Курс Кремля на усиление гражданского общества, реальные трудности

Споры по поводу целесообразности замены «смешанной» избирательной системы на «чистую» – мажоритарную или пропорциональную – обострились после декабрьских выборов в Государственную Думу. Согласно пропорционально-мажоритарной модели, 225 депутатов Государственной Думы избираются по партийным спискам и еще столько же по одномандатным округам.

Ясно, что политическая система России трансформируется быстрее, чем ее государственные институты. Настала пора оценить, насколько вписываются различные типы избирательной системы в актуальный российский контекст и при каких условиях тот или иной тип может принести плоды в виде более здорового политического развития страны.

В последние несколько лет в России наблюдались две параллельные, но не равносильные тенденции. Обе они получают исходные импульсы от власти, но развиваются и действуют с различной эффективностью. Именно эта асимметрия привела в итоге к кризису представительной демократии, который наглядно выявили выборы 2003.

С одной стороны, власть занимается собственным укреплением и за счет своих растущих ресурсов запускает то более, то менее успешные преобразования.

С другой стороны, в лице Президента власть взывает к содействию общества, в котором желала бы обрести партнера. Эти тенденции часто представляются (иногда с явной тенденциозностью) как противоречащие одна другой. Дело изображается так, будто стремление к авторитарному управлению социальными процессами – это суть принятого Кремлем курса, а слова о необходимости сильного гражданского общества, которое работало бы с властью рука об руку, только камуфлируют эту суть.

На деле, конечно, ситуация не так схематична, она сложнее и драматичнее. Именно потому, что у власти, оформленной в государственный исполнительный аппарат, нет ответственного и дееспособного партнера, прямо заинтересованного в модернизации страны, ей приходится все делать самой, концентрируя у себя полномочия и вместе с ними всю полноту ответственности.

Такая ситуация повышает риски не только для буксующей модернизации, но и для устойчиво­сти самой власти. Объективно она вовсе не заинтересована в беспредельном наращивании авторитарно используемых полномочий, даже если отдельные фракции внутри властной элиты способствуют этому. Чтобы оставаться эффективной, высшей государственной власти не обязательно вмешиваться решительно повсюду, что является очень затратным делом.

В первую очередь, это осознает Президент, который в глазах населения олицетворяет реформы и отвечает за их результаты. Отсюда инициированные им усилия по формированию из граждан­ских организаций координирование действующих институтов. Отсюда программные посылы о желательности свободной и конструктивной гражданской инициативы, не раз озвученные Президентом.

Но пока результаты, ради которых ведется эта деятельность, заметны меньше, чем хотелось бы. «На выходе» власть желает получить работоспособные институты гражданского общества, которые разделяли бы принципиальные установки модернизации, но действовали бы самостоятельно.
Для этого нужны обоюдные шаги: власти требуется убедить партнера в том, что выбранный курс выгоден ему самому, а гражданское общество должно снять с властного субъекта часть избыточ­ной нагрузки, приняв на себя развитие и обслуживание целых сегментов общественной жизни.



Оглавление
Новая избирательная система в России
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сопоставление различных систем выборов, положение партий в новых условиях
Курс Кремля на усиление гражданского общества, реальные трудности
Два смысла слова «государство»
Причины слабости авторитарно-бюрократической системы
Актуальность задач власти, их решение
Институты гражданского общества – потенциальные партнеры власти
Задачи партий как гражданского института
Авторитет политических партий
Кризис лидерства и дееспособности партий
Изменение модели выборов: аргументы в пользу пропорциональной системы
Механизмы выхода из застоя партийно-политической системы
ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Все страницы