Задачи партий как гражданского института

Политические партии остаются важнейшим гражданским институтом, предназначенным для проведения в жизнь идей, масштаб которых соразмерен масштабам самого общества. Согласно практике развитых демократий, тактическая задача партии – через институт выборов пройти в законодательный орган власти. А стратегически партии нацелены на то, чтобы оказывать решающее влияние на политику: либо сформировав правительство, либо трансформируя законодательное поле, в котором действует исполнительная власть.

Понятно, что именно в этом кроется потенциальное противоречие партии с действующей властью, которое результируется в термине «оппозиционная партия».

В связи с этим партийные организации принято делить на:

  • «партии власти», принципиально поддерживающие действующий режим;

  • «системную оппозицию», лояльную (лояльный – это доступный, человечный, человеколюбивый) конституционным нормам, устанавливающим рамки межпартийной борьбы и воздействия на правительственный курс;

  • «внесистемную оппозицию», допускающую нарушение установленных правил борьбы за власть.

Действующая исполнительная власть была заинтересована, в первую очередь, в поддержке своего курса законодательной властью, за которой закреплялась функция правового обслуживания.

На декабрьских выборах 2003 года парламентское большинство сформировали представители «партии власти», и тем самым названная задача была решена. Кроме того, исполнительная вертикаль желала отсечь своих потенциальных конкурентов (например, из бизнес-среды) от влияния на парламентский процесс, и во многом она этого добилась.

Однако ясно, что успех модернизации зависит не только от способности исполнительной власти контролировать законодательный процесс. Замкнутый круг стратегов модернизации нуждается не просто в проводниках своей воли, но в «креативных менеджерах» (креативный – это творческий, созидающий) – носителях смыслов и ценностей, рожденных действительной социальной средой, способных адаптировать общие идеи к частным запросам различных сегментов общества.

Вместо этого мы видим в Думе несколько более или менее крупных партийных образований, ни по отдельности, ни в совокупности не отвечающих названным условиям.



Оглавление
Новая избирательная система в России
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сопоставление различных систем выборов, положение партий в новых условиях
Курс Кремля на усиление гражданского общества, реальные трудности
Два смысла слова «государство»
Причины слабости авторитарно-бюрократической системы
Актуальность задач власти, их решение
Институты гражданского общества – потенциальные партнеры власти
Задачи партий как гражданского института
Авторитет политических партий
Кризис лидерства и дееспособности партий
Изменение модели выборов: аргументы в пользу пропорциональной системы
Механизмы выхода из застоя партийно-политической системы
ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Все страницы