Водоохранные зоны Москвы

Водоохранные зоны - территории, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 ВК РФ).

ВК устанавливает размеры водоохранных зон только за границами поселений.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до 10 км – 50 м; от 10 до 50 км – 100 м; от 50 до 100 км – 200 м. Для рек, ручьев, протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранные зоны совпадают с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны истоков реки, ручья – 50 м.

Таким образом, водоохранная зона такой крупной реки, как Волга, сокращена с 500 до 200 м. Тем самым сделана попытка узаконить застройку водоохранных зон и береговой линии.

Положение, запрещающее строительство в прибрежной полосе, отсутствует. Поэтому согласно ВК-2006 возводить постройки разрешено не только в водоохраной зоне, но при условии оборудования их очистными сооружениями - и в прибрежной защитной полосе, то есть на расстоянии 30-50 м до воды.

Размеры и границы воодоохранных зон на территории Москвы устанавливаются, исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с Генеральным планом.

Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

Водоохранная зона источников питьевого водоснабжения Москвы является особо охраняемой территорией. Ее границы определяются на карте, а в натуре отмечаются особыми знаками.

Согласно федеральному и московскому экологическому законодательству водоохранные зоны следует избавить от складов, гаражей, мастерских и пр. Но для этого необходимо определить четкие границы водоохранных зон, чего пока не сделано. У городских властей на это нет полномочий, вести работу должна федеральная структура – Московско-Окское бассейновое управление. Эта организация уже составила смету работ, но денег на воплощение у нее нет и не предвидится. Поэтому нет законных оснований требовать от предпринимателей, чтобы они передвинули свои предприятия или убрали с берегов дебаркадеры.

Кроме того, Министерство окружающей среды Московской области неохотно сотрудничало со своими московскими коллегами и не принимало мер к предприятиям, сбрасывающим в реки свои канализационные стоки. Теперь же, после его упразднения, положение, по-видимому, еще больше осложнится.

Московская региональная природоохранная прокуратура выявила в Мытищинском, Пушкин-ском и Истринском районах Подмосковья более 200 животноводческих ферм, расположенных в охраняемых зонах и спускающих в воду рек навозные массы, поскольку очистные сооружения на фермах отсутствуют. Самый крупный штраф за ущерб водоохранным зонам – 140 млн 900 тыс. руб. – был наложен на АОЗТ «Останкино».

На территории памятника природы «Долина реки Яузы» природоохранной прокуратурой Москвы были выявлены нарушения ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях» – захламление и загрязнение со стороны ряда хозяйствующих организаций.

Правительство Москвы пришло к решению вывести все «экологически вредные» предприятия с территории бассейна реки Яузы, примыкающей к особо охраняемой природоохранной зоне национального парка «Лосиный остров». Власти мегаполиса решили продолжить превращение северо-востока столицы в один большой гидропарк. Территории, лежащие по берегам Яузы, Лихоборки, Чермянки и речушки Ички, будут приспособлены для отдыха, развлечений и спортивных занятий горожан.

Начать облагораживание 12 прибрежных зон намечено с очистки самих рек. Попутно подлежащие реконструкции земли предполагается освободить от размещенных здесь гаражей и автостоянок. Взамен решено построить современные многоярусные гаражи, но вне природоохранных зон. А непосредственно «у воды» станут возводить только культурно-досуговые и спортивно-развлекательные комплексы, небольшие торговые центры, кафе и рестораны.

Работы по благоустройству речных территорий одновременно начнутся в Бибиреве, Северном Медведкове, Свиблове, а также в Лосиноостровском, Ярославском и Бабушкинском районах.
По планам основная масса пойменных земель СВАО преобразится уже к 2010 году.

Власти Московской области обвиняют «Мосводоканал» в деятельности, наносящей вред подмосковной природе: в результате многолетнего функционирования станций водоподготовки накоплены массивные донные отложения в бассейне реки Москвы, а также в Клязьминском, Пироговском и других водохранилищах, токсичные инфильтраты которых отравляют подземные водоносные горизонты. В водах, поступающих в Московскую область и якобы очищенных «Мосводоканалом», обнаружено многократное превышение предельно допустимых концентраций токсичных веществ. В результате в ряде населенных пунктов области, расположенных ниже московских очистных сооружений, отмечается необычно высокий уровень онкологических, эндокринных и других заболеваний, а также случаи мутаций растений, рыб и домашних животных.

При этом платежи за загрязнение окружающей среды, как и налоги от хозяйственной деятельности «Мосводоканала», поступают в бюджет Москвы.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы