Исторические аспекты становления домашнего образования в России

Возникновение и становление института домашнего педагога имеют свою историю, уходящую в глубь веков. Первые домашние воспитатели появились в Древней Греции. В их обязанности входили охрана жизни и здоровья подопечного, уход за ним, присмотр за поведением, а позже – оказание помощи в учебе. Основную нагрузку по обучению детей состоятельных родителей несли учителя школы, в которую они ходили.

В Х–ХIII вв. в период становления древнерусского феодального государства у правящего класса увеличивается потребность в грамотности. Во взглядах на религию как на источник просвещения Древней Руси нет единства. Исследования С.Д. Бабишина и Б.А. Рыбакова говорят о достаточно высоком общем культурном уровне, о самобытном, национальном характере воспитания в дохристианской Руси, о том, что ни педагогическая мысль, ни система образования в Древней Руси не были копией византийской.

Первым поколением русских образованных людей, получивших церковное образование, можно справедливо считать членов княжеской семьи. Так, дети князя Владимира (1015), его внуки и правнуки были грамотными и высокообразованными для своего времени людьми. А один из сыновей – Всеволод знал 5 иностранных языков. Образование детей при дворе Владимира и Ярослава было связано с расширением межгосударственных связей. Обычай русских князей искать невест и женихов в иноземных краях оказывал значительное влияние на воспитание и образование детей княжеского рода.

Первое упоминание о дворцовых школах относится к 988 г., когда в Киеве была открыта школа «учения книжного». Подобные школы открылись в Новгороде в 1030 г., в 1093–1097 гг. в Муроме, Владимире, Волынске, Переславле, Суздале, Чернигове и других городах. Необходимо отметить, что обучение при княжеском дворе отличалось основательностью и глубиной, а потому считалось предпочтительным и для детей княжеских родов других государств. При дворе Ярослава Мудрого (1016 г.) получили образование сыновья английского и шведского королей – Эдуард и Эдвин. В феодальной Руси сложилась система обучения, типичная для стран Западной Европы, получившая название «семи свободных искусств». Изучение философии, астрономии, геометрии, грамматики, диалектики, риторики, музыки позволяло детям княжеских родов, боярства и воеводства получать всестороннее образование, по завершении которого молодые княжичи вступали в права владения уездными княжествами. Аналогично явлению кумовства дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью.

Просвещенные князья способствовали распространению образования на Руси. Кроме тради-ционного домашнего воспитания начинают появляться общественные воспитательные учреждения. Известно, что сын Владимира Ярослав открывает в Новгороде в 1025 году училище для 300 детей боярского сословия и старшин. Несколькими десятилетиями позже, в 1086 году, внучка Ярослава – княжна Анна Всеволодовна открывает в Киеве при Андреевском монастыре первое в России училище для девушек, где чтению, письму и рукоделию обучает их сама.

С приходом на Русь христианства функции воспитателей с добропорядочных соседей (кумовство) были переложены на священнослужителей. Кум при крещении младенца нарекался «крестным» и считался с той поры вторым отцом, почитался и уважался крестником. Перед Богом и людьми он нес ответственность за будущее своего воспитанника, его дела и поступки, а в случае потери родителей – заменял их, беря крестника к себе в дом как родного сына. Святой митрополит Киевский Михаил благословлял учителей и давал наставления, как правильно вести обучение.
В Новгороде, Смоленске и других городах были организованы школы и училища при кафедрах епископов для обучения детей грамоте. Если первоначально образование и просвещение распро-странялось лишь на детей княжеской семьи и бояр, то постепенно в разных городах Руси священники стали обучать грамоте при церквях, школах и училищах детей всех сословий.
Со временем не только священники, но и люди нецерковного звания начали обучать детей. Таких учителей называли «мастерами грамоты».

Дети мужского пола получали образование у священников или «мастеров», женское обра-зование было сосредоточено преимущественно при женских монастырях, которых перед татаро-монгольским нашествием насчитывалось более 10. В древних летописях сохранилось упоминание о дочери Черниговского князя Михаила Всеволодовича Евфросинье, открывшей при монастыре женское училище, в котором она обучала детей всех сословий грамоте, письму и пению молитв. Формы внесемейного воспитания в Древней Руси («дома молодежи», «школы книжного учения», кормильство, кумовство, дядьки) были определенным видом наставничества.

Сведения о развитии просвещения на Руси, начиная со второй половины XIII века, скудны и отрывочны. Известно лишь, что священнослужители и во времена татаро-монгольского нашествия (1240–1480) учили грамоте при церквях и монастырях. С XIII по XV в. просвещение и образование поддерживалось и развивалось лишь православием. Сохранившиеся после нашествия монголов 180 монастырей на Руси служили в тяжелые времена очагами культуры и образованности. Дети из семей, относящихся к высшим и знатным сословиям, имели возможность получить образование в монастырях у наставников-священников. Незнатные и небогатые отдавали своих детей в обучение учителям-мирянам – «мастерам» и «мастерицам».

Как ни различны были воззрения на женщину в старой Руси, за ней признавали право заботы о детях, воспитания их в благонравии. Женщине полагалось быть образованной, так как она являлась не только хранительницей домашнего очага, но и первой наставницей детей в добрых и праведных поступках. Четко закрепленные функции жены и мужа, обязанности каждого члена семьи, нравоучения и советы по ведению домашнего очага и явились той основой народности и национальных традиций, которые формируют менталитет нации, культуру, традиции. Идеал физи-ческой силы мужчины как хозяина дома определен потребностями исторической эпохи. Моногамная патриархальная семья нуждалась в стержне, четком законе, правилах поведения и нормах морали.

Суровые меры воспитания являлись одной из характеристик средневековой педагогики. До конца XII века жизнь несовершеннолетнего не признавалась равнозначной жизни взрослого; своего ребенка можно было и убить, особенно если он посягнул на жизнь и достоинство родителей; внебрачные дети вообще не находили социальной защиты.

Основа семейного воспитания – послушание, богобоязнь, уважение родителей, трудолюбие и гражданственность. Ценностные ориентации «Домостроя» воспитывали и формировали однотипность характеров, так как средневековому обществу не нужны были индивидуальности, «для него они представляли опасность». Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались строгостью. Правилами воспитания детей предписывалось «...любить их и хранить, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, поколотить... обеспечить их и воспитать в доброй науке, учить страху Божию и всякому порядку».

Семейное воспитание, основывавшееся на запретах и телесных наказаниях было направлено на воспитание в детях смирения и благословлялось церковью. В рекомендациях «Как детей учить и страхом спасать» говорится: «Любя же сына своего, учащай ему раны – потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего в юности и порадуешься за него в зрелости его, и не жалей младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти».

Давая характеристику домашнего быта русских царей, историк Е.И. Забелин отмечает, что при обучении детей царских фамилий существенных различий в просвещении обоих полов не было. Царевны так же, как и царевичи, обучались с пятилетнего возраста чтению, а двумя годами позже – письму. Часослов, Псалтирь, Евангелие (основные церковные книги для обучения детей грамоте), Азбука и церковное пение преподавались царевнам в том же объеме, что и царевичам. Различие состояло лишь в наставниках: девочек учили учительницы-мастерицы, а мальчиков – дядьки. Обучение детей царских фамилий предоставлялось лучшим учителям, которые составляли для них учебные пособия и определяли содержание образования.

Обучение и воспитание на Руси в допетровский период носило глубоко национальный характер и являлось привилегией лишь российских учителей-наставников. Со времен Ивана Грозного и Бориса Годунова при дворе в качестве послов и торговых людей было много иноземцев, однако в учителя иностранцы не допускались. Существующий запрет на обучение у иностранных учителей заставлял переодевать наставников (немца и поляка) в русское платье и обучаться, запираясь в комнате. Образование и культура в XVII веке носили церковный характер и не являлись обязатель-ными для состоятельных сословий. Боярские дети порой не обладали навыками чтения и письма.

Расширение межгосударственных связей требовало грамотных и просвещенных людей. Образованность – едва ли не первое условие продвижения по службе. Не только государство, но и частные лица стали содействовать развитию просвещения. Известно, что доверенный советник царя Алексея – окольничий Ф.М. Ртищев основал под Москвой Андреевский монастырь и при нем школу, куда позже пригласил монахов Киево-Печерского монастыря для обучения молодежи языкам, грамматике, философии и другим наукам. В 60-е годы XVII века в Москве Симеон Полоцкий открыл Спасскую школу. Первыми учениками ее были писари собственной Кабинетной канцелярии Государя. Курс обучения в школе по тем временам приравнивался к среднему образованию.

Царь Алексей Михайлович (1645–1676) поручил Симеону Полоцкому образование своих сыновей Федора и Алексея. Под его руководством царевич Федор обучался поэзии и был соавтором Полоцкого в стихотворном переложении Псалтири. Полоцкий становится впоследствии наставником царевны Софьи и пяти ее сестер. Желая дать воспитанникам всестороннее образование, он обучал царских детей не только грамоте и письму, но и латыни, иностранным языкам, политике, риторике и другим наукам

В период Великорусского государства (XIV–XVII вв.) его развитие требовало подготовки грамотных и образованных людей. В 1687 г. в Москве по инициативе С. Полоцкого открылось первое высшее общеобразовательное учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.
В учредительной грамоте (1680 г.) были определены задачи, содержание и формы обучения и права учреждения. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви, осуществляла цензуру книг духовного содержания и суд над отступниками от православия. Устав академии запрещал принимать учителей-иностранцев в качестве домашних наставников (гувернеров) без специального разрешения и дополнительных свидетельств-рекомендаций.

Отличительной особенностью этого периода является монополия духовенства на просвещение и формирование прообраза отечественного домашнего педагога – «дядьки». Образование в России XVI–XVII вв., несмотря на открытый Ф.М. Ртищевым Андреевский монастырь, все еще не являлось заботой государства, государственные образовательные учреждения, которые взяли бы на себя функции обучения и воспитания, отсутствовали.

После освоения грамоты под руководством священника или «мастера» дальнейшее образо-вание русского человека зависело полностью от его желаний и интересов и по существу являлось самообразованием. С развитием печатного дела на Руси появляется возможность самостоятель-ного чтения отдельных переводов греческой мифологии, древнегреческих религиозных текстов.

Эпоха Петра I (1682–1725) изменила взгляды на образование и просвещение. За сравнительно короткий срок в России были созданы основы национальной системы образования. Реформаторские преобразования Петра I требовали открытия новых учебных заведений для подготовки отечест-венных кадров. Допетровская Русь оценивала человека по принадлежности к определенному сословию, при Петре I впервые стали значимы личные достижения и заслуги перед Отечеством. Он повелел открыть государственные школы для элементарного обучения детей. Указ Петра гласил: «Во всех губерниях, дворянского приказного чина, дьячих и подьячих детей, от пяти до пятнадцати лет, опричь однодворцев, учить цифири и некоторой части геометрии». Изменилось и обучение в новых типах государственных учебных заведений. В России открываются школы Математических и Навигационных наук, Адмиралтейские, Гарнизонные, Горнозаводческие, Цифирные и др.

Основной тип школ в первой половине XVIII в. – архиерейские школы. Содержание и характер обучения с учетом преобразования социально-экономических условий тоже изменился. Значительно расширился курс обучения в церковных школах за счет предметов технического и гуманитарного цикла. Наряду с чтением, письмом и богословием в архиерейских школах стали изучать основы славянской грамматики, начальной арифметики и геометрии.

Вскоре архиерейские школы были заменены семинариями, в которых могли обучаться дети и других сословий. Содержание обучения в семинариях коренным образом отличалось от других учебных заведений своей разносторонностью и основательностью. Кроме родного языка, в них изучали латинский и греческий, пиитику, риторику, логику, географию, политику. Озабоченный подготовкой нужных государству людей, Петр I обратил свое внимание на практические знания и подготовку специалистов во всех отраслях науки. В то же время идеи Петра о развитии общего и среднего специального образования не всегда находили поддержку среди бояр и духовенства.

Окончание цифирных школ по Указу 1714 г. являлось обязательным, без свидетельств об их окончании запрещалось жениться. Для детей духовенства открывались духовные и архиерейские школы (семинарии), но посещались они неохотно. Но даже тяжелые телесные наказания: сечение батогами и лозой, сажание на цепь, наказание «коленями на горох» не привили ученикам прилежания – школы не прижились, повсеместно закрывались, ученики разбегались. В середине XVIII в. развитие просвещения было направлено на создание сословных учебных заведений для дворян. Детей дворян посылали учиться за границу, но недоросли бежали от просвещения. Царь Петр нередко лично принимал экзамен у вернувшихся из-за границы: был строг и требователен. Желая привлечь к образованию молодежь, Петр I издает указ о выплате «кормовых денег» (прообраз стипендий).

В эпоху Петра I домашнее образование получило новое направление. В обществе стали скла-дываться новые мировоззренческие ориентиры. Обучение этикету, иностранным языкам, приобщение к западноевропейской моде повлияло на быт и сознание людей. Восхищение и преклонение перед всем «иноземным» не могло не сказаться на изменении подходов к воспитанию и обучению юношества.

Параллельно с развитием церковного и домашнего воспитания начинает складываться обучение в государственных учебных заведениях. Дети из купеческих и дворянских семей стали получать образование за границей или дома под руководством учителей-иностранцев. Однако приоритетным оставалось домашнее воспитание. Домашние учителя во времена Петра I были представлены двумя категориями: к первой относились русские подданные – отставные унтер-офицеры, канце-лярские служащие, причетники приходских церквей; другую категорию домашних учителей составляли иностранцы.

Восемнадцатый век можно по праву считать эпохой гувернерства. «Гувернер, гувернантка» - образовались от французского «gouvernanter» – управлять – появляются в русском языке в первой половине XVIII века. Обязанность знатных людей бывать на приемах и ассамблеях, внедрение европейских правил поведения в обществе вынуждали их уделять внимание воспитанию и обучению молодежи. Но и у небогатых людей было стремление «воспитать детей по-европейски». Однако под образованием дворянство и купечество понимало обучение детей иностранным языкам, манерам, танцам; знание наук считалось не столь обязательными. Вместе с тем, отсутствие контроля за домашним образованием со стороны государства, несомненно, оказывало отрицательное влияние на содержательную сторону воспитания и образования подрастающего поколения.

В 1725 г. в Санкт-Петербурге была открыта Академия наук, объединяющая три учреждения: собственно Академию, университет и подготовительную гимназию. Однако известный знаток эпохи XVIII в. М.И. Пыляев писал: «Училища, заведенные при Петре, скорее портили, чем воспитывали молодое поколение, домашнее же образование в высших классах ограничивалось только внешним наведением лоска».

В 1755 г. в Москве, а в 1758 г. в Санкт-Петербурге были открыты государственные университеты – первые высшие учебные заведения для детей дворянского сословия. Государыня Елизавета Петровна (годы правления 1741–1761). Указом, изданным в 1755 году, запретила обучать и воспитывать русских детей иностранцам, предварительно не выдержавшим экзамен в Академии наук и не представившим свидетельства о личности. В указе отмечалось: «В Москве у помещиков находится на дорогом содержании великое число учителей, большая часть которых не только наукам обучать не могут, но и сами к тому никаких начал не имеют, многие, не снискавши хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иным подобными ремеслами все свои жизни препровождали». Несмотря на указ, иностранцы-гувернеры надолго обосновались в России.

Конец XIX – начало XX века характеризуется стремлением прогрессивных деятелей государства, интеллигенции сохранить национальные черты воспитания и русской культуры. Л.Н. Толстой, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Д.И. Писарев и др. подчеркивали необходи-мость изучения родного языка, воспитания патриотических чувств и сохранения менталитета российского гражданина. «Няня Татьяны из "Евгения Онегина", Савелий из "Капитанской дочки", сама Арина Родионовна, нянюшка Пушкина – все они отходят в безвозвратное прошлое», – отмечал П.П. Блонский. С возмущением говорит он о том, что «современное воспитание русского ребенка не национально», и требует его преобразования. В качестве отрицательного примера он приводит решение одного из заседаний, посвященного образцовой практике организации игр в детском саду: внести в отечественную педагогику ряд игр и танцев североамериканских дикарей.

Формы образования в XIX в. – домашнее воспитание, обучение в государственных учреждениях и духовных училищах. Характерной особенностью этого периода является внимание к деятельности учителей-иностранцев и принятие ряда мер со стороны государства в защиту отечественного образования. 20 декабря 1812 г. указом царя было запрещено принимать иностранцев на службу без аттестатов.

Царский указ 1831 г. обязывал повысить надзор за частными учебными заведениями и учителями-иностранцами. До педагогической деятельности допускались учителя-иностранцы и наставники, имеющие положительные характеристики, а открытие пансионов разрешалось лишь иностранцам, проживающим в России не менее 5 лет.

В 1834 г. было запрещено принимать в дома дворян, чиновников и купцов иностранцев обоего пола, не получивших аттестатов от русских университетов на учительские, наставнические и гувернерские звания и не имеющих требуемых указом 1831 г. свидетельств о нравственном поведении.

Женские учебные заведения, находящиеся в ведомстве императрицы Марии, подразделялись на 3 разряда. В XIX в. в России складывается система среднего педагогического образования, в том числе женские учебные заведения разных форм собственности (государственные, частные, учреждения ведомства императрицы Марии), которые могли составить серьезную конкуренцию учителям-иностранцам.

После 1917 года домашнее образование и гувернерство как вид частной педагогической деятельности были запрещены, а подготовка отечественных кадров воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановлена. Вместе с тем, в советский период сохраняются элементы наставнической деятельности в форме репетиторства, которое носило стихийный характер и было направлено на компенсацию недостатков государственной системы образования, а также сущест-вовало в качестве дополнительного обучения по желанию родителей. Отличительная особенность этого этапа – перемещение акцента в деятельности гувернера с воспитательной на образовательную функцию.

Кризис государственной системы дошкольного образования начала 90-х годов прошлого века, законодательно закрепленная возможность получения образования в форме семейного с правом на государственную аттестацию сделали проблему гувернерства актуальной. Смена образовательной модели с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную в контексте гуманизации системы образования не только возобновила интерес к этому виду наставнической деятельности, но и повлекла за собой создание курсов, школ, направленных на подготовку домашних учителей и воспитателей.

Таким образом, этапы развития семейного и домашнего воспитания в России, отвечая потреб-ностям становления государства, отличались целями, формами и содержанием. Накопление научных знаний о семье как социальном институте, повышение значимости ее воспитательной функции позволили выделить семейную педагогику как самостоятельную отрасль педагогической науки.



Оглавление
Индивидуальное обучение.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Исторические аспекты становления домашнего образования в России
Педагог в системе домашнего обучения
Основные формы получения образования
Получение образования в форме семейного обучения
Получение образования в форме экстерната
Работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся
Формирование у учащихся действий, входящих в умение учиться
Проблемы формирования учебной мотивации у детей
Пути формирования у детей мотивации к учебной деятельности
Организация домашней работы учащихся
Технология индивидуализации обучения
Общие особенности технологий индивидуализации
Индивидуальная форма организации работы на уроке
Интернет-технологии в индивидуальном обучении
Новые технологии индивидуального обучения
Контроль в процессе обучения
Оценка знаний учащихся
Неуспеваемость учащихся
Измерение и оценка достижений ребенка
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
Индивидуальная образовательная траектория учащегося
Индивидуальная система занятий ученика
Организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов
Все страницы