Утилизация промышленных отходов

Современное обращение с отходами включает процессы рециклинга (в среднем 10–20%), складирования на полигонах (до 80%) и уничтожения. Все применяемые технологии направлены, прежде всего, на превращение отходов во вторичные материальные и энергетические ресурсы, предотвращение деградации среды, обеспечение безопасности населения промышленных регионов, ресурсо- и энергосбережение.

Малоопасные инертные промышленные отходы – IV класса опасности – в основном, размещаются на полигонах. Эти отходы проходят строгую сертификацию, включая согласование с органами санитарного надзора, и радиационный контроль. В 2002 году на базовом муниципальном полигоне ГП «Промотходы» в Саларьево было размещено около 950 тыс. тонн промышленных отходов. Инертные промотходы также размещались на полигонах твердых бытовых отходов в Хметьево и Тимохово.

Актуальным в настоящее время является развитие технологий переработки и регенерации отходов, позволяющих производить вторичную продукцию. Вопросы использования вторичных ресурсов нашли свое отражение в программе первоочередных мероприятий по развитию системы централизованного сбора и переработки вторичного сырья, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 5 марта 1996 № 211.

По причине сокращения традиционных рынков сбыта собираемой в городе макулатуры было принято решение о развитии собственных производств по ее переработке. К настоящему времени городом приобретена и смонтирована финская технологическая линия по производству из макулатуры экологически чистого теплоизоляционного материала – эковаты – производитель-ностью 6 тыс. тонн в год. Принято решение о развитии данного производства с целью получения из эковаты более удобных изделий в виде плит и панелей для массового жилищного строительства.

Большое внимание уделяется переработке отходов из резины, особенно изношенных автопокрышек. Предусмотрен пуск в действие первой очереди комплекса по переработке шин производительностью в 3,5 тыс. тонн в год на Тушинском машиностроительном заводе.

Общий объем строительных отходов, образующихся в Москве, можно оценить в 6,5 млн тонн в год. В настоящее время в городе имеется 5 установок по переработке строительных отходов – три частные и две государственные. Их средняя годовая производительность составляет 50 тыс. тонн. Для утилизации всего количества строительных отходов Москве, по данным ГП «Промотходы», необходимо не менее 15 комплексов по их переработке.

Нефтесодержащие отходы – это, прежде всего, отработанные нефтепродукты. По оценке ГП «Промотходы», их количество на промышленных предприятиях составляет около 30 тыс. тонн, а по иным данным, объемы только отработанных автомобильных масел достигают 60 тыс. тонн в год. Для полного решения проблемы отработанных нефтепродуктов, образующихся в городе, помимо создания производств по переработке необходимо организовать их централизованный сбор и обязательную сертификацию. Это позволит не только увеличить объемы повторного использования отработанных нефтепродуктов, но и резко уменьшить возможности их неконтролируемого вывоза и сброса на открытые территории и в водоемы региона.

Отходы гальванических производств получаются при добыче из гальваношламов цветных металлов, неорганических пигментов, экологически чистого шлама; при переработке медно-аммиачных электролитов для получения из них товарной хлорокиси меди и неорганических пигментов и пр. Следует отметить, что количество этих отходов уменьшается относительно прогнозируемого в связи с общим спадом производства.

Ртутьсодержащие отходы содержатся, главным образом, в отработанных люминесцентных лампах. Переработка их производится на специализированных предприятиях, объединенных в ассоциацию «Ртуть-Сервис» и НПО «Спутник-ТУ». Полученный ртутьсодержащий концентрат подлежит дальнейшему использованию. Налажен выпуск типовых контейнеров для безопасной транспортировки отработанных люминесцентных ламп.

Тем не менее, Госинспекцией по охране земель и отходам Департамента природопользования Москвы выявлены крупные накопления ртутных ламп и приборов различными организациями города – медицинские, учебные и др. бюджетные учреждения, – которые в силу отсутствия средств не в состоянии сдавать их на переработку.

Воздействие твердых и опасных отходов на нижние слои атмосферного воздуха заключается в интенсивном испарении с поверхности полигонов разнообразных загрязняющих веществ – ртути, мышьяка, ТМ и др. Еще более опасные загрязнители возникают при самовозгорании, поджогах и пожарах на свалках. При горении образовываются диоксины, фураны, хлорированный дибензодиозон. Строительство мусоросжигающих заводов ставит под угрозу экологическую безопасность города. К нам пытаются перенести технологии, от которых на Западе уже отказываются. Так, возведение МСЗ комплекса в Руднево, ведущееся уже несколько лет по технологии немецкой фирмы Хольтер, незаконно, так как проект не прошел экологической экспертизы. В Европе сжигание бытовых отходов запрещено. Мусоросжигающие предприятия уже несколько лет назад признаны источниками диоксинов. И если испарения, поднимающиеся от открытых свалок, оседают в радиусе 3–5 км, то диоксины из МСЗ разносятся ветром на 20–30 км.

Всего в Москве согласно плану развития города будут действовать 4 подобных предприятий: к ныне существующему МСЗ в Бирюлеве прибавятся заводы в Руднево, Алтуфьево и Южном Бутове. Уже в проекте МСЗ в Руднево заложены объемы выбросов, существенно превышающие нормы ЕС.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Источники правового регулирования экологии Москвы
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Правовое положение предприятия как источника опасности для среды города
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Источники радиационного загрязнения Москвы
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы
Современное состояние грунтовых вод Москвы
Актуальные проблемы современного водного законодательства Москвы
Водоохранные зоны Москвы
Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой
Понятие и состав земель Москвы
Проблемы подтопления городских земель
Правовая регламентация земельных отношений в Москве
Государственный контроль за охраной и использованием городских земель
Анализ экологического состояния почв Москвы
Понятие и виды городских озелененных территорий
Состояние зеленых насаждений Москвы
Правовой режим городских зеленых насаждений
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Современное состояние животного мира Москвы
Федеральное и московское законодательство в области охраны животного мира
Классификация отходов
Нормативная база регулирования обращения с отходами
Утилизация промышленных отходов
Политика Москвы в области обращения с отходами
Все страницы