Измерение и оценка достижений ребенка

Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, единицах и инструментах измерения.

От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение всего образовательного процесса. Учитель-профессионал всегда заранее определяет те контрольные ориентиры, которые будет предлагать ученикам после изучения ими каждого раздела или темы курса. Такими ориентирами являются конкретные предметные знания, умения и навыки, усвоенные способы деятельности, способности, творческая продукция учеников (табл. 1).

Результаты обучения имеют две стороны – внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностную).

Предмет диагностики и контроля – внешние образовательные продукты учеников и их внутренние качества. Образование определяется в первую очередь результатами внутреннего развития. Задачами диагностики уровня развития способностей учащихся выступают:

1) обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования;

2) выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся;

3) соотнесение целей с полученными на планируемый период результатами.

Таблица 1

Параметры диагностики результатов деятельности учеников

Параметр диагностики

Вид продукции

Форм и способ анализа

Творческий образова-тельный потенциал

Творческие достижения на уроках, творческие работы

Контент-анализ содержания твор-ческих работ, рецензирование и оценка

Базовые образователь-ные стандарты

Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены

Поэлементный анализ, оценочная система

Личностные качества учащихся

Рефлексивные записи и самооценки учеников, образовательные хара-ктеристики и таблицы учителей

Диагностика и оценивание учителя-ми уровня развития личностных качеств. Статистические методы обработки результатов

Индивидуальная образовательная траектория

Индивидуальные образовательные программы и рефлексивные записи учеников, образовательные харак-теристики учителей

Анализ соответствия программ и результатов. Степень отличия обра-зовательных результатов разных учеников

Методы контроля образовательной деятельности – способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы данного анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции ученика:

– область творчества;

– степень творчества;

– уровень самостоятельности;

– степень отличия от работ других учеников (оригинальность);

– степень отличия от собственных предыдущих работ.

Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, балльной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и харак-теристик предусматривает вербальную форму. Трех-, пяти-, десятибалльные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.

Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

– по количеству творческих элементов;

– по степени оригинальности элемента;

– по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников;

– по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения;

– по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания образовательного продукта;

– по практической пользе и использованию полученного продукта.

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения резуль-татов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки, например: креативные качества, когнитивные, оргдеятельностные (табл. 2).

Таблица 2

Диапазон уровня развития личностных качеств ученика

Личностное качество

Начальный уровень развития

Итоговый уровень развития

Целеполагание

Выбор цели своего занятия на уроке из предложенного учителем набора

Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности

Рефлексия

Умение вычленять этапы собствен-ной деятельности с указанием успе-хов, трудностей и применённых способов деятельности

Умение строить разноуровневую реф-лексивную модель различных видов деятельности, происходящих в индиви-дуально-коллективном образовательном процессе

Генерация идей

Способность увидеть проблему

Умение сформулировать проблему и предложить способ ее решения

Символотворчество

Умение придумать знак (символ) для обозначения реального объек-
та – явления, свойства, предмета

Умение найти и представить различ-ными образными средствами смысло-вую идею изучаемого объекта

Прогнозирование

Умение угадывать результат выпол-нения учебного опыта

Конструирование динамической модели развития культурного, научного или природного явления

Диапазон уровня развития личностных качеств ученика предполагает его детальную прора-ботку и обозначенность промежуточных уровневых элементов. В этом случае педагог будет иметь ориентировочные предпосылки для разработки коллективных и индивидуальных образовательных программ учеников. Подобная система соответствий является ориентиром для конструирования образовательных программ, поскольку дает структурные основания формулирования личностно–ориентированных образовательных целей, отбора форм и методов обучения, обеспечивающих необходимые виды деятельности учеников; помогает определить предмет контроля образовательных результатов.

Для оценки итогового уровня развития личностных качеств каждого ученика используются:

а) текстовые образовательные характеристики ученика;

б) результаты его образовательных достижений;

в) рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика;

г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов, сопровождающих эвристическое обучение. «Высокий», когда положительные изменения личностного качества ученика в течение учебного года признаются как максимально возможные для него; «средний» – изменения произошли, но ученик потенциально был способен к большему; «низкий» – изменения не замечены.

В целях усиления дифференциации получаемых результатов может применяться пятиуровневая шкала, в которую добавляются уровни – «выше среднего» и «ниже среднего».

Объем личной творческой продукции в каждой работе ученика различен, что характеризуется понятием «степень творчества». Установление степени творчества – задача, стоящая перед учителем, который после проведенной диагностики знает начальный уровень знаний, представлений, информации, которыми владеет ученик, и обнаруживает субъективную новизну созданного обра-зовательного продукта ученика. В ходе обучения происходит контроль и оценка текущей образовательной продукции учащихся.

Рассмотрим этапы создания образовательной характеристики, которая составляется учителем на каждого ученика раз в четверть, полугодие или год.

Вначале учитель устанавливает 3–5 приоритетных параметров, по которым будет происходить анализ и оценка образовательных результатов всех учеников. Эти параметры вытекают из целей образовательной программы учителя. Такими параметрами могут быть: знание учеником алфавита, умение задавать вопрос, способность образного творчества. Затем отбираются материалы, помогающие судить об изменениях детей по данным параметрам за время обучения:

– индивидуальные творческие работы учеников и другие их образовательные продукты – ученические тексты, тетради, альбомы, поделки и иная продукция, которая свидетельствует о происшедших в них изменениях;

– протоколы итоговых контрольных работ (зачетов), показывающих уровень достижения детьми образовательных стандартов (например, замеры скорости чтения в начале и в конце четверти);

– дневниковые записи учителя, психологические, астрологические и иные данные. Качественные характеристики учеников за предыдущие учебные четверти и годы. Письменные рефлексивные записи учеников. Анкеты их родителей.

Когда необходимые материалы подготовлены, составляется план характеристики каждого конкретного ученика. В этом плане устанавливается набор внутренних качеств личности ученика, о которых пойдет речь при анализе его достижений и проблем, например: универсальные качества (целеполагание, рецензирование, самоорганизация, рефлексия), креативные (воображение, интуиция, нормотворчество, самобытность), предметные (умение проанализировать состав слова, записать условие математической задачи, исследовать природный объект, выполнить физическое упражнение).

В характеристике записываются самобытные черты ученика, достижения и факты, которые оттеняют его индивидуальность. Они являются «изюминками» характеристик, свидетельством того, что учитель видит в каждом ученике индивидуальность.

Характеристика по учебному предмету пишется кратко, но емко. В каждом предложении выражается одна из главных целей курса и особенность ее достижения учеником. Перечисленная документация имеет личностно-ориентированный смысл и в достаточной степени отражает реальные образовательные приращения учащихся не только в отношении базовых образовательных стандартов, но и в его творческой самореализации.

В конце учебного года ученику выдается свидетельство, в котором фиксируются основные параметры его образовательных результатов. Важно, чтобы подобные свидетельства не ограничивались фиксацией уровня усвоения учеником образовательных стандартов, но включали достижения ученика в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения.



Оглавление
Индивидуальное обучение.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Исторические аспекты становления домашнего образования в России
Педагог в системе домашнего обучения
Основные формы получения образования
Получение образования в форме семейного обучения
Получение образования в форме экстерната
Работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся
Формирование у учащихся действий, входящих в умение учиться
Проблемы формирования учебной мотивации у детей
Пути формирования у детей мотивации к учебной деятельности
Организация домашней работы учащихся
Технология индивидуализации обучения
Общие особенности технологий индивидуализации
Индивидуальная форма организации работы на уроке
Интернет-технологии в индивидуальном обучении
Новые технологии индивидуального обучения
Контроль в процессе обучения
Оценка знаний учащихся
Неуспеваемость учащихся
Измерение и оценка достижений ребенка
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
Индивидуальная образовательная траектория учащегося
Индивидуальная система занятий ученика
Организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов
Все страницы