу во всем своем многообразии, а требует дальнейшей умственной и практической деятельности по более глубокому его усвоению.

На каждом этапе усвоения знаний к известному присоединяется неизвестное, к главному и существенному, что было раскрыто на предыдущем этапе, присоединяется новое, менее сущест-венное, но также важное для обоснования знаний об изучаемом предмете.

Не менее важное значение имеет и другое положение. Как бы хорошо ни был усвоен изучаемый материал на занятиях, это усвоение (запоминание) носит концентрированный характер, при котором, как уже отмечалось, знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание и перевести знания в долговременную память, необходимо осуществить рассредоточенное запоминание, что также требует организации повторения изучаемого материала.

Таким образом, обращаясь к повторению изученного материала, учащиеся глубже и полнее его осмысливают, усваивают его внутреннюю логику и приводят в систему с ранее полученными знаниями. Повторение нужно проводить по каждой изучаемой теме, а также отдельным разделам учебной программы в конце учебного года.



Оглавление
Индивидуальное обучение.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Исторические аспекты становления домашнего образования в России
Педагог в системе домашнего обучения
Основные формы получения образования
Получение образования в форме семейного обучения
Получение образования в форме экстерната
Работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся
Формирование у учащихся действий, входящих в умение учиться
Проблемы формирования учебной мотивации у детей
Пути формирования у детей мотивации к учебной деятельности
Организация домашней работы учащихся
Технология индивидуализации обучения
Общие особенности технологий индивидуализации
Индивидуальная форма организации работы на уроке
Интернет-технологии в индивидуальном обучении
Новые технологии индивидуального обучения
Контроль в процессе обучения
Оценка знаний учащихся
Неуспеваемость учащихся
Измерение и оценка достижений ребенка
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
Индивидуальная образовательная траектория учащегося
Индивидуальная система занятий ученика
Организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов
Все страницы