Северо-языческая субэтносистема

В контексте нашего исследования российская Северо-языческая субэтносистема (СЯСЭС) несколько своеобразна, с точки зрения внутренней структуры. Языческая цивилизация в современном мире обладает инстинктом самосохранения, который выступает в виде самообособления. Это положение целиком и полностью относится к северо-языческим ареалам Северной Америки, а также языческим районам Центральной Африки и небольшой части Южной Америки. Кроме России, нигде в мире очаги языческой цивилизации не входят в этносистему. Россия с XVI в. плавно включала языческие ареалы в свою этносистему, не затрагивая инстинкт самосохранения (в отличие, например, от подобного процесса в Кавказской и Среднеазиатской субэтносистемах). В тот период формирования российской государственности современные ареалы СЯСЭС практически не имели того экономического значения, какое они приобретают с середины XIX в. Поэтому централизованное государство не имело «особых проблем» с этими регионами, тем более что средства коммуникации и инфраструктура вообще были развиты слабо.

Советский период внес существенные коррективы. Несмотря на ряд полярных точек зрения советская власть значительно укрепила этносистемность государства. И это не случайно, так как господствующее идеополе наряду с прочими составляющими включило жесткий, даже принудительный интернационализм. Это проявилось не столько во внешнеполитической стратегии, сколько во внутренней национальной политике. Здесь никакие компромиссы не допускались. Несмотря на официальную доктрину «права наций на самоопределение[4] вплоть до отделения», на практике малейшие проявления национализма[5] гасились на самой ранней стадии их возникновения. В силу этого обстоятельства и учитывая инстинкт самосохранения северных народов и народностей СССР (России), относящихся к Языческой цивилизации, этносистемность в северных регионах начала формироваться значительно позже, чем в других частях страны, а именно в 60-80-е годы XX столетия. Поэтому можно считать процесс создания этносистемы незавершенным, что создает потенциальные трудности при формировании новой российской государственности.

В чем состоит специфика СЯСЭС, каковы составляющие ее элементы? Она включает: северное окаймление центральной части РФ, а также северо-восточный ареал, составляющий собственно Северо-Языческую субэтносистему. С точки зрения этнополитики, она объединяет ряд внутренних сибирских регионов, а также отдельные «пятна» на Дальнем Востоке, Камчатке и в северо-восточной части страны. Ареалы СЯСЭС фактически охватывают 2/3 территории Российской Федерации. В ней сосредоточены огромные запасы нефти, газа, алмазов, золота, никеля, молибдена и других редкоземельных металлов. Именно здесь находится основной массив промышленного леса (Карелия). Следовательно, потенциальная и реальная мощь России во многом зависит от состояния и государственного строительства в этом регионе. «Вахтовый» метод освоения ареала СЯСЭС придает особую специфику ее этногенезу.

Что касается малых коренных народностей, то в различных пропорциях они представлены карелами, ненцами, коми, коми-пермяками, марийцами, ямало-ненцами, ханты, манси, эвенками, саха, чукчами, коряками. Это далеко не полный перечень народностей, проживающих в регионе. На наш взгляд, важнейшим моментом, с точки зрения сохранения территориальной целостности и среды обитания перечисленных этносов, является всесторонняя поддержка конкретных этногрупп, но ни в коем случае не распространение принципа территориального самоопределения по этническому принципу. Такая поддержка должна носить социально-экономический и этнокуль-турный характер. Если же ввести принцип национально-территориального самоопределения, как это проделано в отношении Республики Саха (Якутия), то получим совершенно искаженную картину. Малый этнос саха, представляющий меньшинство населения, становится титульным и, следовательно, постепенно заполняет властно-распорядительные структуры в республике.

По мере концентрации представителей данного этноса в различных властных и управленческих структурах он начинает постепенно отходить от своих генетически и исторически обусловленных исключительно сложных форм ведения хозяйства (оленеводство и др.). Любопытно, что представители коренных этносов (русские, казахи, украинцы и др.) в силу тех же генетических особенностей подобного рода деятельностью заниматься не будут. В результате получаем не эффективную модель управления, а фактор вымирания малых титульных народностей. Другими словами, с потерей этногенетических традиций северо-языческие этносы и народности либо растворяются, либо вымирают физически. Получается, что благодаря национально-территориальному самоопределению в ареалах СЯСЭС происходит и стимулируется уничтожение этих самых этносов и народностей. В этом же направлении действует и названный выше «вахтовый» метод формирования этносистемности.

При современной тенденции к ликвидации государственной поддержки этих регионов многие ее этносистемообразующие элементы начинают покидать указанные регионы. В итоге происходит вертикально-цивилизационное развитие (а фактически деградация) микроэтнократизации, что ведет к гибели этих этносов и в конечном счете - к образованию тех самых «геополитических пустот». Современный мир «геополитических пустот» долго не терпит. Поэтому вполне вероятно, что аналогичные этносы и народности, проживающие в территориальном сопределе США, Канады, а также ряда североевропейских стран, которые находятся, с одной стороны, на более высоком уровне вертикально-цивилизационного развития, а с другой — целенаправленно вытесняются соответствующими крупными нациями (англосаксы и др.), начнут перемещаться в российские «геополитические пустоты». Это обусловлено еще и тем, что северо-языческие этносы и народности являются практически единственными, которые могут естественно проживать в суровых северных условиях.

Небольшие национально-территориальные единицы (например, Ямало-Ненецкий автономный округ), обладающие определенными властно-экономическими функциями и имеющие слабую экономическую поддержку от центра, вынуждены за бесценок продавать западным компаниям огромные перспективные нефтяные месторождения. Такие «договоры» носят, как правило, неравноправный характер и предусматривают свободный вывоз всей прибыли за рубеж, причем нередко используются экологически опасные технологии, что является дополнительным фактором уничтожения среды обитания малых северных народностей.



Оглавление
Субэтносистемы и их динамика
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СУБЭТНОСИСТЕМЫ И ИХ ДИНАМИКА
Центральное ядро России
Северо-языческая субэтносистема
Восточно-буддийская субэтносистема
Кавказская и среднеазиатская субэтносистемы
Геоатомное строение кавказской и среднеазиатской субэтносистем
Предложения к власть имущим и власть неимущим
Западно-христианская субэтносистема
Соотношение
Перспективы
Вместо заключения
Все страницы